Ирина Колокольникова
Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у дошкольников с детским церебральным параличем
▼ Скачать + Заказать документы
Детский церебральный паралич - тяжелое заболевание центральной нервной системы. Он развивается в результате поражения головного и спинного мозга от разных причин на разных стадиях внутриутробного развития и приводит нередко к инвалидности ребенка.
Существуют различные мнения о состоянии и возможностях развития детей с этим заболеванием, трудностях в организации им специальной помощи. Общественный интерес направлен на лечение детей с ДЦП, а специалисты настаивают на своевременной специальной педагогической помощи, начиная с дошкольного возраста
Публикация «Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у дошкольников с детским церебральным параличем» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2014
Среди таких учреждений, открывающихся для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, является Областное государственное казенное учреждение «Реабилитационный центр для детей с ограниченными возможностями ЗАТО Северска». Основной контингент детей в группах РЦ - дети со спастической диплегией, наиболее распространенной формой ДЦП, когда больше поражены нижние конечности, нежели верхние.
С момента прихода детей в РЦ, наблюдая их в различных видах деятельности, было выявлено, что движения рук, кистей и пальцев при спастической диплегии, имеют свои специфические особенности, которые выражаются в:
- слабом развитие манипулятивной деятельности рук, обусловленной
повышенным тонусом мышц (спастичность);
- преобладание активности одной руки (чаше левой);
- тугоподвижности запястных суставов;
слабой дифференцированности движений пальцев;
недостаточной четкости и координации хватательных движений;
затруднительной переключаемости с одного вида движения на другой;
движения вялые, неловкие, темп замедлен, объем небольшой, качество
нарушено, ограничена сила движения.
Перечисленные недостатки создают определенные трудности при овладении навыками самообслуживания, предметными и игровыми действиями, трудовыми навыками.
Последствия раннего органического поражения ЦНС сильнее всего отражаются на двигательном развитие детей, а вследствие этого и на развитии мелкой моторики. Именно поэтому ребенок с ограниченными возможностями испытывает трудности, когда приходится выполнять действия, требующие точности и синхронности движений или перехода с одного движения на другое. У детей длительно и с большим трудом формируется серии движений, необходимые для закрепления двигательных навыков. Затруднены манипуляции с предметами. Они с трудом овладевают «выразительными» движениями, а это является необходимым условием в трудовых и изобразительных видах деятельности.
После изучения литературы я поставила для себя задачу - развитие целенаправленных действий рук с различными предметами и материалами, что является основой дальнейшего обучения доступной производительной деятельности. Для реализации данной задачи я в свои занятия по трудовому и эстетическому воспитанию включаю следующие этапы:
- элементы точечного массажа, самомассажа
Самомассаж оказывает тонизирующее действие на ЦНС, улучшает функции рецепторов. Для этого я сделала подборку массажеров «Чудо-пальчик» и «Су Джок», массажных щеток, мячиков, аппликаторов «Ляпко» и «Ежик». Все упражнения по самомассажу сопровождаются художественным словом:
1) Упражнения с массажным мячиком
«Мячик дружно мы сжимаем,
По ладошке мы катаем, Мячик, мячик покатись Ручки наши пробуди»
2) Упражнения с массажной щеточкой
«Крепко щетку мы сжимаем
Наши пальцы напрягаем, Чтобы пальцы ни когда
Ни боялись бы труда»
Игры - упражнения для развития мелких и точных движений рук. Они обеспечивают межполушарное взаимодействие и снятию мышечных зажимов. Стимулируют ЦНС, т. к. движение сгибательных и разгибательных мышц способствует ее развитию. Виды используемых игр :
1) Игры - упражнения с материалами
Игры с водой (удерживание рук в воде, плескание и др.) Пересыпание (крупы, песка и других сыпучих материалов) Комкание бумаги (газет)
Разминание в руках (пластилина, глины, теста) Размазывание (краски, клейстера)
2) Игры-упражнения с предметами
Захват
Удержание
Вынимание (из коробки, ящика)
Складывание (в коробку, на полку)
Встряхивание (баночек, бутылочек с бусинками или крупой)
Вставление (стаканчиков, шариков)
Нанизывание (пирамидка, крупных бусин на нить)
Бросание (мячей, воздушных шаров)
Вращение (откручивание, закручивание)
Открывание, закрывание (баночек, бутылочек)
Нажимание, надавливание (на кнопку, выключатель)
Сжимание
Закапывание, откапывание (в крупе, в песке) Наполнение предметов (крупой, песком, водой) Переливание, пересыпание
Через игры-упражнения развиваются не только тактильную память, но и речь, поэтому я сделала подборку стихов - скороговорок, сопровождающие их:
1) Упражнение на нанизывание бусин на нить
«Дочка маме угодила,
Она ей бусы подарила. Дочка бусы собрала, Их на нитку нанизав»
2) Упражнение на пересыпание
«Будто клювом птичка крошки,
С блюдца я беру горошки.
Собрала я все горошки,
И полны мои ладошки».
3) Упражнение на закапывание в сыпучих материалах
«В горшок насыпали фасоль
И спрятали игрушку
Теперь мы ручкой раскопаем
Забавные зверушки.
Для проведения игр я собрала необходимые атрибуты, изготовила модуль «Застегни-расстегни», «Развесь на крючок и на ниточку», «Кран», «Набор клавишных выключателей и замков».
Пальчиковые игры
Выполняя пальчиковые различные упражнения кисти рук приобретают подвижность, гибкость, уменьшается скованность движения, что влияет на формирование речевых зон и положительно действует на развитие ребенка.
Я составила комплекс пальчиковых игр по разделам: «Разминка», «Пальчиковые игры, используемые на занятиях по трудовому обучению», «Пальчиковые игры, используемые на занятиях по эстетическом воспитанию».
Физкультурные паузы.
Эта часть занятия предполагает проведения релаксационных упражнений. С помощью данного вида работы у детей развивается умение управлять телом, чувствовать себя уверенно в системе «телесных координат».
Я считаю, что проведение занятий, с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, позволяет стимулировать мышечный тонус, снимать эмоциональное напряжение, создавать эмоциональный настрой. У детей появляется уверенность в себе, развиваются коммуникативные навыки. Стимулируется фантазия, проявляются творческие способности.
Для отслеживания динамики развития мелкой моторики составила карты наблюдений результатов.
На основе проводимой мною работы я провела консультацию для воспитателей «Использование игр и упражнений развитии ручных умений». В работе с родителями я провела консультации: «Значения пальчиковых игр», «Структура и содержание коррекционно-развивающих занятий для детей с ДЦП». Консультации сопровождаются демонстрации игр и выставками книг.
Использование игр и упражнений в развитии ручных умений у детей дошкольного возраста с ДЦП носит еще и воспитательное значение и во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей ведь известно, что через овладение ребенком ведущими видами детской деятельности осуществляется развитие психических процессов и формируется личность ребенка.