Юнусбаева Ксения
Использование игр для развития речевого дыхания с детьми ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Использование игр на развитие речевого дыхания с детьми ОВЗ»
выполнила: Юнусбаева К. Н.
Первое, что делает ребенок при рождении, - это вдох. Дыхание необходимо нам для жизни. Каждую минуту мы вдыхаем и выдыхаем воздух вне зависимости от того, что мы делаем. А речевое дыхание помогает нам в образовании звука и голоса. Выходя из легких, воздушная струя проходит через полости рта и носа, преобразуется в различные звуки.
Публикация «Использование игр для развития речевого дыхания с детьми ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Из опыта работы маленькие дети в процессе говорения зачастую начинают говорить на вдохе или на остаточном выдохе. Встречаются случаи, когда дети набирают воздух перед произнесением каждого слова. Несомненно, это отрицательно влияет на овладение правильным произношением и построением плавного и слитного речевого высказывания. Если ребенок плохо говорит, то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.
Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. При неправильном дыхании дети часто не могут произнести длинные слова и фразы целиком, потому что воздух расходуется раньше. Нарушается плавность, появляется речь «с захлебыванием», конец фразы произносится быстро или шепотом. Речевое дыхание — основной источник энергии преобразования звучащейся речи.
Правильное речевое дыхание обеспечивает :
нормальное голосообразование;
четкое звукообразование;
создает условия для поддержания нормальной громкости, плавности, интонационной выразительности, четкого соблюдения пауз.
У детей с ОВЗ часто наблюдается несформированность речевого дыхания. Это проявляется в следующем:
слабый вдох;
недостаточный объем выдыхаемого воздуха, выдох слабой силы, короткий, прерывистый;
неэкономичное распределение выдыхаемого воздуха.
При физиологическом дыхании вдох и выдох приблизительно равны по продолжительности, осуществляются через нос. При речевом вдох совершается быстро, выдох замедлен, дыхание происходит через рот.
При работе над дыханием необходимо : набирать воздух через нос; следить, чтобы плечи ребенка не поднимались и щеки не надувались. Упражнения повторяются 3-5 раз, иначе может начаться головокружение. При постоянной тренировке речевого дыхания у дошкольников постепенно вырабатывается правильное дыхание, в этом помогут следующие игры и упражнения:
ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ
Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.
1. Наклонять голову то к правому, то к левому плечу, затем катать ее по спине и груди.
2. Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободно.
3. Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау…», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широко открывая рот, затем зевнуть и потянуться.
4. Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое нёбо поднято, гортань опущена).
ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ
Веселый пятачок:
a) На счет «раз», сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два», губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов.
б) Сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево.
в) Пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнение, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
ЗАРЯДКА ДЛЯ ЯЗЫКА
1. Жало змеи. Рот открыт, язык выдвинут как можно дальше вперед, медленно двигается вправо-влево.
2. Конфетка. Губы сомкнуты. Языком за ними помещаем «конфетку» вправо-влево, вверх-вниз, по кругу.
3. Колокольчик. Рот приоткрыт, губы округлены, язык бьется о края губ, как язычок звонкого колокольчика.
4. Уколы. Острым кончиком языка касаться попеременно внутренней стороны левой и правой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.
5. Самый длинный язычок. Высунуть язык как можно дальше и пытаться достать им до носа и подбородка.
ИГРА СО СВЕЧОЙ
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только заставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.
МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ
Цель. Развивать правильное речевое дыхание.
Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями.
ЗАГНАТЬ МЯЧ В ВОРОТА
Цель. Вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Ход игры. Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались: для этого их можно слегка прижать ладонями.
ПОДУТЬ ЧЕРЕЗ ТРУБОЧКУ
Цель. Вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Ход игры. Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть трубочкой и подуть на узкую полоску бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.
ЧЬЯ ПТИЦА УЛЕТИТ ДАЛЬШЕ?
Цель. Развитие длительного плавного выдоха.
Ход игры. Фигурки птичек, вырезанные из тонкой бумаги и ярко раскрашенные, ставят на стол у самого края. Дети работают в паре. Каждый ребенок садится напротив птицы. По сигналу «Полетели!» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чья птичка дальше улетит (проскользит по столу). Продвигать птичку можно на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя.
ЧТО МЫ – ВИДЕЛИ НЕ СКАЖЕМ, А ЧТО ДЕЛАЛИ ПОКАЖЕМ
Цель. развитие дыхания.
Ход игры: выбирают водящего. Он выходит за дверь. Остальные дети договариваются, что они будут выполнять. Потом приглашают водящего. Он говорит: «Здравствуйте, дети! Где вы были? Что вы видели?»
Дети хором отвечают:
«Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем».
Дети могут:
- лепить снежную бабу, а потом греть озябшие руки.
- раздувать угасающий костер.
Дети садятся на корточки вокруг костра и дуют (набрать воздух через нос и медленно выдыхать через рот, надувая щеки).
- надуть шары (дети надувают воображаемые шары).
- пилить дрова (дети стоят парами, скрещивают руки и имитируют
пилку дров: руки на себя вдох, от себя – выдох).
- рубить дрова – поднять сцепленные руки над головой – вдох,
опустить вниз – выдох.
- нюхать цветы.
- задуваем свечку.
ЛИСТОПАД
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Ход игры. Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
- Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер - разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер - подуем на листья! (Педагог вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу).
- Все листики на земле. Давайте соберем листочки в ведерко. Педагог и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова. Следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
ПОКОРМИ ЖИВОТНЫХ
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Поставить на стол плоскостную мордочку животного, на расстоянии 30-40 см от ребёнка. Затем возьмите шарик и положите на стол перед ребёнком.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он укатился и попал в рот животному. Дуть нужно сильнее.
ВОЗДУШНЫЙ ШАРИК
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
Таким образом ребенок, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Игры и упражнения помогают выработать у ребенка осознанное отношение к здоровью, помогают формировать правильное речевое дыхание, которое является основой речи.
Источники:
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/11/10/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-rechevogo
https://moluch.ru/conf/ped/archive/274/13520/
https://karkusha.su/razvitie-rechevogo-dyihaniya-u-rebenka/
https://infourok.ru/igri-i-uprazhneniya-na-razvitie-dihaniya-dlya-obuchayuschihsya-s-ovz-2461003.html