Анна Фомина
Использование современного оборудования в коррекции познавательной сферы у детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В целях совершенствования социально – психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями здоровья (долее ОВЗ) на базе Шекснинской спецшколы в 2014 году был создан центр реабилитации «ДОМ: добротой откроем мир» - это современный многофункциональный комплекс оборудования, позволяющий многогранно и многопланово проводить психологическую диагностику, индивидуальную и групповую коррекционно – развивающую работу с детьми и подростками с ОВЗ на основе современных технологий.
Публикация «Использование современного оборудования в коррекции познавательной сферы у детей с ОВЗ» размещена в разделах
В рамках данного проекта результатом первого этапа является оборудование комнаты психомоторного развития. Прежде всего, это форма психологической поддержки ребенка в стрессовых ситуациях, снятие тревожности. В результате игры дети становятся спокойнее, уравновешеннее и внимательнее друг к другу. Основная цель – развитие и коррекция познавательной сферы у детей с ОВЗ.
Игровые пособия, представленные в кабинете условно можно разделить на шесть групп: «Балансировка и координация», «Развивающие игры», «Игры на развитие тактильной чувствительности» «Экспериментирование: вес, звук», «Экспериментирование: оптические эффекты» и игровой психологический комплект «Пертра».
Игровые пособия «Балансировка и координация» помогают развитию у детей пространственной ориентировки, координации движений, осознания схемы собственного тела, навыка планирования и анализа своей деятельности, концентрации внимания. С помощью данных игр удается снять мышечное напряжение, снизить излишнюю напряженность и агрессивность.
К данной группе относятся: «Баррикадо», «Гонщик», «Кочки на болоте», «Мяч на резинке», «Пассадо», «Скалолазы», «Сырный ломтик», «Черепаха», «Шарик в лабиринте», «Шагомобиль», панель-лабиринт «Рисуем ногами».
Пособия «Развивающие игры», направлены на развитие внимания, памяти, воображения, мышления, зрительного восприятия, мелкой моторики, а так же способствуют развитию усидчивости, упорства, выдержки, формирования навыка самоконтроля, к ним относим «Колоретто», «Виколетто», «Колоретто», конструктор «Шатти», «Треугольник», «Формидо», «Кубики Теневые», магнитный лабиринт.
Конструирование, как один из видов продуктивной деятельности, позволяет развивать мелкую моторику, наглядно-пространственное моделирование, формирует навыки наглядно-образного и абстрактного мышления, создает условия для развития творческого воображения. При конструировании развивается воображение, зрительная и логическая память, произвольное внимание, умение сосредотачиваться и распределять внимание. Для развития конструктивной деятельности детей очень хороши кубики, предложенные Еленой и Борисом Никитиными: «Уникуб», «Логические», «Сложи узор», «Кирпичики».
Игровые пособия группы «Развитие тактильной чувствительности» в первую очередь решают такую задачу как обогащение сенсорных ощущений: тактильной памяти и восприятия, при этом одновременно развивается внимание, наблюдательность, устная речь. К данной группе относятся «ТактиЛото», «Сенсино» (набор «Различные поверхности», «Простые геометрические формы», «Сложные геометрические формы», «Цифры», «Животные», «Зоопарк из Тарамбуко», «Сенсорная тропа», тактильные панели.
Игры способствую развитию зрительного и тактильного восприятия, наблюдательности, мышления, умению описывать результаты опыта. Наблюдая за одним и тем же предметом, каждый воспринимает его по своему. Изучение оптических иллюзий дает возможность задуматься над привычными, обыкновенными вещами, а самое главное – учит детей фиксировать особенности своего зрительного восприятия.
Игровой комплект Пертра
Комплект разработала педагог-практик Марианна Фростиг, взяв за основу концепцию творческого формирования как ребенка, так и самого педагога. Данный набор представляет собой широкое поле "общения" ребенка с деталями - манипуляторами. Игровой комплект способствует обогащению внимания; зрительной, тактильной, кинетической памяти; речи и мышления; пробуждает фантазию и любопытство детей и способствует их творческому развитию и состоит из семи наборов игровых средств в чемоданах, двух досок - основ и мобильного стеллажа, в котором они размещены.
Чемодан 1 «Пространство на плоскости» предназначен для формирования представлений детей о пространстве, взаиморасположении объектов и знакомства с различными видами линий. В составе комплекта деревянные пластины с фигурными или прямыми пазами на лицевой стороне и соответствующим рисунком на оборотной стороне, а также фигурки машин и людей. Ребенок может выстраивать узоры из линий, «прокладывать дороги», и прослеживать движение фигурок.
Чемодан 2 «Упорядочение элементов» позволяет формировать представления детей о геометрических формах, симметрии, цвете, размере, способствует усвоению пространственных отношений (лево-право, верх-низ, шире-уже и т. д.) и математических понятий (больше-меньше, столько же и т. д.). Задания на классификацию деталей комплекта развивают способности к аналитической деятельности.
Чемодан 3 «Одинаковое и разное». Веревки и стержни, на которые нанизываются друг за другом бусины, цилиндры и шайбы всевозможных цветов и размеров, дают возможность потренироваться в построении периодических последовательностей, словесном описании цепочек. Сортируя бусины, дети развивают способность к классификации и сравнению.
Чемодан 4 «Пространство и преобразование» Специальные доски и шаблоны можно ощупывать, просовывать друг в друга, обводить на листе бумаги. Работа с набором позволяет создать у ребенка кинестетический образ различных форм, осознавать взаимное расположение трехмерных фигур, правильно соотносить размеры объектов.
Чемодан 5 «От каракуль к каллиграфии» В составе набора деревянные детали с канавками, по которым может кататься металлический шарик или передвигаться предметная фигурка. При работе с металлическим шариком канавка накрывается оргстеклом и ребенок передвигает шарик через стекло при помощи магнитной ручки. Занятия с набором способствуют формированию содружественных движений глаз и руки, тренируют точность движений пальцев, развивают навык владения письменными принадлежностями.
Чемодан 6 «От хватания к схватыванию. Занятия с набором способствуют развитию дифференцированных хватательных движений и формируют умение дозировать мышечные усилия. В состав набора входит доска – основа с отверстиями, штыри, цилиндры, шайбы, бусины, шнуры, резинки, прищепки и пр. Занятия с использованием элементов данного набора помогут развитию навыков счета и классификации.
Чемодан 7 «Начальные математические знания». Элементы этого набора помогут отработать необходимые математические навыки: пересчет, сравнение, классификацию, определение количества и выполнение первых вычислений. Формируется понятие о числе, множестве, составе числа.
На втором этапе реализации поставленной цели, специалистами учреждения была разработана рабочая коррекционно – развивающая программа «Шаг вперед», а также учебно – методический комплект – руководство к действия для заинтересованных родителей и педагогов. Новизна данной программы заключается в том, что интеграция современных образовательных технологий в систему основного и дополнительного образования детей с ОВЗ позволит преподавателям, дефектологам и даже родителям провести коррекцию познавательной сферы, приобрести недостающие навыки и знания, необходимые для полноценной адаптации в социуме. Подробно с данной программой можно познакомиться на международном образовательном портале «MAAA.ru» в разделе «Детский сад: методические разработки», видеофильм по практическому применению опубликован в интернет – системе Googl и доступно по адресу: http://youtu.be/CHRuQ0P1fic. Краткое содержание учебно – методического комплекта представлено в презентации.
Несмотря на то, что представленное оборудование дорогостоящее, есть возможность самостоятельно изготовить аналог своими руками. Для этого потребуется немного усидчивости, желания и подручных средств (бросовый материал, картон, цветная бумага, деревянные бруски и т. п.).
Коррекция и развитие – две составляющих единого процесса, позволяющего ребенку встроиться в учебный процесс, реализующийся в любом образовательном учреждении. Среда, в которой может реализоваться такой единый процесс должна включать в себя многофункциональное помещение, в котором педагог имеет возможность организовывать индивидуальные занятия или работу в малых группах, помогая детям справиться со специфическими психологическими, физиологическими проблемами. Для такой коррекционно-развивающей работы прекрасной находкой, на наш взгляд и является комната психомоторного развития - островок спонтанности в детском мире ограничений.