Светлана Фоминых
Познавательный рассказ «Заяц-русак». Автор Светлана Фоминых
▼ Скачать + Заказать документы
В рассказе «Заяц – русак»,дети узнают о местах обитания зайца-русака, окраске шерсти, чем питается и как спасается.
Повествование ведётся в форме диалога старого деда и внука.
Предлагается один из вариантов знакомства детей с этим произведением. Это может быть чтение, инсценировка или прослушивание записей.
«Заяц – русак»
Жил на свете старый дед,
Был он немощен и сед,
И ему было не лень
Проводить в рассказах день.
Вел рассказы не спеша
Про былые времена,
Публикация «Познавательный рассказ „Заяц-русак“, Автор Светлана Фоминых» размещена в разделах
Про животных и про птиц,
Про охоту на лисиц.
Как-то летним вечерком
На веранде за чайком
Он поведал для внучка
Про зайчишку-русачка.
ДЕД:
Он живет в лесу и в поле
И в горах, в степи, в тайге.
Есть повсюду на земле
И в любой почти стране.
Чтоб не виден был вдали,
Не заметили враги
Светло-серый он зимой,
Цвета веточек – весной.
Но бывают и они
Как снежок и пух белы
Ну, конечно, лишь зимой.
Поменяют шерсть весной.
А тебя спрошу я так:
-Чем питается русак?
ВНУК:
Разгонять чтоб в жилах кровь,
Ест капусту и морковь
И, наверное, в лесу
Сочную жует траву.
ДЕД:
Что ж, ты прав, он очень ловко
Посещает огород.
Ест и репу, и морковку
И капусту и укроп,
Очень любит он петрушку,
В поле рожь, овес, картошку.
ВНУК:
Если нет вблизи людей,
Огородов и полей,
Где же зайцу пищу взять?
Ты мне можешь рассказать?
ДЕД:
Я же так скажу тебе:
Овощей-то нет в тайге,
И зеленую траву
Не найдешь зимой нигде.
Вот оленьи трюфеля –
Их любимая еда.
А когда съедают куст,
Раздается только хруст.
ВНУК:
«Заяц трус», - идет молва.
Неправдивые слова?
ДЕД:
Слухом полнится земля,
Но не верю в это я.
Не трусливы – осторожны.
Их понять, конечно, можно.
Знают – вовремя беги,
Если встретятся враги.
А врагов не перечесть,
Кто хотел бы зайца съесть.
Но случается порой-
Рассказал знакомый мой-
Зайцы бдительность теряют
И от этого страдают.
А когда придет беда,
Есть с чего трястись тогда.
Вот представь:
В лесу поляна,
Зайцы сыты и бодры
И шалят, как малыши,
И валяются в траве,
Будто нет врагов нигде.
Скачут, бегают, шумят,
А в лесу не дремлет враг.
И лиса уж тут как тут,
Испугались зайцы вдруг.
Все зайчишки ну бежать,
Их лисе уж не догнать.
Только заяц молодой
Растерялся – чуть живой.
И бессмысленно он скачет,
Весь трясется, громко плачет
Жалко зайца, я скажу.
Ох, попал малыш в беду.
ВНУК:
Зайчик, быстро убегай!
В рот лисе не попадай!
ДЕД:
Поскорее подрастай,
Смелость, - ловкость набирай!
ВНУК:
Деда, ты мне расскажи,
Как зайчата – малыши
С мамой прячутся в глуши.
ДЕД:
Вот лиса в лесу бредет,
Прямо к ямочке идет.
Там зайчата – малыши
С мамой спрятались в кусты.
Малыши хоть и малы,
Но понятливы, умны.
Тихо замерли и ждут,
Что же дальше будет тут.
А зайчиха скок-поскок
Да подальше во лесок.
И уж так она хитра-
Притворилась, что больна.
Скачет, будто бы хромает,
Барабанит по земле,
Манит лисоньку к себе,
От зайчаток увела,
И – обратно к ним пришла.
ВНУК:
Заяц может иногда
Защититься от врага?
ДЕД:
Слушай:
Заяц мчится по поляне
Его коршун догоняет.
Вот догнал – и хвать за бок,
Выдрал шерсти с кожей клок.
Но для зайца не беда-
Зарастает бок всегда.
И не больно, крови нет.
В этом маленький секрет:
Клочья с кожей отдавать,
Быстро раны заживлять.
Так природа помогает,
От врага его спасает.
Вопросы воспитателя детям, по содержанию рассказа, могут быть заданы по прочтении или в другое свободное или удобное для воспитателя время.
Вопросы:
Какого цвета бывает Заяц-русак? (Светло-серого, цвет веточек, бывают и белые.)
Чем питается заяц-русак? (Капустой, морковкой, репой, укропом, петрушкой.
Ест кусты и оленьи трюфеля.)
Воспитатель. Автор не рассказывает про оленьи трюфеля, но я предполагаю, что в
тайге растут такие грибы в форме трюфелей.
Согласны ли вы с мнением о трусости зайцев? Почему? (Они не трусливы, осторожны потому - что у них есть враги.)
Воспитатель. Хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами, а это не так. Зайчонок, десяти дней от роду, отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними и громко крича для устрашения. Так что обидно за зайцев, не справедливо их в трусишки зачислили. Просто есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережёт»
Кого из врагов зайцев вы знаете? (Лисы, волки, коршуны и т. д.)[3]
Как мама-зайчиха защищает своих малышей? (Хитрит, притворяется больной….)
После знакомства с рассказом можно провести сюжетное рисование по рассказу. При этом предполагается, что навыки, умения рисования зайца в различных позах, движениях у детей уже есть.
Литература, которая использовалась для написания рассказов :
1. Альфред Брем «Жизнь животных», издательство советско-британского предприятия «Слово». М,1992 г. ;
2. Рик Марисс: «Тайны живой природы». Издательство «РосМен», 1998 г.
3. https://VOSPITATEL.COV.UA - ссылка начинается со слов "Хочу оправдать зайцев. Заканчивается "Заяц не трус, себя бережёт".