Марина Корнишина
Использование метода проектов в развитии познавательных умений дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Крапивинский детский сад «Росинка»
Использование метода проектов в развитии
познавательных умений дошкольников
(методические рекомендации)
2024
Содержание
Введение…. 3
1. Теоретические аспекты метода проектов в системе дошкольного образования… … … 4
2. Использование метода проектов в развитии познавательных умений дошкольников … 8
Заключение… 13
Публикация «Использование метода проектов в развитии познавательных умений дошкольников» размещена в разделах
Список литературы… 14
Приложение
Приложение 1. Экологический проект «Волшебница - Вода» … 16
Введение
Мы живём в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации, компьютеров, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждёт интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно растущем потоке информации, нужно научить их легко и быстро её воспринимать, анализировать, осваивать новое.
Проблема развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка одна из главных образовательных задач. У каждого ребёнка индивидуальные познавательные способности. Которые обнаруживаются не в знаниях, умениях и навыках, а в динамике их приобретения.
Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определённому признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребёнок сам действует с объектами, он лучше познаёт окружающий мир. Поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения : экспериментам, проектам, опытам.
Одной из оптимальных технологий, поддерживающей познавательный интерес воспитанников можно считать метод проектов. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»,- его прагматическая направленность на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Использование метода проектов позволяет развивать познавательные способности детей, научить самостоятельному конструированию своих знаний, ориентировке в информационном пространстве, развитию критического мышления.
Глава I. Теоретические аспекты метода проектов в системе дошкольного образования.
Под методом проектов понимается самостоятельная или коллективная творчески завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В его основе лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Педагог организует проблемную ситуацию для детей, но не предлагает свои варианты решения, т. е. уходит от традиционного и привычного действия по заранее заданному образцу [1, с. 177].
Основная цель проектного метода для дошкольников :
Создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса [3, с. 138].
Основные требования к использованию метода проектов :
1. Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.
2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность.
4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов : определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы [ 4, с. 11].
В дошкольных учреждениях используются следующие типы проектов :
- исследовательские, предполагают проверку некого предположения (гипотезы) с использованием метода познания («Почему дети болеют?», «Что мы знаем о воде», «Как растет горох?»);
- информационные – направлены на сбор и анализ информации о различных явлениях, объекте («Герои- земляки»);
- творческие проекты связаны с подготовкой праздников, театрализованных представлений, съемкой видеофильма. Чаще всего дошкольники выступают как исполнители заданных взрослым ролей. Например, концерт для мам, спектакль для малышей;
- приключенческие, игровые: участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта (литературные герои, выдуманные герои). В основе таких проектов лежит сюжетно-ролевая игра, дети активно включаются в них («В гостях у сказки»);
- практические, связаны с работой на достижение значимого результата. Например, благоустройство группы, оформление клумбы и уход за ней [8, с. 14].
Смешанные типы проектов по предметно-содержательной области являются межпредметными, а творческие – монопроектами.
По характеру содержания включают:
- ребенка и его семью;
- ребенка и природу;
- ребенка и рукотворный мир;
- ребенка, общество и культуру.
По количеству участников:
- индивидуальные;
- групповые;
- коллективные.
По продолжительности выполнения:
- краткосрочные (одно или несколько занятий);
- среднесрочные;
- долгосрочные (в течение года).
Задачи проектной деятельности для каждого возраста различны.
Уже в младшем возрасте дети приобретают определенные навыки и умения : умение видеть проблемы, умение задавать вопросы, умение выдвигать гипотезы, умение наблюдать, умение проводить эксперименты, умение делать выводы и умозаключения.
С младшими дошкольниками реализуются 2-3 проекта, со старшими дошкольниками в течение года до 5 проектов. Организовывая проектную деятельность внутри группы, важно, чтобы пошаговое проектирование всегда приводило к конечному результату, а именно к публичному представлению продукта проектной деятельности [7, с. 25].
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта :
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения [11, с. 153].
Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников, координация проектов должна быть гибкой, т. е. воспитатель ненавязчиво направляют работу детей, организуя отдельные этапы проекта.
Выполнение проекта предполагает формирование оригинального замысла, умение фиксировать его с помощью доступной системы средств, определять этапы его реализации, следовать задуманному плану. Таким образом, дети приобретают навык публичного изложения своих мыслей. У них формируется способность оценивать результативность предпринятых действий, что готовит ребенка к учебной деятельности.
Глава II. Использование метода проектов в развитии познавательных умений дошкольников
Анализируя итоги работы по внедрению метода проектов в дошкольном образовательном учреждении, мы пришли к выводу, что работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных и творческих способностей ребенка.
В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Улучшаются навыки изобразительной деятельности, развивается моторика рук, активизируется и обогащается словарный запас дошкольника, легко устанавливаются контакты с другими детьми и взрослыми, развивается умение самостоятельно мыслить и делать выводы.
Метод проектов предоставляет хорошую возможность для реализации своих творческих способностей для не уверенных в себе и застенчивых детей. Работа в подгруппах развивает коммуникативные и нравственные качества: умение договариваться, проявлять терпение и уважение друг к другу, умение выслушивать мнение другого. Большое значение имеет взаимосвязь педагога и родителей, которые становятся не сторонними наблюдателями, а вовлеченными в учебный процесс, участниками, что впоследствии снимает проблемы общения родителей и детей. Развитие таких качеств готовит ребенка к успешному обучению в школе [5, с. 108].
Практика показывает, что проектно-исследовательская деятельность позволяет дошкольникам усваивать сложный материал через совместный поиск решения проблемы, тем самым, делая познавательный процесс, интересным и мотивационным, помогает и самому педагогу развиваться как творческой личности [6, с. 22].
В основе проектирования лежит концептуальная идея доверия к природе ребенка, опора на его поисковое поведение – это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
Использование проектного метода помогает :
- осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- развивать творческие способности детей, навык обобщать и анализировать;
- развивать мышление, воображение, память, внимание;
- развивать речь;
- организовать свою работу;
- сотрудничать (с взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах.
Технология проектирования требует от педагога терпения любви к ребенку, веры в его возможности. Проектирование требует индивидуальных оригинальных решений, и в тоже время коллективного творчества. За счет работы в режиме группового творчества интенсивно развиваются способности к рефлексии, выбору адекватных решений, умению выстроить из частей целое. Таким образом, проектирование является одним из средств интеллектуального социального творческого саморазвития всех субъектов образования [9, c.11].
Но в данной методике есть и свои минусы. А именно, встает вопрос о степени самостоятельности детей при их участии в подготовке и разработке проекта. Очевидно, что это зависит от таких факторов, как возрастные и индивидуальные особенности дошкольников, сложность выбранной темы, характер взаимоотношений в группе.
В то же время, нужно помнить, что все обучение не должно сводиться в проектную деятельность, какой бы продуктивной она не являлась. В последнее время метод проектов становится не просто популярным в нашей стране, но и «модным» что вселяет вполне не определенные опасения, т. к. где начинается диктат моды, там отключается разум [8, с. 46].
Сегодня часто приходится слышать о широком применении этого метода в практике, хотя чаще всего речь идет о работе над той или иной темой, просто о групповой работе. И все это называют проектом. На самом деле метод проектов может быть индивидуальным или групповым, если это метод, то он предполагает определенную совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий и предполагают презентацию этих результатов. Если же говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
Система формирования основ проектной деятельности будет эффективной если:
- она включает изучение и анализ степени обученности проектной деятельности;
- направлена на формирование мотивации к занятиям проектной деятельностью;
- характеризуется наличием системности в образовательном процессе.
Для проектирования необходима соответствующая организация предметно-познавательного пространства группы. В пространстве групповой комнаты воспитатель сосредотачивает документы на различных носителях: книги для чтения, видеофильмы, аудиокассеты, позволяющие детям активно осваивать разные способы познания окружающего мира («Полочка умной книги», «Дуб мудрости») [13, с. 98].
В дошкольном образовательном учреждении можно оборудовать и детскую библиотеку, включающую абонемент и читальный зал для детей, аудио видео центры. Здесь дети с помощью взрослого находят необходимые справочники, доступные для их понимания энциклопедии. Воспитатели заботятся о том, чтобы воспитанники могли воспользоваться видеомагнитофоном и посмотреть художественные, учебные фильмы и мультфильмы, получить навыки работы с компьютером, освоить электронные, развивающие игры.
Конкретным результатом работы для дошкольников могут быть рисунки, поделки, аппликации, альбом, книга, сочиненная сказка, подготовленный концерт, спектакль. В ходе совместной работы над проектом улучшается микроклимат в детском саду, повышается творчество.
Участие родителей в создании и реализации проектов побуждает интерес к познанию самих себя и детей, повышает их культурную компетентность в области воспитания дошкольника [11, с. 157].
Научить ребенка проектировать может воспитатель, владеющий методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации
профессионального пространства. Основная функция проектирования – наметить программу, подобрать средства дальнейших целевых действий.
Реализация проектирования в практике работы ДОУ начинается с ориентации на актуальную проблему культурного саморазвития дошкольника, знакомство с циклами проектирования. В разработке и процессе проектирования участвуют творческие группы ДОУ.
Условием освоения каждого этапа является коллективная мысль деятельности воспитателей, что позволяет:
- ориентироваться на творческое развитие ребенка в образовательном пространстве детского сада;
- освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от запросов детей;
- уметь без амбиций подключаться к целям и задачам детей;
- объединять усилия всех субъектов педагогического процесса, в том числе родителей.
Коллективно проектировать можно : утренники, вечера развлечений, дни творчества разной тематики и образовательной направленности, творческие недели, проведение каникул.
Проектирование изменяет роль воспитателей в управлении педагогическим процессом ДОУ, они выступают активными участниками, а не исполнителями воли определенных специалистов. Деятельность в творческих группах помогает научиться работать в команде, вырабатывается собственный аналитический взгляд на практику воспитания и обучения детей. Воспитатели свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не навязывает свою точку зрения [12, с. 55].
Даже неудачно выполненный проект способствует развитию профессионализма. Понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, побуждает к самообразованию. Подобная рефлексия позволяет
сформировать адекватную оценку (самооценку) развивающую пространство и себя в нем.
Таким образом, метод проектов, используемый в условиях дошкольного образовательного учреждения, позволяет развивать познавательные умения у детей. В Приложении 1 представлен экологический проект «Волшебница - Вода». В практической работе на конкретном примере мы показали, что данный метод позволяет комплексно развивать индивидуальные способности детей.
Заключение
Развитие познавательных способностей ребенка представляет собой одну из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, поисковой и исследовательской работы значительно прочнее и надежнее для дошкольника тех сведений о мире, что получены репродуктивным путем.
В проектной деятельности акцент ставится на развитие идеи, замысла, обращение к внутреннему миру ребенка, к его личным переживанием, собственному мировоззрению. Уделяется внимание приобщению детей к добру, красоте, ненасилию. Важно чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у детей пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые дела и поступки [4, с. 13].
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Детям необходимо больше свободы чтобы познать себя, погрузиться в глубину собственных мыслей и творчества. Все это дает технология проектирования, позволяющая ребенку раскрыться в совместной деятельности внутри событийной детско-взрослой общности.
Умение пользоваться проектным методом – показатель высокой квалификации педагога, овладение им прогрессивной методикой обучения и развития детей характеризуется наличием системности в образовательном процессе [7, с. 90].
Список литературы
1. Васильев, В. Проектно-исследовательская технология : развитие мотивации [Текст] / В. Васильев // Народное образование. – 2000.- № 9.- С. 177 - 180.
2. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольника : Библиотека программы: методики [Текст] / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – М. : Мозаика- Синтез, 2008. - 112 с.
3. Веракса, Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1987. - № 4.- С. 137-139.
4. Данюкова, А. Вы любите проекты? [Текст] / А. Данюкова // Обруч. -2001.- № 4. - С. 11–13.
5. Дусавицкий, А. К. Формула интереса [Текст] / А. К. Дусавицкий. - М. : Педагогика, 1990. - 123 с.
6. Евдокимова, Е. С. Проект как мотивация к познанию : Проектная деятельность дошкольников [Текст] / Е. С. Евдокимова // Дошкольное воспитание. - 2003. - № 3.- С. 20-24.
7. Киселева, Л. С. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения : Пособие для руководителей и практических работников ДОУ [Текст] / Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. - М. : АРКТИ, 2005. - 96 с.
8. Кривова, Л. И. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации [Текст] / Л. И. Кривова, Н. С. Прохорова. - М. : АРКТИ, 2004. - 64 с.
9. Кулюткин, Ю. Н. Мотивация познавательной деятельности [Текст] / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. - СПб. : 2002. - 98 с.
10. Морозова, Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ [Текст] / Л. Д. Морозова // Ребенок в детском саду. – 2010. - № 2. - С. 7.
11. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» [Текст] : учебно – методическое пособие / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. – М. : ВАКО, 2005. – 234с.
12. Николаева С. Н. «Юный эколог» программа экологического воспитания дошкольников [Текст] : / С. Н. Николаева. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 128 с.
13. Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет» [Текст] : методическое пособие/ Л. А. Парамонова. М. :ОЛМА Медиа Групп 2007 –662 с.
14. Рыжова Н. А. Новые материалы к программе «Наш дом – природа» [Текст] : Н. А. Рыжова //«Дошкольное воспитание» №11 2003 с. 34; №12 2003 с. 6 – 22.
15. Скалон Т. А. «Экология для дошкольника». [Текст] : учебно- методическое пособие/ Т. А. Скалон Кемерово: МОУ
2007. – 120 с.
16. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Вода.» [Текст] : / О. А. Скоролупова. М. : Скрипторий. 2006. 50 с.
17. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» [Текст] : методические рекомендации / Т. А. Шорыгина. М. : Творческий центр. 2008. – 89 с.
Приложение 1
Экологический проект
Тема «Волшебница - Вода»
(подготовительная группа)
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
Срок реализации проекта : 9 месяцев.
Цель проекта : Создание условий для формирования представлений об экологическом аспекте жизнедеятельности с последующим формированием элементов экологической культуры ребёнка.
Задачи:
1. Формировать представления о воде, как источнике жизнедеятельности для всего живого на земле рассматриванием разных аспектов природных явлений.
2. Расширить и углубить знания детей о свойствах воды, о природных явлениях (дожде, снеге, росе, инее, тумане, граде, о разнообразии состояний воды в природе, её агрегатных состояниях посредством изучения аспектов природных явлений.
3. Развивать навыки экспериментирования, умения делать выводы, умозаключения посредством опытно – исследовательской деятельности.
Партнёры проекта :
МОУ «Ясногорская СОШ», Центральная районная библиотека, родители, Ботанический сад г. Кемерово.
Механизм реализации проекта :
Календарный план, экскурсии, чтение рассказов и стихов, рассматривание иллюстраций, проведение опытов, экспериментирование, проведение праздников, мини – выставки.
Ресурсное обеспечение:
Кадровое:
Воспитатели, музыкальный работник, психолог, биолог школы.
Материально – техническое:
Развивающая среда, природный уголок, природное окружение, видеозаписи, аудиозаписи, дидактические игры, познавательная литература : («Вода в природных явлениях», «Где в природе есть вода», «Как человек использует воду», «Кто живёт в воде», «Кто подолгу может обходиться без воды», «Как вода «работает» на человека»).
Методическое :
Николаева С. Н. «Юный эколог»; Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет»; Рыжова Н. А. «Наш дом природа»; Скалон Т. А. «Экология для дошкольника»; Скоролупова Л. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. Вода»; Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе».
Этапы работы:
1. Постановка проблемы.
Беседа с детьми, мониторинговые исследования выявили низкий уровень экологических знаний детей нашей группы. Перед детьми была поставлена проблема: «Как мы можем больше узнать о значимости воды в нашей жизни?»
2. Разработка проекта
- Были определены участники проекта;
- Составлен перспективный план мероприятий;
- Определили с детьми пути поиска информации: книги, интернет, родители, телевидение, музеи;
- Составлен план взаимодействия с родителями и педагогами;
3. Подробный календарный план работы по всем обозначенным направлениям
Период Мероприятия Взаимодействия с родителями и специалистами Ответственные
Подготовительный этап
Сентябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Составление плана со специалистами
(музыкальный руководитель, психолог).
3. Наблюдения за дождём, облаками, тучами.
4. Чтение и заучивание стихов, загадок о природных явлениях.
Создание условий для организации
«экологического» пространства в помещении группы. Воспитатели группы, педагоги – специалисты, родители
Воспитатели, специалисты
Воспитатели
Воспитатели, родители
Октябрь
1. Сбор и анализ литературы по данной теме.
2. Разработка содержания проекта
«Волшебница Вода»
Родительское собрание «Волшебница
Вода». Воспитатели
Воспитатели группы, педагоги – специалисты, родители
Воспитатели группы, педагоги – специалисты, родители
Основной этап
Ноябрь
1. Занятие с детьми
«Роль воды в появлении жизни на земле».
2. Занятие с детьми
«Вода вокруг нас»
3. Занятие с детьми Рисование: «Портрет воды».
4. Работа в лаборатории.
Опыты с водой (вода не имеет запаха, цвета, вкуса).
Сбор иллюстраций, фото, слайдов с изображением водоёмов.
Воспитатели
Воспитатели
Родители
Воспитатели
Воспитатели
Декабрь 1. Занятие с детьми «Вода нужна всем»
2. Игра «Море волнуется».
3. Почему снег белый? (опыты)
4. Наблюдения за снегом, льдом,
инеем.
5. Чтение и заучивание стихов и загадок об этих явлениях.
Наблюдения дома за растениями и домашними животными. Кто поливает растения? Сколько воды им нужно? Как часто хотят пить животные.
Замораживание цветных льдинок для украшения ёлки находящейся на территории детского сада. Воспитатели
Родители.
Воспитатели
Воспитатели, родители
Родители
Январь
1. Занятие с детьми
Чтение экологической сказки «Зачем зимой снег?»
2. Апробация содержания экологического проекта. Занятие с детьми «Царица – водица».
3. Опыты с водой (не имеет формы; течёт; жидкость; пар; лёд).
4. Занятие с детьми.
Рисование «Зима».
5. Заучивание стихов: Суриков «Детство», Есенин «Белая берёза».
Катание на лыжах, санках, на коньках, воскресные походы на школьный каток.
Определение свойств снега (белый, холодный, в морозную погоду скрипит под ногами, от тепла тает).
Воспитатели
Родители, воспитатели.
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, родители
Воспитатели
Воспитатели, родители
Февраль
Занятия с детьми:
1. Ознакомление с художественной литературой «История снежинки».
2. Аппликация
«Заснеженное дерево» (методом обрывания).
3. Наблюдение за морозными узорами. Чтение стихотворения Киричанского «Зима».
Прослушивание музыкальных дисков с записью шума моря, водопада, ручейка.
Парад семейных коллекций (фотографии, музыка, художественное слово, художественные и мультипликационные фильмы по теме).
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, родители.
Родители, воспитатели.
Психолог.
.Март.
1. Наблюдения за сосульками, снегом, ручейками.
2. Чтение рассказа «Как весна с зимой воевала».
3. Занятие
Пересказ рассказа Ушинского «Как весна медведя обидела».
4. Чтение и заучивание стихов, загадок, пословиц о весенних явлениях.
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели, родители.
Апрель. 1. Занятия с детьми «Обитатели аквариума».
2. Беседа по ОБЖ «Вода – друг, вода – враг».
3. Подвижная игра «Ручеёк».
4. Лепка «Рыба».
5. Конструирование «Летучие рыбы».
6. Совместный труд с воспитателем «Замена воды в аквариуме».
Экспериментирование. Две фасолинки поместить в разные условия. Одну – в стакан и не поливать, другую поместить в стакан с влажной землёй и поливать. Вести наблюдение и делать зарисовки. Воспитатели.
Воспитатели.
Воспитатели.
Воспитатели
Родители.
Воспитатели
Воспитатели
Воспитатели
На протяжении всего года проводится закаливание детей
Заключительный этап
Май 1. Праздник «Волшебница Вода».
2. Оформление мини – выставки продуктов художественной детской деятельности.
3. Подведение итогов реализации проекта за год.
4. Выпуск плакатов «Чудесная вода»
5. Создание презентации «Вода – это жизнь»
Оформление книжек – малышек «Кому нужна вода?».
Воспитатели, музыкальный работник.
Воспитатели, родители.
Воспитатели
Воспитатели, родители.
Воспитатели, родители.
Воспитатели, родители,
старший воспитатель
4. Ожидаемый результат проекта
Решение задач проекта обеспечат достижение целей:
1. Сформированные представления о воде: её свойствах, видах существования в окружающей среде, агрегатных состояниях.
2. Сформированные знания о воде и её обитателях.
3. Осознанно - правильное отношение к воде, как к источнику жизни на земле.
4. Сформированные элементы экологической культуры.