Дина Халевина
Использование проектного метода в условиях введения образовательных стандартов для развития любознательности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Д. А. Халевина, воспитатель
МБДОУ Новосёловский детский сад «Солнышко» № 25
В настоящее время проектный метод органически входит в новые стандарты дошкольного образования и является самым эффективным видом деятельности детей, позволяющая удовлетворить любознательность дошкольника, упорядочить его представления о мире, положительно влияющей на развитие умственной активности и творческой самостоятельности.
Публикация «Использование проектного метода в условиях введения образовательных стандартов для развития любознательности у дошкольников» размещена в разделах
Проектный метод в дошкольном образовании рассматривается как некая альтернатива учебно-воспитательной системы и всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы. Главное предназначение проектного метода — дать детям возможность самостоятельно приобретать знания при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями. Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. [3, с. 23]
По данной теме с детьми я проработала пять лет и накопив достаточно материала, решила обобщить опыт своей работы. Я считаю, что применение проектного метода даёт возможность педагогу стимулировать интерес детей к определённым проблемам, поиску путей решения этих проблем, которые должны завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Включение детей в проектный метод, способствует развитию у них познавательных интересов и любознательности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Используя проектный метод мною были разработаны и реализованы проекты : «Сундучок народных сказок», «Народная культура и традиции», «Русская игрушка», «Мама солнышко моё», «Весна красна, пришла», «Зимняя сказка», «Новый год у ворот» и другие. При выборе темы проекта следовала принципам доступности, привлекательности и личной значимости темы для детей, ориентируясь на восприятие и освоение мира ребёнком. Особое внимание уделяю организации среды в группе, она определяется темой проекта и развивает у дошкольников любознательность. Когда подготовлены условия для работы над проектом, начинается совместная работа воспитателя и детей. Содержание проекта было распределено так, чтобы в течении дня все дети могли себя проявить в различных видах деятельности. Для более полного усвоения материала мною были изготовлены дидактические игры, подобраны подвижные игры, разработаны конспекты занятий, при помощи которых закреплялись и углублялись знания дошкольников.
В каждом проекте гармонично сочетались разнообразные формы – беседы, игры, исследования, эксперименты, чтение, рассказывание, театрализованные представления, конкурсы, выставки, развлечения. В процессе некоторых проектов были проведены тематические развлечения, которые подводили итог нашей совместной деятельности. В организацию воспитательно-образовательного процесса были вовлечены не только педагоги ДОУ, но и родители. Вовлечение родителей в совместную деятельность сказалось на результатах. Результатами работы стали позитивные сдвиги в поведении детей. Совместные игры, конкурсы, раскрыли творческие способности детей. Дети приобрели способность сомневаться, критически мыслить. Переживаемые при этом положительные эмоции, удивление, радость от успеха, гордость от одобрения взрослых – заложили первые крупинки уверенности в своих силах, побудили к новому поиску знаний. Проектный метод помогает не только всестороннему развитию ребёнка. Но и упрочняет положительные отношения «родитель – ребёнок - детский сад».
Таким образом, проектный метод основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Действуя самостоятельно, дети учатся разными способами находить информацию, об интересующем их предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов деятельности. Такое понимание сущности проектного метода способствует формированию самостоятельности ребёнка и возможности напрямую удовлетворить присущую ему любознательность.
Для реализации проектного метода необходимо содействие и сотрудничество детей и взрослых, это ставит ребенка на уровень полноценного участника, то есть ребенок признается полноценным субъектом образовательных отношений. Это дает возможность познать себя, не ощущая «давления» взрослых. [1, с. 26]. В процессе сотрудничества у детей развивалось умение договариваться, дети научились работать в коллективе, приходили к общему решению и делали выводы. Коллектив превратился в сплоченную команду, где каждый ребенок чувствовал себя нужным в решении важной задачи. В результате раскрывалась индивидуальность каждого ребёнка, формировался его характер, удовлетворялись интересы и потребности дошкольника. Получить полноценный результат, помогло сотрудничество с семьёй, которое использовалось для поддержки инициативы ребёнка.
Использование проектного метода в дошкольном образовательном учреждении способствует:
- повышению профессионального уровня педагога, который участвует в разработке проекта;
- формированию у воспитанников ряда значимых компетенций, наращиванию универсальных умений детей (формулировка замысла действия, прогнозирование, определение условий реализации замысла, оценивание результатов работы, позиционное видение мира) - способности дошкольников к элементарной научной деятельности;
- повышению качества образовательного процесса;
- формированию сообществ «дети - родители» через преемственность работы ДОУ и семьи. Исходя из вышеизложенного, я считаю, что использование проектного метода в ДОУ является наиболее эффективным средством для развития любознательности у дошкольников.
Библиографический список
1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. : Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
2. Виноградова Н. А., Панкова Е. П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
3. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ / Авт-сост., Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова – 3-е изд. пспр, и доп. – М., АРКТИ, 2005. – 96 с.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)