Приложение МААМ

Использование сказок в экологическом образовании детей дошкольного возраста

Колесникова Екатерина
Использование сказок в экологическом образовании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование сказок в экологическом образовании детей дошкольного возраста» в настоящее время – это тема является актуальной. Дошкольный возраст – важнейший этап в становлении экологического мировоззрения людей, предусматривающий создание предпосылок гуманного взаимодействия с природной средой. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой является средством создания в их сознании реалистических знаний об окружающем мире, основанных на чувственном опыте. Эти знания необходимы для формирования материалистического понимание мира. Сведения о природе имеют непреходящее значение в формировании зачатков экологической культуры. Именно экологическая сказка вызывает эмоциональную отзывчивость, любознательность, единство знаний и переживаний, склонность детей к воображению, фантазии. Экологическая сказка – это литературное произведение, отражающее природные явления, объекты природы, взаимосвязи и взаимозависимости, существующие в природе, в фантазийной форме, формирующие экологическое, гуманное отношение человека к природе.

Публикация «Использование сказок в экологическом образовании детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Экологические сказки – уникальное средство воспитания детей. Полученные знания всегда должны нести нравственный потенциал, затрагивать душу ребенка, вызывать отклик и понимание им экологических проблем. Результатом этого будет продуктивно-творческая работа, которая будет выражаться в рисунке, лепке, аппликации, а также в сочинении собственных сказок.

Главная задача экологического образования в детском саду – научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. В формирование экологической культуры ребенка главная роль отводится экологическим сказкам.

Такие педагоги как: С. А. Веретенниковой, Н. Ф. Виноградовой, С. Д. Дерябо, С. А. Козловой, С. Н. Николаевой, Н. А. Рыжовой, Д. Б. Эльконина и другие, считают сказку действенным средством воспитания и используют ее для развития различных сторон личности ребенка. Однако, как средство экологического воспитания сказка природоведческого содержания используется недостаточно. Учеными Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, А. В. Запорожец было доказано, что через эмоциональное взаимодействие с образами дети усваивают определенные знания и представления, производят конкретные суждения, определяют личностные умозаключения. Однако на практике экологические сказки применяются не часто.

Данная тема в науке изучена хорошо. Её исследованиями занимались многие выдающиеся мыслители и педагоги прошлого. Они придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе.

Большое значение в научном обосновании методики ознакомления с природой сыграли исследования, которые начали проводиться в 1950-е годы на кафедрах дошкольной педагогики пединститутов. Одно из первых – исследование Э. И. Залкинд, посвященное ознакомлению дошкольников с птицами, – показало, как важна правильная организация чувственного восприятия объектов природы: продуманное руководство наблюдениями дает детям много впечатлений, которые преобразуются в конкретные и обобщенные представления, способствуют развитию речи.

В начале 1970-х годов начали проводиться педагогические исследования, которые в дальнейшем вошли в ядро теоретико-экспериментального обоснования методики экологического воспитания дошкольников. Это было связано с новыми идеями, инициированными Академией педагогических наук. Детскими психологами (В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин и др.) провозглашалась необходимость: 1) усложнения содержания обучения – привнесения в него теоретических знаний, отражающих закономерности окружающей действительности; 2) построения системы знаний, усвоение которых обеспечивало бы эффективное умственное развитие детей.

Реализацией этой идеи в сфере дошкольного воспитания, которая должна была обеспечить хорошую подготовку детей к школе, занимались А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъяков, Л. А. Венгер. Психологи обосновали положение о том, что дети дошкольного возраста могут усвоить систему взаимосвязанных знаний, отражающую закономерности той или другой области действительности, если эта система будет доступна наглядно-образному мышлению, преобладающему в этом возрасте.

Можно выделить основные критерии, на которые обращают внимание педагоги, психологи и другие в изучении экологических сказок в образовании детей дошкольного возраста.

- Известно, что форма сказки наиболее доступна для дошкольников.

-Сказка увлекает детей своим действием, вводит в воображаемые обстоятельства.

-Сказка заставляет переживать вместе с героями.

-Экологические сказки требуют определенной точности и конкретности, поскольку они должны сообщать детям новые сведения о природе. Ошибка, неточность в описании факта, явления может быть воспринята детьми как правда. Так сказка В. В. Бианки «Как муравьишка домой спешил» позволяет познакомить дошкольников с миром насекомых. Через нее дети получают научные знания о муравьях и их поведении, различных видах жуков, клопах (водомерка, стадиях развития и видах бабочек (гусеницы листовертки, пяденицы, а также о паукообразных. Сказка «Терентий-тетерев» позволяет дать детям представления о жизни в лесу в зимний период. При работе с данной сказкой педагог может познакомить детей со многими видами зверей и птиц, которые активны в лесу в зимний период, рассказать детям о том, где прячутся животные в зимние холода, чем питаются. Представления о смене времен года, образе жизни птиц и зверей, взаимосвязях в природе дети получают при работе со сказкой Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка».

-Сказка формирует бережное отношение ребенка к животным. Например, сказка К. Д. Ушинского «Слепая лошадь». Из этого произведения дети получают также достаточно сведений об образе жизни лошади, о том, как лошади помогают человеку.

-Сказка дает новые представления, которые влияют на последующие поступки детей. Даже слушая сказку, младшие дошкольники ставят себя в позицию героя сказки, иногда даже пытаются вмешаться в ход действия. Старшие дошкольники пытаются занимать позицию постороннего наблюдателя.

-Сказка побуждает умственную активность ребенка, заставляет делать выводы, недоступные для него при других обстоятельствах.

-Чтение экологических сказок решает в большей степени задачи формирования экологических представлений (о взаимосвязях, существующих в природе, о потребностях объектов природы, об их приспособлениях к условиям существования и др., реже – задачи формирования нравственного отношения к природе. Такое одностороннее использование произведений лишает ребенка возможности осознать, почувствовать эстетическую ценность объектов природы.

Публикации по теме:

Дидактическая игра-пособие «Герои сказок. Какие они» для детей дошкольного возрастаДидактическая игра-пособие «Герои сказок. Какие они» для детей дошкольного возраста Вашему вниманию предлагается дидактическая игра-пособие «Герои сказок. Какие они?» для детей дошкольного возраста. Цель: умение детей определять.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста "Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании с детьми младшего дошкольного возраста" Цель: обеспечить дошкольнику возможность.

Использование игровых технологий в образованииИспользование игровых технологий в образовании Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 58 «Белочка» Использование игровых.

Использование информационных технологий в дошкольном образованииИспользование информационных технологий в дошкольном образовании Данная статья посвящена актуальной проблеме использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании. В статье раскрываются.

Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников»Консультация для педагогов «Использование технологии ТРИЗ в музыкальном образовании старших дошкольников» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия.

Консультация для воспитателей «Развивающая среда в экологическом образовании дошкольников» Одно из важнейших условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении – целесообразная организация предметно-развивающей.

Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании»Фотоотчет «Межрайонная конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Межрайонная педагогическая конференция «Использование современных образовательных технологий в дошкольном образовании» Конференция проходила.

Опыт «Использование проблемно — поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Передовой педагогический опыт «Использование проблемно - поисковых ситуаций в экологическом образовании дошкольников» Воспитатель: Цуканова.

Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок»Проект для детей старшего дошкольного возраста «Волшебная книга скандинавских сказок» Хочу представить вашему вниманию нашу работу по знакомству детей со сказками Скандинавских авторов, проходящую в рамках районного конкурса.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В мире много сказок»Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В мире много сказок» Викторина для детей старшего дошкольного возраста «В мире много сказок» Цель: обобщение знаний детей о сказках. Задачи: 1. Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование сказок в экологическом образовании детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 января 2024 в 19:27
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование сказок в экологическом образовании детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Колесникова Екатерина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


Приложение МААМ

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД