татьяна васильева
Использование пальчиковых игр и упражнений как одно из средств развития речи детей
▼ Скачать + Заказать документы
Использование пальчиковых игр и упражнений как одно из средств развития речи детей
Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».
В. А. Сухомлинский
«Движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию»
В. М. Бехтерев
Цель работы:
Развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений
Публикация «Использование пальчиковых игр и упражнений как одно из средств развития речи детей» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
-Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
-Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
-Повысить компетентность родителей, в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
Ожидаемый результат:
-Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
-Развитие речевых навыков у детей дошкольного возраста;
-Обогащение родительского опыта в воспитании детей.
План работы
-Подбор и изучение научно-методической литературы по данной теме.
-Изучение теоретических основ формирования речи детей дошкольного возраста
-Разработка перспективного плана работы
-Создание картотеки пальчиковых игр
-Консультативная помощь родителям
-Обобщение опыта работы по теме самообразовани
Взаимодействие с родителями
-Индивидуальные беседы:
Рекомендовать родителям давать больше самостоятельности при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
-Консультации «Развитие мелкой моторики рук» «Пальчиковая гимнастика»,
-Родительское собрание «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей дошкольного возраста»,
-Выпуск буклетов для родителей.
Учё ными была выявлена закономерность:
если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы и наоборот.
М. М. Кольцова в работе «Ребёнок учится говорить» указывает на то, что речевые области формируются под влиянием кинестетических импульсов от пальцев рук.
Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга.
Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что на кистях рук расположено множество аккупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на внутренние органы рефлекторно с ними связанные.
«Ладушки», «Сорока», «Этот пальчик» - первые игры, с которыми знакомится ребёнок. Они передаются из поколение в поколение не случайно – в них заложена вековая мудрость народа. Именно эти игры дают возможность устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребёнком, развивать понимание обращённой речи, активизировать работу пальцев рук, что в свою очередь имеет важное значение для развития внимания, памяти, аналитического мышления зрительного и слухового восприятия, в том числе и речи, а в дальнейшем формированию письма.
-Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
-Уже с десятимесячного возраста проводятся активные упражнения, вовлекая больше пальчиков с достаточной амплитудой.
-Дети от года до двух хорошо воспринимают "пальчиковые игры", выполняемые одной рукой.
-Трехлетние малыши осваивают уже игры, которые проводятся двумя руками, например, одна рука изображает домик, а другая - кошку, вбегающую в этот домик.
-Четырехлетние дошкольники могут играть в эти игры, используя несколько событий, сменяющих друг друга.
- Старшим детям можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом - мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками и т. д.
Учитывая тот факт, что активные движения тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и использовать их в работе с дошкольниками.
Работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект.
Правила проведения пальчиковых игр :
-Перед игрой с ребёнком можно обсудить её содержание, сразу при этом отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить малыша к правильному выполнению упражнения, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.
-Выполняйте упражнение вместе с ребёнком,
-Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся игры можете оставит в своём репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей,
-Не ставьте перед ребёнком несколько сложных задач сразу (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей ограничен, и невыполнимая задача может "отбить" интерес к игре.
Упражнения условно делятся на две группы:
1группа
Статические упражнения :
Цель:
— развивать подражательную способность;
— учить напрягать и расслаблять мышцы;
— развивать умение сохранять положение пальцев некоторое время;
— учить переключаться с одного движения на другое.
13 СЛАЙД
2 группа
Динамические упражнения
Цель:
— развивать точную координацию движений;
— учить сгибать и разгибать пальцы рук;
— учить противопоставлять большой палец остальным.
Виды
-пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;
-игры с пальчиками с речевым сопровождением;
-графические упражнения : штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;
-продуктивная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;
-Настольные игры: мозаика, конструкторы, шнуровка, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, складывание матрёшек;
-кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;
-игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».
-игры в сухом бассейне.
-Упражнения для массажа (или самомассажа) рук:
-самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание);
-самомассаж кистей и пальцев рук шишками, карандашами, массажными щётками;
-«Упражнение с мячом-ёжиком»
-«Упражнение с прищепками»
-«Упражнение с тренажером су-джок»
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше говорит ребенок!