Бронникова Ольга Леонидовна
Использование приёмов в подготовке артикуляционного аппарата детей третьего года жизни к правильному звукопроизношению
▼ Скачать +Заказ
Задачи:
Образовательные:
1) повторить с детьми и родителями строение артикуляционного аппарата;
2) закрепить элементарные артикуляционные позы и движения,
3) ввести и закрепить новые артикуляционные позы и движения.
Коррекционно-развивающие:
1) развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление, фантазию;
2) ввести приём укрепления мышц мягкого нёба;
3) развивать крупную моторику;
Публикация «Использование приёмов в подготовке артикуляционного аппарата детей третьего года жизни к правильному звукопроизношению» размещена в разделах
4) развивать чувство темпа и ритма речи в движении.
Воспитательная:
1) воспитывать навыки совместной деятельности.
Оборудование: зеркала; салфетки; предметные картинки; игрушки: мышка, кукла, гномик, обезьяна, собака, медведь, лошадь; колокольчик; музыкальное сопровождение; мультимедийная установка.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Учитель-логопед: Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые родители! Вы пришли сегодня с хорошим настроением?
Будьте, дети, веселей,
Улыбнитесь мне скорей.
Вокруг себя вы посмотрите
И всем улыбку подарите.
II.Повторить с детьми и родителями строение артикуляционного аппарата.
Учитель-логопед: Дети, назовите игрушки, которые стоят на столе.
Дети называют: Мышка, кукла, гномик, обезьяна, собака, медведь, лошадь, колокольчик.
Учитель-логопед: Игрушки идут в школу к мышке, а вы хотите побывать в мышкиной школе?»
Мышка: Здравствуйте, детишки! Я рада, что вы пришли. Звенит звонок, начинается урок. Давайте вспомним сказку о «чудесном домике».
Кукла: Я начну рассказывать. У каждого из нас есть «чудесный домик». Это рот. (Зеркала, картинка). Дети, посмотрите в зеркала на свои рты. Ртом мы говорим. А во рту «живет» язык. Дети, покажите свои языки (зеркала).
Гном: А ещё у рта есть губы. Найдите их у себя (зеркала).
Обезьяна: И зубы помогают нам говорить. Посмотрите на мои, покажите свои. (Зеркала).
Собака: Ещё в чудесном доме есть потолок и стены. Дотроньтесь языком до «потолка», а теперь – до одной, потом – до другой «стены». Это наши щёки. (Демонстрация, зеркала).
III. Артикуляционная гимнастика.
1. Мышка: Сначала мы повторим упражнения, которые мы выучили с вами. Кукла Катя, выполни упражнение «Заборчик» (объяснить). Дети, посмотрите в зеркала и тоже сделайте «Заборчик», улыбнитесь широко, чтобы зубы были видны. (5-6 раз).
2. Мышка: Попросим гномика Петю выполнить упражнение «Дудочка». Видите, как он губы вперёд вытянул? Сделайте так же (зеркала, 5-6 раз).
3. Мышка: Посмотрите на медведя, он играет на гармошке. И мы тоже хотим поиграть, только губами. Покажите «заборчик», как кукла Катя. Разведите кулачки в стороны, как мишка. А теперь сделайте «трубочку», как гномик Петя, и сведите кулачки вместе. Получились две «гармошки» – руками и губами (демонстрация, зеркала).
4. Мышка: Дети, снега много намело, нам нужны лопатки, чтобы убрать снег. Посмотрите на обезьянку Анфиску. Рот открыт, язычок во рту лежит, как лопатка. А вы так можете? (зеркала).
5. Мышка: А теперь проверим, как собака Жучка научилась делать языком «иголочку». Покажи-ка нам. Видите, дети, рот она открыла и длинный тонкий язык вытянула вперёд. Попробуйте так сделать (зеркала, демонстрация). Молодец, собака Жучка, и вы, ребята, молодцы!
6. Мышка: Покажи-ка нам, лошадка Розочка, как ты скачешь. Мы с тобой поскачем, языками пощёлкаем, как ты – копытами (демонстрация, зеркала). Молодцы, дети. Молодец, Розочка.
7. Упражнение для укрепления мышц мягкого нёба («зевание»).
Мышка: А теперь попросим медведя Мишу показать нам, как он зевает, когда спать хочет. А вы, дети, повторяйте, помогайте Мише зевать. Горлышко должно быть круглым, голос «толстым», как у Миши.
8. Динамическая пауза.
Мышка: А теперь поиграем. Вы знаете, кого больше всех боятся мыши? – Кота.
Мышкины прятки. Встать в круг.
Тише, тише, тише, тише… 2 приседания, 2 постеп. подъёма.
Кот зашёл на нашу крышу. Шаги в круг.
Кот ушёл за молоком; Шаги назад.
Мыши с крыши – кувырком. Бегом на стульчики.
(выполняется 2 раза)
8. Мышка: Сегодня мы поучим «чудесный» домик-рот выполнять другие упражнения. Я буду показывать, а вы, глядя в зеркала, постарайтесь повторить.
(Вводятся упражнения «Часики», «Чистим зубки», «Язычок гуляет», «Вкусное варенье», «Киска лакает молоко»; демонстрация, зеркала).
Мышка: А теперь, дети, покажите нам упражнение «Часики» ( так же: «Чистим зубки», «Язычок гуляет», «Вкусное варенье», «Киска лакает молоко»).
IV. Итог.
1. Все герои хвалят детей, просят их заниматься дома.
2. Презентация: «Сказка о весёлом язычке», «Утро кота Мурзика». 3. Копирование родителями данного материала на электронные носители. 4. Памятки родителям «Упражнения для укрепления мышц мягкого нёба».
Литература:
1. Волкова Г. В. Логопедическая ритмика, - М: Просвещение, 2000.
2. Костыгина В. Н. Тру-ля-ля. Артикуляционная гимнастика. – М. ; 2000.
Электронные источники:
1.www.myshared.ru/slide/57926/
2.https:www.twirpx.com./file/119.