Нина Вотченко
Использование ИКТ в работе музыкального руководителя на занятиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
В наше время использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. В современном мире технический прогресс развивается очень активно: с каждым днём появляются всё более новые технологии. Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает создание новых, научно-обоснованных доступных средств развития. По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников новые компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
Публикация «Использование ИКТ в работе музыкального руководителя на занятиях ДОУ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Темочки
-предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
- ИКТ несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
-движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
-ИКТ является отличным средством для решения задач обучения.
Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Использование информационно-коммуникационных технологий возможно на музыкальных занятиях. Музыка и компьютер – совместимые вещи. Мы используем информационно-коммуникационные технологии в различных направлениях.
Каковы функции компьютера в работе педагога-музыканта ДОУ?
1. Источник учебной информации.
2. Наглядное пособие.
3. Средство подготовки текстов, музыкального материала, их хранение.
4. Средство подготовки выступлений.
Широкое использование средств информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности музыкального образования не только для самого ребёнка, но и для музыкального руководителя.
Применение видеоряда позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению, активно вовлекает в учебный процесс, способствует раскрытию их творческих способностей, активизирует познавательную деятельность детей.
В распевках, которые применяются в начале занятия для развития чувства ритма, звуковысотности ИКТ используется как демонстрационный материал.
Например: попевка «Вот как солнышко встает», «Что приносит Дед Мороз», «Весенний ручеёк» и т. д.
Ритмический рисунок этих попевок представлен в виде снежинок, ёлочек, снеговиков, ёлочных игрушек и многих других предметов интересных детям. Большие предметы – длинный звук, маленькие предметы – короткий звук. Выводя картинку на мультимедийный экран, заинтересованность детей становится на много выше, пробуждается желание к пению.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах развивает мелкую моторику, чувство ритма, темпа, улучшают внимание, память. Использование ИКТ позволяет сделать музицирование интересным и захватывающим. Для детей младшего и старшего дошкольного возраста на мултимедио демонстрируются фильмы «Весёлые музыканты», «Лесные музыканты» и дети с огромным удовольствием исполняют партии вместе с лесными зверятами.
Далее поговорим о пении. С помощью вокала можно воздействовать на внутренние органы - ведь во время пения у детей происходит мягкий массаж горла, в легких возникает вибрация, в свою очередь влияющие на кровообращение. Пение снимает стрессы и помогает детям избавиться от страхов. И в этои виде деятельности ИКТ очень помогает педагогу, делает материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные.
Изучая интернет ресурсы я нашла очень интересный метод для быстрого разучивания слов и мелодии песни. Называется он – мнемотехника. Слово «мнемотехника» - техника запоминания. Оно происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).
Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины - матери девяти муз.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
Хочу продемонстрировать это на примере песни «Солнышко» для младшего дошкольного возраста.
В своей работе я планирую использую этот метод и думаю, что применение этого метода с помощью мультимедиа значительно повышает эффективность разучивания песен.
Детская психика лучше воспринимает информацию в игровой форме, когда она облечена в интересную, доступную их пониманию оболочку. Как познакомить детей с симфоническим оркестром или оркестром народных инструментов так, чтобы они не заскучали? Чтобы научились различать инструменты по тембру, не путались во множестве их названий и групп? К сожалению, показать и услышать инструменты оркестра вживую довольно проблематично, особенно для дошкольников, у которых еще только формируется культура слушания музыки и поведения в концертном зале. Прежде всего, хочется, чтобы дети увидели инструменты в необычной, сказочной обстановке. Я думаю, использование видеороликов, в которых рассказывается о разных группах музыкальных инструментов, прекрасно помогают в работе.
С помощью ИКТ у старших дошкольников очень легко проходит усвоение нотной грамоты. Детям предлагается посмотреть семь мултимедийных фильмов «Весёлые нотки». В этох фильмах проводится параллель: нота – день недели, т. е понедельник – до, вторник – ре и т. д. Все без исключения дети с интересом смотрят эти, можно сказать мультфильмы. И могу с уверенностью сказать, что при следующей нашей встрече почти каждый ребёнок без ошибок говорит название нот.
Свои достижения в области ИКТ мы используем при проведении открытых занятий для родителей, на утренниках и праздниках. Использование в процессе музыкального воспитания интерактивных средств позволяет производить быструю смену дидактического материала, способствует активизации познавательной деятельности детей, стимулирует развитие мышления, восприятия, памяти. Уже имеющийся опыт показал, что демонстрация презентационных материалов на занятиях улучшают восприятие материала воспитанниками.
Информационные технологии на музыкальных занятиях и досугах :
делают материал доступным для восприятия не только через слуховые анализаторы, но и через зрительные.
Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов. Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и для сбережения здоровья ребенка, так как незнакомый материал усваивается быстрее и понятней.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыке перед музыкальным руководителем стоит задача : сделать занятие интересным, насыщенным и занимательным. Материал, используемый в работе с дошкольниками, должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывать познавательный интерес и способствовать созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведёт за собой процесс понимания.
Многое предстоит переосмыслить и сделать, чтобы использование ИКТ в музыкальном воспитании заняло своё достойное место. При этом, конечно же, не стоит забывать: в деле музыкального воспитания важнейшей остаётся роль музыкального руководителя, которого не сможет заменить ни один компьютер