Татьяна Жуковская
Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны речи у детей-логопатов
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны
речи у детей – логопатов
учитель – логопед Т. И. Жуковская
д/с № 64 «Радуга» г. Сургут
Перед каждым логопедом, работающим в детском саду, стоит задача сформировать у детей навыки анализа фонетической структуры слова. Известно, что ребенок может провести фонетический анализ, у которого развит фонематический слух и сформировано фонетическое восприятие.
Публикация «Использование игровых приемов на занятиях по формированию фонетической стороны речи у детей-логопатов» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Если фонематический слух может развиваться спонтанно, в процессе общения со взрослыми, то фонематическому восприятию необходимо обучать даже детей с нормальным речевым развитием.
В своей работе я широко применяю методы и приемы развития фонематического восприятия как средство подведения детей к звуковому анализу слова.
Практика показывает, что пока работа идет только по выделению из состава, слова начального гласного и согласного звуков, дети с заданием справляются почти без затруднений и уверенно отвечают на вопросы логопеда:
- Где звук П в словах «паук», «панама» и т. д. ?
Но как только задание усложняется, т. е. когда перед ребенком стоит задача выделения звука не только из начала, но из конца и середины слова и самостоятельное определение позиции звука в слове, картина резко меняется и вчерашнее благополучие оказывается призрачным. В чем же проблемы?
Дело в том, что дети должны не только услышать, узнать звук в составе слова, к чему мы уже подготовили, формируя их фонетическое восприятие, но и провести сравнительную, сопоставительную работу по определению позиции звука в слове по отношению к началу и концу слова. И вот на этом этапе обычно и возникают у детей затруднения, преодолеть которые можно только в том случае, если ребенок осознает вариативность позиций звуков в слове, поймем, что слово – это линейный ряд фонем, т. е. ряд звуков.
Опыт последних лет моей работы убедил меня в том, что начинать необходимо прежде всего с формирования у ребенка схемы собственного тела, с различения правой и левой руки, и развития пространственных ориентировок.
Эту работу я веду одновременно, параллельно с работой по формированию фонематического восприятия.
Упражнения на различение правой и левой руки провожу как организационный момент на подгрупповых занятиях.
С первых же дней к этой работе подключаются воспитатели и закрепляют различение левой и правой руки на зарядке, в подвижных играх, в режимных моментах.
После того, как мы убедились в том, что дети стали различать правую и левую руку и ногу, мы переходим к работе по осознанию детьми таких понятий как «слева», «справа», «сверху», «снизу», «впереди», «сзади». Для этого в зарядке используем упражнения типа :
топ – топ – топ – это влево поворот
и
топ – топ – топ – это вправо поворот
влево – вправо повернись и на место становись.
В организационный момент включаю задания типа:
- Сядет тот, кто назовет предметы справа от себя. Слева от себя и т. д.
Закрепив с детьми эти понятия, перехожу к работе по осознанию детьми физического ряда, как чего – то, имеющего начало, конец, середину.
Начинаю с простейшего построения детей в колонну, т. е. в затылок друг другу, при котором само расположение детей указывает на начало и конец ряда.
Вопросы детям задаю такие:
- Кто стоит первый?
- Кто стоит последний?
- Поднимет руку тот, кто стоит в начале ряда.
- Поднимет руку тот, кто стоит в конце ряда. В середине ряда.
- Где ты стоишь?
Провожу игры: «Найди место в ряду», «Кто быстрее?», «Угадай – ка». Смысл которых одинаков: найти по заданию место в ряду, правильно назвать кто где стоит.
Вызываются 1,2,3 ребенка и по заданию логопеда встают в начале, в конце, в середине ряда. После того, как дети встали на свое место в ряду, логопед задает вопросы группе:
- Правильно Саша выполнил задание?
- Где сейчас стоит Саша?
- Саша, где ты стоишь?
Более сложным и важным оказывается следующий этап работы, когда дети строятся в шеренгу. Чтобы определить начало и конец такого ряда, у детей должен быть сформирован навык отсчета слева направо. Как правило, у детей такой навык не сформирован.
Воспитатели с первых же занятий по математике проводят целенаправленную работу по обучению пересчету слева направо.
По формированию понятия начала, середины и конца такого ряда воспитатели проводят занятия с использованием упражнений, аналогичных тем, которые приведены выше.
В последующем к ним добавляют игры – упражнения «Магазин игрушек», «Магазин одежды».
Дети «оформляют витрины магазинов», расставляя по заданию воспитателя игрушки или развешивают одежду в начале, в конце ряда и и оречевляя свои действия с тем, чтобы понятия «в начале», «в конце», «в середине» вошли в активный словарь ребенка.
Следующий этап работы – с картинками, выставленными в ряд, в котором перевернуты бывают 1-2-3 картинки в начале, в середине или в конце ряда.
Вызванный ребенок по своему желанию, по своему выбору переворачивает изображением вверх любую картинку и говорит, что он сделал: «Я перевернул картинку в начале ряда».
Вариантов игр – упражнений с картинным рядом очень много: Это и «добавь картинку в ряд», и «где была картинка» и т. д.
Количество и разнообразие зависит от логопеда и от того, насколько быстро дети усвоят формируемые понятия.
И, наконец, отработав все перечисленные упражнения и убедившись, что они достигли цели, я перехожу к формированию у детей понятия о том, что слово – это ряд звуков, так же как и любой ряд имеющий начало, конец, и середину, с теми же правилами отсчета слева направо.
В формировании такого понятия использую всем хорошо известный прием «живые звуки», который помогает материализовать звуки, увидеть знакомое уже построение в шеренгу и быстро сориентироваться в определении начала, середины и конца звукового ряда. Этот прием я широко использую при анализе односложных слов и применяю до тех пор, пока не будет уверенности в том, что дети полностью осознали, осмыслили эти понятия. И навыки необходимые для обучения звуковому анализу, у них сформированы.
Опыт использования в работе перечисленных методов и приемов убедил меня в их результативности и необходимости.
В заключение хочу добавить, что вся проводимая логопедами работа по развитию пространственного ориентировании,. фонематического восприятия необходимой является не только для обучения грамоте, но и важнейшим средством профилактики дисграфии.
Библиография
1. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова Развитие фонетико – фонематической стороны речи у школьников со стертой формой дизартрии (1994) . Хрестоматия по логопедии. М., 1997г
2 Н. В. Серебрякова К вопросу о методике изучения ориентировки у дошкольников с нарушением речи. Л. 1987г.
3. Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием. Школьная пресса 2002г.
4. Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова Дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Москва 2000г.
5. И. А. Смирнова Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников.
6. Т. В. Александрова Живые звуки, или фонетика для дошкольников.» Детство – Пресс» 2005г.
7 Н. И. Соколенко «Посмотри и назови» в двух книгах. С- П, Библиополис, 1996г.