Юлия Скрыльникова
Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сегодня я хотела бы рассказать как я использую мнемотехнику в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста.
К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Слайд № 2
Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого – «искусство запоминания».
Публикация «Использование мнемотехники в речевом развитии детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотехника – помогает развивать : ассоциативное мышление зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание,воображение, связную речь.
Что такое мнемотаблицы, какие они бывают?
Слайд № 3
Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.
Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.
Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.
Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.
Слайд № 4
Методика работы с мнемотаблицами
1. Рассматривание таблицы и разбор того, что изображено;
2. Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы;
3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминая.
Слайд №5
Работать с мнемотаблицами лучше начинать со средней группы. Но я уже в младшем возрасте начала использовать простейшие схемы одевания, умывания, построения пирамидки и т. д.
В своей работе я использую мнемотаблицы цветные, так как у детей среднего возраста в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета
Но самое главное в обучении рассказыванию, при помощи мнемотаблиц – это вовремя отойти от закодированных слов, предложений. Дать ребёнку возможность самому, без подсказок составить рассказ, т. е. постепенно подойти к обучению монологической речи.
Слайд № 6
В развитии речи я использую мнемотаблицы в разделе связная речь при составлении описательных рассказов, для пересказа сказки и заучивания стихотворения.
Слайд № 7
Составление описательного рассказа
Это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета
Слайд №8
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание я придумываю картинку (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводят стихотворение целиком. На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения я планирую активно включать детей в процесс создания своей схемы.
Слайд № 9
Пересказ сказки
При пересказе с помощью мнемотаблиц, дети видят всех действующих лиц, и свое внимание концентрируют на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.
Пройденный материал мы с детьми постоянно повторяем. Это обычно происходит во время игр, заданий побуждающих детей вспоминать выученные ранее стихотворения, например, во время лепки, рисования, на прогулке, во время наблюдения.
В результате использования мною мнемотаблиц :
У детей : расширился круг знаний; появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории; появился интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок; словарный запас вышел на более высокий уровень; дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией. Считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше развивается связная речь, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка.
Слайд № 10