Мацина Светлана Георгиевна
Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский
«Нетрадиционные техники рисования помогут детям почувствовать себя свободными, помогут раскрепоститься, увидеть и передать на бумаге то, что обычными способами сделать намного труднее. А главное, нетрадиционные техники рисования дают ребёнку возможность удивиться и порадоваться миру».
Публикация «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Нетрадиционные техники рисования
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Рисование. Все материалы
- Темочки
Творческая деятельность играет важную роль в жизни человека, тем более в жизни детей с ограниченными возможностями здоровья. Творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка. Свои чувства и эмоции, а так же знание и отношение ребенку легче выразить с помощью зрительных образов, чем вербально.
Детей не сложно удивить. Игры с красками и работа с разным материалом - это две благоприятные темы, удовлетворяющие любопытство детей. Они становятся активными участниками, интересуются происходящим, тем самым у них развиваются познавательные интересы, творческие способности, обогащается и активизируется словарный запас.
Нетрадиционное рисование - это использование знакомых предметов в качестве художественного материала, так как художественное творчество не знает ограничений ни в материале, ни в инструментах, ни в технике. (1)
Нужно отметить, что почти все дети рисуют. Рисуя, ребёнок развивает определё нные способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.
В своей работе с детьми с ОВЗ я использую нетрадиционные способы рисования, новые виды материалов, что позволяет развить фантазию, творческое мышление, развитие воображения и чувства прекрасного в созданном рисунке, так как они особенно интересны для детей. Различные манипуляции с красками, материалами, необычные техники помогают ребенку преодолеть страх перед чистым листом, помогают удовлетворить его любопытство и преодолеть такие качества, как боязнь показаться смешным, неумелым, непонятным. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям с ограниченными возможностями ощутить яркие положительные эмоции, так как напоминают игру.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Необычное рисование дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности. Нетрадиционные техники изображения требуют точного соблюдения последовательности производимых действий. Следовательно, дети учатся планировать процесс рисования. Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования
Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования способствует :
• снятию детских страхов;
• развивает уверенность в своих силах;
• развивает пространственное мышление;
• учит детей работать с разнообразным материалом;
• развивает мелкую моторику рук;
• развивает творческие способности, воображение, фантазию;
• способствует получению эстетического удовольствия. (2)
В процессе общения с детьми я заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес ребят к рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата. Применение нетрадиционных техник в обучении детей с ОВЗ способствует развитию изобразительных и технических умений и навыков.
Знакомство детей с нетрадиционными приёмами начинаем с наиболее простых и доступных техник. Это рисование пальчиками, тычок жёсткой кистью, печатками. Затем знакомим детей с более для них сложными техниками : печать поролоном, рисование мятой бумагой, печатание листьями, рисунки ладошками и другие.
С детьми применяются наиболее простые и лёгкие приёмы рисования. Дети очень ранимы, обидчивы, их настроение меняется очень быстро и часто. Поэтому в работе с детьми я придерживаюсь принципа: «Главное – процесс, а не результат», ведь именно сам процесс доставляет детям удовольствие, позволяет работать им спокойно и расслабленно. Самим детям не важен результат их работы. А я всегда даю их работам положительную оценку и хвалю всех за участие в процессе.
Техники нетрадиционного рисования с детьми :
Рисование пальчиками
Ребеноку предлагается опустить в краску пальчик и нанести пятнышки на
бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. В процессе
рисования можно пользоваться влажными салфетками. После занятия руки
моют с мылом. В такой технике можно рисовать цветы, ягоды, гусеницу,
божьих коровок в траве, листья на деревьях и многое другое.
Тычок жесткой кистью
Показываю детям как опустить в гуашь сухую жесткую кисть и ударить ею
по бумаге, держа вертикально. Тычками заполняется силуэт пушистого
животного или растения сначала по контуру, затем внутри его. Можно
наносить тычки по всему листу для изображения снегопада, листвы деревьев,
травы.
Оттиск печатками
Печатки можно сделать самим из картофеля, пенопласта, ластика,
пластилина, пробок от бутылок, рельефной ткани. А можно использовать
любые предметы окружающего пространства - кубики, крышки от различных
флакончиков, детали мозаики, игрушки.
Ребенок прижимает печатку к штемпельной подушечке с краской или просто
опускает в густую гуашь и наносит оттиск на бумагу. Для каждого цвета
используется своя печатка. Сочетая разные печатки можно создать
разнообразные узоры, пейзажи, сюжетные композиции.
Рисование ватной палочкой
Ребенок или взрослый рисует контурное изображение предмета, затем делает
отпечатки ватной палочкой, размещая их близко друг к другу, по
карандашному контуру. Затем можно заполнить и середину изображения. На
каждый цвет берется чистая палочка. Эта техника доступна даже малышам,
позволяет быстро получить много одинаковых кружочков, украсить одежду,
посуду, получить необычное фактурное изображение.
Рисование ладошкой
Ребёнку даётся инструкция опустить ладошку в краску или окрасить ее
широкой кистью и делает отпечаток на бумаге. Можно рисовать обеими
руками. Затем дополнить изображение мелкими деталями. Хорошо
получаются в этой технике разные птицы, рыбки, осьминожки, бабочки,
цветы, кроны деревьев. Другой вариант: ребенок обводит свою ладошку
карандашом, а затем превращает полученный контур в новое изображение
(цветы в вазе, грибы в корзине, лес, птицу).
Рисование поролоном
Ребенок опускает кусочек поролона (или тампон из поролона) в густую
краску и наносит оттиск на бумагу. Можно использовать трафарет.
Кусочками поролона хорошо тонировать бумагу, создавая фон для будущего
рисунка, рисовать животных, птиц, передавая фактуру шерсти, оперения.
Отпечатки листьев
Совместно или самостоятельно ребенок покрывает листок дерева красками,
затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге, накрывает сверху
другим листком бумаги и проглаживает. Затем аккуратно все убирает и
получает отпечаток. Детали можно дорисовать тонкой кисточкой. Этот вид
рисования удобно использовать осенью, когда без труда можно найти
разнообразные еще не высохшие листья и создать очень похожие на
настоящие букеты, пейзажи и др.
Рисование мятой бумагой
Ребенок сминает плотную бумагу в комок, опускает ее в густую краску и
наносит на бумагу, получая отпечаток неопределенной формы. Так очень
быстро можно получить траву, кроны деревьев, снежный покров,
изображения с пушистой фактурой (цыпленок, одуванчик. (3)
Делая вывод можно сказать, что нетрадиционные техники рисования являются эффективным методом обучения детей с ОВЗ изобразительной деятельности и имеют ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность.
Список литературы
1. Веретко, Е. Н. Влияние изотерапии на ребенка с недоразвитием интеллекта / Веретко Е. Н. // Искусство и образование. - 2010. - № 2. - С. 120-123.
2. Захарова, Ю. В. Использование нетрадиционных техник изображения при обучении рисованию дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Захарова Ю. В. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2008. - № 3. - С. 23-27.
3. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб. : КАРО,2010.