Снежанна Архипова
Использование современного физкультурного оборудования для формирования правильной осанки
▼ Скачать +Заказ
Сегодня становятся привычными тревожные данные о систематическом ухудшении состояния здоровья, снижении уровня физической и двигательной подготовленности детей дошкольного возраста. И хотя данные о количестве таких детей противоречивы, все исследователи сходятся в главном, что эти негативные тенденции продолжают усугубляться.
Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, заболевания в неонатальном и более позднем периоде развития ребенка, связанных с ограничением двигательной активности. Все это отрицательно сказывается на состоянии скелетных мышц и позвоночника. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющего вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.
Публикация «Использование современного физкультурного оборудования для формирования правильной осанки» размещена в разделах
- Нестандартное оборудование по физкультуре
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Правильная осанка, как всякий двигательный навык, формируется с самого раннего детства. Она образуется, также как и другие сложные двигательные рефлексы, приобретаемые и закрепляемые в процессе всей жизни, под влиянием многих условий. Осанка зависит от гармоничной работы мышц, состояния костной системы, связочно-суставного и нервно-мышечного аппарата, от правильности положения позвоночника, головы, плечевого пояса, таза и ног. При этом важна не только сила мышц, но и равномерное их развитие.
В современных условиях полноценное воспитание и развитие здорового ребенка возможно только при интеграции образовательной и лечебно-оздоровительной деятельности дошкольного учреждения и, следовательно, тесного взаимодействия педагогов и медицинских работников.
Таким образом, существует необходимость разработки методики физического воспитания в дошкольных учреждениях, с помощью которой на фоне развития у детей движений соответствующего возрастным нормам, осуществлялась профилактика и коррекция нарушений у них опорно-двигательного аппарата.
Одним из очень эффективных средств развития и коррекции осанки детей дошкольного возраста являются занятия с большими гимнастическими мячами и полусферами.
Гимнастика на мячах активно способствует становлению правильной осанки, формированию оптимального стереотипа статики. Нестабильная опора заставляет мышцы, в первую очередь туловища, постоянно быть включенными, искать баланс равновесия, устойчивости. Мяч являет собой великолепный тренажер для формирования рефлекса правильной осанки и мышечного корсета.
В целях улучшения условий для формирования правильной осанки и развития равновесия включается работа на балансирах (полусферах). При выполнении упражнений на равновесие развивается, и тренируется ощущение положения тела в пространстве, вырабатывается так называемая «схема тела», позволяющая принимать в дальнейшем заданную позу.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что систематическая, целенаправленная, планомерная работа на гимнастических мячах и полусферах дает возможность успешно решать задачу по формированию правильной осанки у дошкольников.
С детьми использовались разнообразные формы организации двигательной активности для формирования правильной осанки.
Утренняя гимнастика была направлена на укрепление организма ребенка и создание бодрого, жизнерадостного настроения на весь день. Проводилась ежедневно до завтрака в течение 6-8 минут, в теплое время года - на воздухе.
Комплекс утренней гимнастики обязательно включал упражнения с использованием гимнастических мячей и полусфер для формирования правильной осанки.
Утренняя прогулка – наиболее благоприятное время для подвижных игр и физических упражнений. Их продолжительность 10-15 мин. При планировании этой формы двигательной активности учитывался общий распорядок дня. Так, в дни проведения занятий по физической культуре включаются игры и упражнения средней и низкой интенсивности в конце прогулки. Детям предлагалась одна подвижная игра и одно физическое упражнение. В другие дни на прогулке проводилась одна - две подвижные игры и два физических упражнения (одно - спортивного характера).
Подвижные игры, направленные на укрепление мышечного корсета: «Цветочная поляна», «Черепаха», «Веселые медвежата», «Гордая цапля», «Коралловые рифы», «Быстрые лангусты», «Голодная акула» и др.
Гимнастика после дневного сна проводилась ежедневно в сочетании с контрастными воздушными ваннами после подъема детей. Эта форма двигательной активности помогала детям быстрее войти в активное состояние, вызывала у них положительные эмоции, укрепляла мышечный тонус. Проводилась при открытых фрамугах, дети занимались в спальне или групповой комнате в трусиках и босиком.
Нами использовались следующие упражнения «Самолетик», «Жучок», «Потягивание», «Колобок».
Одним из очень эффективных средств развития и коррекции осанки детей дошкольного возраста являются занятия с большими гимнастическими мячами и полусферами. Поэтому был разработан перспективный план работы, сделана подборка упражнений на гимнастических мячах и полусферах, разработана серия подвижных игр.
Анализ эффективности системы работы позволил сделать выводы, что проблема формирования правильной осанки в настоящее время чрезвычайно актуальна, решать которую необходимо с дошкольного возраста.
Для реализации этой проблемы разработаны традиционные и нетрадиционные средства и способы.
Обеспечение гармоничного физического развития в соответствии с основными факторами развития (социального, психического) и уровнем здоровья ребенка, его индивидуальными особенностями является основной задачей физической культуры. Формирование оптимального двигательного стереотипа и осанки являются базовыми в программе дошкольного и школьного физического воспитания детей.