Светлана Калашникова
Использование приема намеренного отвлечения внимания на этапе автоматизации звука в индивидуальной работе
После подготовительных упражнений проводится работа по автоматизации звука в слогах, словах и предложениях. При работе с дошкольниками этот процесс может оказаться очень длительным по разным причинам: недостаточное развитие артикуляционной моторики, фонематического восприятия, нарушения звуко-слоговой структуры слова, нарушение неречевых психических процессов.
В своей индивидуальной работе с поставленными звуками я попыталась использовать прием намеренного отвлечения внимания детей. Такая система отработки произношения :
Публикация «Использование приема намеренного отвлечения внимания на этапе автоматизации звука в индивидуальной работе» размещена в разделах
1. Способствует снижению мышечного и эмоционального напряжения. Дети не понимают слова «не напрягайся», «расслабься», «не напрягай кисти рук», проще сказать: «Не поднимай плечи», «давай пальчиками проведем кораблик среди скал» и т. д.
2. Способствует непроизвольному сосредоточению внимания на интересующем нас звуке.
3. Незаметно соблюдается длительность звучания необходимого звука, что помогает тренировать язык и вырабатывать устойчивый стереотип.
4. Способствует более быстрому введению звука в самостоятельную речь. Ведь ребенок в процессе произнесения звука (слогах, предложениях, самостоятельной речи) не строго сосредоточен на нем.
5. Повышает заинтересованность детей к занятиям.
При этом необходимо помнить, что во время занятий не должно быть негативно окрашенных событий, слов. Тогда желаемая концентрация внимания будет достигнута не за счет постоянных одергиваний со стороны взрослого, а благодаря добровольному желанию ребенка выполнить интересное условие.
Казалось бы, мы должны постепенно уходить от непроизвольного внимания, которое преобладает у детей 5-7 лет, к воспитанию устойчивого произвольного. Да, это так. Но что делать, если словесная деятельность у детей вызывает утомление, а отвлекаются они на эмоционально окрашенные действия? Просто можно попытаться не тормозить отвлечение детей на посторонние дела, а, наоборот, использовать эту физиологическую особенность и стимулировать дальнейшее развитие ребенка.
Чтобы сделать индивидуальные занятия по формированию правильного звукопроизношения более интересными, эффективными, результативными, я использую игры, которые, с одной стороны, отвлекают, с другой стороны, выполняют ряд важных задач.
Решается несколько задач:
автоматизация изолированного звука, пальчиковый самомассаж, развитие тактильного восприятия, развитие тактильно-слуховой памяти, развитие слухового восприятия.
1. «Необычные повторялки». Для ребенка крайне необычна инструкция типа: «Ты можешь воспользоваться всеми этими предметами, как пожелаешь (построить что-то, выложить интересную картину, просто поиграть –все, что придумаешь, только прислушивайся ко мне и повторяй за мной так, как научились». При автоматизации звука в словах
2. «Тактильные дорожки». Ребенок произносит поставленный звук (как бы «надавливая» на него) и одновременно ведет поочередно пальчиками руки по дорожке с разным тактильным материалом. Дорожки прямые, волнистые, круговые, зигзагообразные.
3. Использование нестандартного оборудования (длинные бигуди, ленточки). Выполнение по принципу «тактильных дорожек»
4. «Бусики» нравятся и девочкам и мальчикам, которые признаются порой, что так «надавливать» на звук интереснее и легче. Упражнение очень простое. Выбираются любые бусы. Если они цветные, то слоги можно произносить, например, от красной до красной бусинки. Или «пройти» только по оранжевым бусинкам.
Вот, пожалуй, некоторые игры,упражнения. которые ускоряют процесс автоматизации звука, помогают быстрее вводить его в речь, а самое главное -не утомляют и способствуют положительным эмоциям.