Светлана Сурнина
Использование проектных технологий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные тенденции и стремительные перемены в социуме приводят к осознанию того, что современные дети должны знать и уметь много больше, чем их сверстники 15-20 лет назад, поэтому постоянной заботой педагогов является выбор наиболее эффективных средств обучения и воспитания.
Перед педагогами стоит задача уже в дошкольном возрасте закладывать позиции самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, систематизировать информацию, использовать полученные знания, умения и навыки в играх и практической деятельности. Как показывает образовательная практика, такую возможность дает метод проектов, позволяющий педагогам расширить образовательное пространство, познавательного мышления ребенка.
Публикация «Использование проектных технологий в ДОУ» размещена в разделах
О перспективности метода проектов свидетельствуют те факты, что дает воз-можность развития наблюдения и анализа явлений, проведения сравнения, обобщения и умения делать выводы, творческого мышления, логики познания, пытливость ума, совместной познавательно-поисковой и исследовательской деятельности, что является составляющими успешной личности.
Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования яв-ляется то, что ребенок не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель. Поэтому в воспитатель-но-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотруд-ничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи.
Дошкольник еще не может быть автором, творцом, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их.
Походу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с но-вым, еще неизвестным ему. Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение про-блемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение детских познавательных и справочных изданий; поездок, походов, наблюдений и экскурсий, занятий в кружках и студиях по интересам. Совместно с родителями они занимаются продуктивными видами деятельности: собирают коллекции, оформляют семейные альбомы, рисуют, лепят, шьют, мастерят, стряпают, экспериментируют, изобретают и сочиняют. При этом очень важно, чтобы взрослые ничего не делали за детей, не лишали их возможности проявлять максимум способностей, самостоятельности, инициативы и творчества.
Как правило, темой проектов становиться определенный раздел образовательной программы. Но если она возникла по инициативе самих детей, это очень ценно и обязательно должно найти поддержку со стороны взрослых.
Задачи обучения проектной деятельности для каждого возраста дошкольников различны. В младшем возрасте это:
-вхождение детей в проблемную и игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
-активизацию желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
-формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
В старшем дошкольном возрасте это:
-формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной ини-циативы;
-развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
-формирование умения использовать данные методы, способствующие решению поставленной задачи;
-развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конст-руктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Как правило, проектная деятельность проводится внутри детского сада, поша-говое проектирование всегда должно приводить к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности. Поскольку ведущий вид деятельности дошкольников – игра, то начиная с младшего возраста, используются ролево-игровые и творческие проекты, что не противоречит, а лишь подчеркивает специфику проектной деятельности с дошкольниками.
Все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы про-дуктивной она не являлась. Целесообразно со старшими дошкольниками реализовы-вать в течение года до пяти проектов, среди которых разнообразные по продолжи-тельности (кратко-, средне-, долгосрочные, по количеству участников (индивиду-альные, парные групповые, межгрупповые и др, совместные с родителями и без них. Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте : руководитель, участие на всех или отдельных этапах, консультант, материально –техническая поддержка и другое.
В проектировании очень важно соблюдать необходимый баланс между разви-тием, стимулируемым действием взрослого, и саморазвитием, обусловленным собст-венной активностью ребенка. Этот баланс строится на оптимальном соотношении ре-бенок –взрослый или соучастии на партнерских правах.
Следуя принципам отечественных ученых и педагогов-практиков, можно отме-тить, что детское проектирование может быть успешным, если соблюдаются следую-щие условия:
-учет интересов ребенка;
-деятельность без принуждения, «от всего сердца»;
-тематика (проблема) из близкого окружения и адекватна возрасту;
-предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы;
-совместное со взрослым поэтапное достижение цели.
Ребенок еще мал и не может самостоятельно сформулировать проблему, в этом ему помогают взрослые. В каком поле их искать? В практике дошкольной педагогики условно выделяются четыре группы проблем: семья, природа, рукотворный мир, общество и его культурные ценности. Темами совместного проектирования могут быть :
-альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами на темы: «Мой любимый братик», «На выставке цветов», «Домашние любимцы», «Путешествие на море» и другие, которые можно часто рассматривать, показывать родственникам и друзьям;
-сочинение «Сказки нашего дома», составление карты своего района или города с описанием, рисунками и фотографиями достопримечательностей;
-изготовление макета по русским сказкам;
-домашние выставки: «Умелые руки», «Открытки к празднику», «Детская мода», «Путешествие в страну бабочек» и др.
Как происходит освоение проектной деятельности дошкольником?
До 5 лет ребенок развивается на подражательно-исполнительском уровне. От-сутствие необходимого жизненного опыта не позволяет ему в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и способов его решения. Поэтому активная роль принадлежит взрослому. Внимательное отношение к потребностям детей, изучение их интересов позволяют определить проблему, «заказываемую» детьми. Как показывает практика, дети с удовольствием выполняют задания, предлагаемые взрослым. Интерес к содержанию проекта зависит :
-от удовлетворения разнообразных интересов ребенка;
-реализации потребностей в активной деятельности;
-степени самовыражения;
-увлеченности совместной деятельности со взрослым.
К концу пятого года жизни дети накапливают определенный социальный опыт, позволяющий им перейти на новый, развивающий уровень проектирования. В этом возрасте продолжает развиваться самостоятельность, ребенок способен сдерживать свои импульсивные побуждения, терпеливо выслушивать взрослого и других участ-ников совместной деятельности. Перестраиваются отношения со взрослыми: дошко-льники реже обращаются к ним с просьбами, активнее организуют самостоятельную деятельность, у них развивается самоконтроль; они способны достаточно адекватно оценивать собственные поступки; принимают проблему, уточняют цель, способны выбрать необходимые средства для достижения намеченного результата.
Первые попытки детей самостоятельно решить проблему необходимо замечать и поощрять, сообщая ребенку о его успехах: «Ты быстро придумал!», «Хорошо, что ты вовремя пришел ко мне на помощь!». Это помогает ребенку осознать свое поведение, понять, что он делает правильно, а где допускает ошибки.
В этом возрасте активность взрослого постепенно снижается. Он не столько ге-нерирует свои идеи, сколько подключается к реализации детских идей. Взрослому важно увлечься тем, что интересно детям, помочь им расширить темы проектирования. Со временем у детей наблюдается высокий уровень интереса, обусловленного познавательным и личностным развитием.