наталья немкова
Использование ИКТ технологий в детском саду
Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я пойму.
Позволь мне сделать самому,
и я научусь
Конфуций
Экспериментально установлено, что при устном изложении материала ребенок за минуту воспринимает и способен переработать до 1 тысячи условных единиц информации, а при “подключении” органов зрения до 100 тысяч таких единиц. У старшего дошкольника лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда ему интересно, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у дошкольника положительные эмоции. Использование мультимедийных средств является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения дошкольников, развития творческих способностей и создание благоприятного эмоционального фона. Из чего следует очевидность высокой эффективности использования в обучении информационно-коммуникационных технологий.
Публикация «Использование ИКТ технологий в детском саду» размещена в разделах
Информационно-коммуникационные технологии – технологии, позволяющие создавать и обрабатывать различную информацию, а также обмениваться ею.
Интерактивный («Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо.
Мультимедиа — система, обеспечивающая одновременное представление различных медиа — звук, анимированная компьютерная графика, видеоряд.
Внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс детского сада имеет много преимуществ:
• позволяют увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
• позволяют делать поправки во время занятия, выполнять совместную работу детей во взаимодействии, осуществлять интерактивную взаимосвязь ребенок – педагог;
• использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
• одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация;
• с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; природы, работу транспорта и т. д.);
• высокая скорость обновления дидактического материала на экране значительно экономит время на занятии.
• занятия с использованием информационно-коммуникационных технологий побуждает детей к поисковой и познавательной деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями;
• высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Мультимедийные средства можно разделить на:
• информационные (презентационные)
• интерактивные.
Информационные, или презентационные, дидактические средства обучения предназначены для более эффективного и наглядного представления обучающего материала. Чаще всего подобным средством обучения выступает мультимедийная (слайдовая) презентация (пример)
Интерактивные средства позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.
Одно из интерактивных средств мультимедиа – интерактивная доска.
Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую входит компьютер и проектор. Доска позволяет писать и рисовать на ней электронными чернилами и сохранять все сделанные записи. Особенность интерактивной доски – тактильное управление, которое помогает реализовывать различные стили обучения, в том числе и работу с детьми с ограниченными возможностями. Доска реагирует на прикосновение пальца (или любого другого предмета) как нажатие компьютерной мыши. Большая площадь поверхности доски превращает совместную деятельность с детьми в динамичную и увлекательную игру. Используя крупные яркие изображения, передвигая буквы и цифры, составляя слова и предложения, оперируя геометрическими фигурами и различными объектами просто пальцами, дети становятся интерактивными участниками процесса «живого» обучения. В этом случае, дошкольники, воспринимающие информацию визуально и кинестетически, понимают и усваивают предложенный материал гораздо эффективнее, чем только опираясь на зрительное восприятие картинок и хорошо знакомый метод повторения. Благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты: дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины; глубже постигают понятия числа и множества; быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве; тренируется внимание и память; активно пополняется словарный запас. Старшие дошкольники раньше овладевают чтением и письмом; учатся планировать, выстраивать логические связи между предметами и явлениями; эффективно развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз; уменьшается время, как простой реакции, так и реакции выбора; воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность, развивается воображение и творческие способности; развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления; развивается способность к прогнозированию конечного результата действий.
В настоящее время компьютерные технологии стали активно применятся в образовательном процессе. Создается множество простых и сложных компьютерных программ для различных областей познания. В зависимости от возраста ребенка и применяемых программ компьютер может выступать в роли оппонента по игре, быть рассказчиком, репетитором, экзаменатором. (демоверсия развивающих игр для интерактивной доски).
Какие навыки необходимы педагогу для применения интерактивной доски:
• Начальные знания устройства компьютера
• Работа в программах: Word, PowerPoint
• Практика работы в Интернете (для поиска изображений, готовых презентаций и обучающих программ).
Таким образом, использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств, что способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками и повышает уровень готовности ребёнка к школе.
Практическая часть:
• демонстрация возможностей доски в режиме рисования;
• обучающая электронная игра «Маша и Медведь».