Татьяна Карпина
Использование игрового занимательного материала для развития сенсорных способностей и мелкой моторики рук
▼ Скачать + Заказать документы
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВОГО ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Из опыта работы Карпиной Татьяны Александровны, воспитателя МДОУ детского сада «Колосок» д. Большие Мосты, Ковернинского района
Работая с детьми раннего возраста, я поставила перед собой задачу:
Публикация «Использование игрового занимательного материала для развития сенсорных способностей и мелкой моторики рук» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
больше внимания уделять развитию сенсорных способностей детей и развитию мелкой моторики рук, чтобы в дальнейшем не было проблем у детей с речью, письмом, вниманием, обучением их чтению. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка как в детском саду, так и в школе. То, что дети усваивают без усилий в 2, 3, 4 года, в дальнейшем дается им с трудом. Ключ к развитию умственных способностей ребенка – это его личный опыт познания в первые годы жизни, т. е. в период развития мозговых клеток. Поэтому именно в раннем возрасте дети должны научиться выделять цвет, форму и величину, как особые признаки предметов. Профессор Н. М. Щелованов назвал ранний возраст «золотой порой сенсорного воспитания». Маленькие дети еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, у них еще только начинают накапливаться представления о величине, форме, цвете и других свойствах предметов, а накопление этих представлений проходит через игру, через создание предметно-развивающей среды, через использование дидактических игр и пособий. Первое, что я сделала, с помощью родителей покрасила всю мебель в группе и раздевалке (стеллажи, столики, полки, лавочки, шкафчики и др.) в основные цвета.
В группе стало ярко, красиво, эстетично. Второе: начала с правильной расстановки предметно-развивающей среды по областям. Нашу группу украсили панно «Елочки», «Домики» (это пришитые молнии в виде елочки и домика, «Деревья», «Посуда» (с пуговицами, «Красивая одежда» (с липучками). Эти панно способствуют запоминанию цвета, формы, размера, а главное, развитию мелкой моторики рук.
В образовательной области «Социализация» все подобрано по цвету: одежда для кукол, посуда, «костюмы для ряжения» детей, которые сшиты были родителями. Но самое главное, я хотела заинтересовать детей, увлечь, чтобы они в активной познавательной деятельности осваивали приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их размеру, форме, цвету, расположению в пространстве, определяли последовательность и результативность своих действий и умели использовать в жизни. Я стала подбирать игры и придумывать игровые ситуации. В группе у нас жили кукла Наташа и зайчик Степашка постоянно, и многие игровые сюжеты были связаны именно с ними. Кукла Наташа ходила с нами на прогулку, ей мы рассказывали какую одежду мы одеваем, цвет одежды, последовательность одевания, что мы видели на прогулке на улице. Для них мы строили домики (большой и маленький); дорожки (широкие и узкие); заборы (высокие и низкие) разные по цвету, величине и чередовали цвета, величину. Из напольной мозаики делали для них «бусы» разные по форме, цвету, величине, чередуя в «бусах» цвет, форму и величину. Эти персонажи к нам приходили во время непосредственно-образовательной деятельности: лепка, рисование. Например «Нарисуем коврик для Наташи красного цвета», «Угостим зайчика зеленой травкой», «Новое желтое платье для Наташи» и другое. Слепим «Красные ягодки для зайчика», «Карандаши для Наташи» и другое. Кукле и зайчику дети рассказывали то, что уже узнали сами. Для создания игровой ситуации использовались имеющиеся в группе материалы и предметы. Очень помогает в работе «волшебный столик» с дидактическими игрушками. Там в совместной деятельности мы прокатываем шарики, собираем пирамидки, подбираем матрешки, играем с баночками-вкладышами, вставляем «окна» в домики, вкладываем грибочки по цвету, раскладываем яблоки по величине, занимаемся шнуровкой и многое-многое другое. Главное, мы закрепляем цвет, форму, величину. Очень важно, чтобы у каждого ребенка создалось ощущение своей значимости, необходимости возможности участия в игровых действиях. Во время самостоятельной деятельности я обращаюсь к каждому из детей, предлагаю взять, передвинуть, коснуться, а затем осуществить игровые действия. Например: «Составляем картинки из геометрических фигур, каждый малыш вовлекается: кто-то отыскивает нужную фигуру, кто-то определяет цвет, приносит» и т. д. В игровую ситуацию детей включаю постепенно: сначала рассказываю историю, обращаюсь к детям и к игрушке, а затем привлекаю детей к участию. Хорошо интегрируются игры по сенсорике с художественным словом. Чтение потешки сопровождаем действиями, которые выполняют все малыши. Обыгрывая потешку «Сорока-белобока», детям предлагается подобрать ложку по цвету тарелки и т. д. А обыгрывая потешку «Курочка-рябушечка», дети подбирают ведерко курочке по цвету и величине. Очень нравятся детям игры, которые я сделала своими руками. Они с удовольствием подбирают ниточки к шарикам, чашки к блюдцам, хвостики к рыбкам. В эти игры дети играют индивидуально, а вот в игру «Цветные поляны» я вовлекаю всех детей группы (к каждому ребенку прилетает птичка определенного цвета, ей хочется улететь на свою поляну такого же цвета, поклевать зернышки того же цвета).
Так же детям очень нравится игра с бельевыми прищепками («подбери иголки к ежику», «лучики к солнышку», «капельки к тучке», «иголки к елочке», «лепестки к цветочку» и т. д.).
В этих играх дети учатся запоминать цвет, соотносить по цвету и главное, развивать мелкую моторику пальцев.
В своей работе я опиралась на семью. Только совместными усилиями мы можем решить главную задачу – развитие сенсорных способностей детей. Я выступала на родительских собраниях, проводила консультации, индивидуальные беседы, чтобы заинтересовать родителей, объяснить значимость этой темы. На родительском собрании показывала видео съемку игр и непосредственно-образовательной деятельности. Вовлекала родителей в оформление группы, в создание нужной предметно-развивающей среды, делала папки-раскладушки с фотографиями детей, делала презентацию по этой теме. Работая по данной теме, достигла определенных результатов: мои дети освоили приемы группировки и классификации, явления отношений и зависимостей между предметами по их форме, размеру, цвету, расположению в пространстве. Дети продолжают активно познавать начало логики, что поможет им перейти от простого восприятия предметов к осознанию их значения и необходимости использовать в жизни.
Список используемой литературы
1. Григорьева Г. Г., Кочеткова Н. П., Сергеева Д. В. и др. Программа воспитания и развития детей раннего возраста «Кроха».- М. : Просвещение, 2007.- 80 с.
2. Поддьякова Н. Н. Сенсорное воспитание в детском саду. - 2-е издание М. : Просвещение, 1981.-192 с.
3. Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. - М. : «Мозаика-Синтез», 2009.- 72 с.
4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А, Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. -М. : ТЦ – «Сфера», 2011.- 64с.