Получи документы

Использование малых форм фольклора в раннем дошкольном возрасте

Юлия Саплина
Использование малых форм фольклора в раннем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

Использование малых форм фольклора в раннем дошкольном возрасте

В настоящее время, законом об образовании, четко обозначен ориентир на воспитание и развитие у дошкольников личностных качеств, которые позволят уважать и принимать духовные и культурные ценности своего народа, будут способствовать развитию патриотических и духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. Именно педагогам дошкольного образования отведена важнейшая роль в данном направлении.

Публикация «Использование малых форм фольклора в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах

С каждым днем все больше становится понятно, что важнейшими ценностями в жизни каждого человека являются любовь к Родине, своей вере, традициям и культуре своего родного края, своей семьи. Здоровая семья – залог здорового образа жизни. Воспитание здорового поколения так же является приоритетной задачей государства, приобщение к здоровому образу жизни нужно прививать с раннего детства. Как показывает практика, с детьми раннего дошкольного возраста, основой является малый фольклор.

Детский фольклор дает возможность уже на ранних этапах жизни ребенка приобщать его к народной поэзии. Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, передают мудрость, лиризм и юмор. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт. В раннем дошкольном возрасте, двигательный опыт детей мал, по этому использование малых форм фольклора стимулирует детей, способствует развитию интереса к занятиям физической культурой.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи всестороннего развития детей, поэтому наряду с основными приемами и средствами развития дошкольника, используется богатейший материал словесного творчества народа. Так, например, во время утренней гимнастики можно использовать потешки, пестушки сопровождающиеся чтением.

В работе с малышами можно использовать следующие типы фольклорных физических занятий :

-двигательно-творческие занятия, основанные на одном из видов устного народного творчества – потешках, закличках;

-сюжетные физкультурные занятия с использованием элементов фольклора : двигательные рассказы;

-элементы театрализованных физкультурных занятий с использованием имитационных, мимических и пантомимических упражнений;

-музыкально - ритмические занятия с использованием русских песен и народных мелодий;

-игровые физкультурные занятия на основе русских народных подвижных игр. На прогулке активно используются подвижные игры, сопровождаемые пестушками, закличками, приговорками, вызывая у малышей радость, положительные эмоции, желание двигаться и выполнять различные движения.

Закаливание – один из основных способов укрепления здоровья малышей. Для положительных результатов важны систематичность, постепенность, учет индивидуальных особенностей. Так же при проведении закаливающих процедур используются потешки, пестушки, заклички, русскую народную музыку.

Во время укладывания на сон используются аудиозаписи сказок, колыбельных песенок. Это доставляет детям большую радость, успокаивает, располагает ко сну, помогает расслабиться, или помогают проснуться – во время пробуждения. Малые формы фольклора используются во всех режимных моментах, например: во время и перед умыванием, во время еды, что позволяет акцентировать внимание детей на приеме пищи, учит правильно держать ложку, при одевании на прогулку, для тех, кто плачет или шумит.

В группе необходимо создать условия для полноценного и разностороннего развития детей: предметно – развивающая среда соответствующая возрасту детей. Обязательно должна быть библиотека красочных книг с русскими народными сказками, потешками, закличками. По литературным произведениям должны быть аудиозаписи с инсценировками по мотивам народных сказок, закличек, русских народных песен.

Во время проведения НОД, можно использовать фигурки животных, шапочки, маски, ленты на кольцах, обручи, султанчики, корзинки с мячами, что позволит разнообразить подвижные игры. Используются оздоровительные дорожки, следки, мешочки с солью, ленты, флажки, погремушки, толстые и тонкие веревки, коврики и тд.

Для решения всех поставленных задач, в группе подбирается и составляется картотека игр, потешек, пестушек, закличек как огромный потенциал физического развития, как жанр устного народного творчества. Содержащийся в играх фольклорный материал способствует эмоциональному положительному овладению родной речью, развивает двигательную активность, а так же воображение, мышление. Дети с большим удовольствием и интересом играют в игры, сопровождаемые малыми формами фольклора, так же используются игрушки : «Зайка беленький сидит», «Птички летают», пальчиковый театр: «Мыши и кот», шапочки, маски различных персонажей: «Курочка насетка», «Кошка и котята».

Активно ведё тся работа с родителями: для них подготовлены консультации, буклеты, используется рубрика «Спрашивайте, мы ответим» - родители просят консультации на интересующие их темы. Проводятся групповые родительские собрания, на которых освещаются различные вопросы.

Однако, за время работы выявились следующие проблемные моменты: родители, в домашних условиях не всегда используют малые формы устного творчества, не смотря на то, что для них представлен разнообразный выбор материалов в данном направлении. Результаты опроса показали, что у большинства родителей не хватает времени, есть родители, которые мало знакомы с данным жанром устного народного творчества. Для решения данной проблемы и приобщения родителей к использованию малых форм фольклора в домашних условиях, проводятся ознакомительные беседы с рекомендациями по данной теме, постоянно обновляется материал для родителей. Во второй половине учебного года запланировано проведение родительского собрания, где, при просмотре видеофрагмента занятия, режимных моментов, прогулки родители более подробно познакомятся с видами устного народного творчества, как данные формы влияют на эмоциональное состояние детей в различных родах деятельности. что позволит вызвать их интерес в данном вопросе и будет способствовать систематично использовать малые формы фольклора дома.

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пестушки, потешки, заклички, песенки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, которая способствует повышению интереса детей к занятиям по физической культуре, стимулирует их, активизирует и всесторонне развивает во всех видах деятельности.

Публикации по теме:

Благоустройство территории ДОУ по мотивам сказок с использованием малых архитектурных формБлагоустройство территории ДОУ по мотивам сказок с использованием малых архитектурных форм Территория дошкольного учреждения - это его своеобразная визитная карточка. Как театр начинается с вешалки, так детский сад начинается.

Бизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрастеБизиборд как средство развития ребенка в раннем дошкольном возрасте Известно, что развитие мелкой моторики и познание мира через тактильные ощущения стимулируют формирование когнитивных процессов у маленьких.

Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте»Фотоотчет «Детское экспериментирование в раннем дошкольном возрасте» Ребенок рождается исследователем. Постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются.

Статья «Использование дидактических подвижных игр на логопедических занятиях в старшем дошкольном возрасте» В дошкольном возрасте дети активно познают окружающий мир. Происходит интенсивное развитие всех психических процессов. Малыши находятся.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук в раннем дошкольном возрасте» Цель: повысить педагогическую компетентность родителей.

Консультация «Прогулки в раннем возрасте»Консультация «Прогулки в раннем возрасте» Многие родители детей раннего (ясельного) возраста очень ревностно относятся к прогулкам. Обижаются, если не выходят на прогулку.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование малых форм фольклора в раннем дошкольном возрасте
Опубликовано: 8 августа 2024 в 15:57
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование малых форм фольклора в раннем дошкольном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Саплина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД