Анна Сапрыкина
Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
Учитывая то, что современный ребенок живет в век информационных технологий и находится в активной разнообразной медиасреде, представленной телевидением, радио, Интернетом, компьютерными играми и другими носителями информации, с пелёнок проявляет к этому интерес, мы определили решать данные задачи средствами медиасреды. Ведь сегодня почти для каждого ребенка средства массовой коммуникации стали чем-то вроде игрушки. Это не только способ времяпровождения, но и средство воспитания. Информационное воздействие медиасреды формирует душу и ум ребенка, воспитывает его вкусы и взгляды на мир. Для детей в дошкольном возрасте в основном средством воспитания являются мультфильмы. Действительно, одни из первых и важных представителей медиапространства для дошкольников – мультипликационные (анимационные) фильмы. Мультфильм как один из факторов медиасреды в любом случае оказывает на ребенка влияние, но оно не всегда понятно, поскольку просмотр мультфильмов зачастую неконтролируем и нецеленаправлен со стороны взрослых. Родители включают ребенку мультфильм, часто не преследуя никаких воспитательных целей и даже предварительно не просматривая его, что может привести к весьма нежелательным последствиям. Современный ребенок проводит перед телевизором до нескольких часов в день. А если учесть, что дети дошкольного возраста изучают мир постоянно, такое количество времени, проведенное перед экраном, не может пройти бесследно.
Публикация «Использование мультипликационных фильмов с целью социализации детей в работе воспитателя детского сада» размещена в разделах
- Кино, фильм, кинофильмы, кинотеатры
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Между тем мультфильмы обладают богатыми педагогическими возможностями:
— расширяют представления об окружающем мире, знакомят с новыми словами, явлениями, ситуациям;
— показывают примеры поведения, что способствует социализации, поскольку дети учатся, подражая;
— формируют оценочное отношения к миру, развитие мышления, понимание причинно-следственных связей;
— развивают эстетический вкус, чувство юмора;
— мультфильмы помогают реализовать эмоциональные потребности.
Мультфильм – один из уникальнейших инструментов воздействия на ребёнка благодаря своим характеристикам.
В первую очередь необходимо отметить использование в мультфильме особого художественного приёма – смешения фантастического и реального. Ведущими мировыми исследователями (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, Т. Рибо, Дж. Селли) раскрыта особая роль воображения в психическом становлении дошкольника. Свойственный ему недостаток опыта, знаний и представлений компенсируется и замещается включением воображения в разные виды деятельности.
Более того, А. А. Немирич утверждает, что большинство педагогов склонны относиться к просмотру мультфильмов исключительно как к развлечению, заполнению досуга детей. Как показывают исследования, данные тенденции обусловлены недооценкой педагогами и родителями потенциальных возможностей мультфильма.
Ведь переживая разные эмоции вместе с героями мультфильмов, дети создают для себя модель окружающего мира, учатся различать добро и зло, примеряют на себя разные роли и формируют образы для подражания. Это связано с тем, что психика человека устроена таким образом, что мы бессознательно подражаем тому, кто нам нравится. А для детей подражательное поведение – один из основных способ овосвоить разные социальные роли. Копировать поведение окружающих свойственно детям, поэтому использование потребности в стереотипии позволит с помощью героев мультфильмов выработать стереотипы образцов поведения в обществе.
В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. В основе своей она православная, потому что зло в этой картине мира не вечно, а вечно – добро. И в этой доброй картине мира существует отрицательный персонаж, который, как правило, легко перевоспитывается.
Как известно, мышление дошкольника наглядно-образное, поэтому для иллюстрации каких-то ситуаций жанр мультипликационного фильма подходит как нельзя лучше. Мы считаем, что мультфильм – наиболее эффективный воспитатель от искусства и медиасреды, поскольку сочетает в себе слово и картинку, т. е. включает два органа восприятия : зрение и слух. Если к этому добавить еще и совместный с ребенком анализ увиденного, мультфильм станет мощным воспитательным инструментом и одним из авторитетных и эффективных наглядных материалов.
Для использования мультфильмов в педпроцессе, в ДОУ проводилось исследование, которое показало:
– наш детский сад уже имеет определённую материально-техническую базу для использования мультипликационных фильмов – ноутбук, видеопроектор, экран;
– беседы с детьми, анкетирование и опрос родителей выявил: свободный доступ к просмотру мультфильмов имеют 75% детей; специальный отбор мультфильмов для просмотра их с ребёнком осуществляют 10% родителей; обсуждают с ребёнком просмотренные мультфильмы 5% семей, 100% не задумываются о том, что мультфильмы несут в себе воспитательный потенциал.
Учитывая требования ФГОС, социальный заказ общества на воспитание и образование, изучив мнение родительской общественности, считаем, что созрела необходимость в обновлении методов образовательно-воспитательного процесса. И, думаем, что это возможно в случае активного использования воспитательного потенциала мультфильмов. В связи с этим, был разработан проект «Ура, мультфильм!».
Цель проекта : создать систему социально-личностного развития воспитанников путём использования мультфильмов в педагогическом процессе ДОУ. Для этого мы обеспечили комплекс информационных, социально-педагогических, психолого-педагогических, организационно-педагогических условий. Провели экспертизу мультфильмов, для использования в социально-личностном развитии воспитанников. При выборе мультипликационных фильмов мы отдали предпочтение советским мультикам. Разработали модель педпроцесса по направлениям в соответствии с ФГОС. Составили расписание занятий в соответствии с САНПИНом в кабинете компьютерных и развивающих игр, в нем имеются интерактивная доска, проектор и экран. Дали необходимые семинары и консультации для педагогов по медиаобразованию и технологии работы с мультфильмами. Провели семинары-практикумы, консультации для родителей по данному вопросу, дали необходимые рекомендации.
Работа оказалась новой и очень интересной не только для детей, но и для педагогов. Здесь у воспитателей и их воспитанников при просмотре мультфильмов возникают совместное переживание за героев мультфильма, на их основе рождаются душевные беседы, происходит взаимопонимание. В итоге мультфильм пробуждает в ребёнке желание поразмыслить о собственном поведении, подумать: «А какой я?».
Мы убедились, в том, что мультипликационные фильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны, – это яркие, зрелищные, образные, простые, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него первичные представления о добре и зле, эталоны хорошего и плохого поведения. Через сравнение себя с любимыми героями дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, уважительно относиться к другим. События, происходящие в мультфильме, позволяют воспитывать детей : повышать его осведомлённость, развивать мышление и воображение, формировать его мировоззрение.