Екатерина Буянкина
Использование государственных символов Российской Федерации и Республики Мордовия при обучении и воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Изучение истории государственных символов России и Мордовии имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России. Знакомя с историей происхождения Российского герба и флага, нужно помнить о ребенке, о его психологических особенностях, познавательном, эмоциональном развитии.
Публикация «Использование государственных символов Российской Федерации и Республики Мордовия при обучении и воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Мордовия
- Республика, область, край. Список городов
- Символы России для детей
- Темочки
Принципиально важным для ознакомления детей дошкольного возраста с гербом и флагом России и Мордовии является сочетание познавательной деятельности с игровой и продуктивной. Представления о символическом значении изображений на гербе, цветов герба и флага боле эффективно формируются у дошкольников в процессе практической, творческой деятельности.
При обучении и воспитании детей старшего дошкольного возраста в саду ознакомление с государственными символами нашей страны осуществляется в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Накоплению у ребенка впечатлений, повторению и закреплению знаний, представлений способствуют беседы с воспитателем, наблюдения в повседневной жизни, игровая и творческая деятельность, праздники и развлечения.
В процессе разработки планов и конспектов занятий, подготовки наглядно-дидактических материалов и пособий, дидактических игр и упражнений необходимо учитывать основу государственной символики России. Стремление детей изобразить герб или флаг воспитателю следует поощрять, учитывая задачи развития у дошкольников интереса к государственной символике страны. Если рисунок содержит ошибки необходимо указать на них ребенку, объяснить, в чем они заключаются, помочь их исправить.
Детям старшего дошкольного возраста можно объяснить, что герб, флаг и гимн нашей страны объединяют граждан России и всех ее жителей. Праздничное оформление улиц в дни государственных праздников призвано создать атмосферу объединения народа, вызвать у каждого чувство сопричастности к событию. Тот - же смысл имеет исполнение Государственного гимна страны на торжественных собраниях и мероприятиях, во время встречи Нового года.
Хотелось бы обратить внимание на то, что в детском саду дошкольники только знакомятся с текстом гимна нашей страны, наизусть они выучат его уже в начальной школе на уроке «Разговор о важном». С помощью воспитателя дети определяют характер музыки гимна как величавой, торжественной. Ребята старшего дошкольного возраста понимают, что гимн нашей страны исполняется во время праздника или другого торжественного события. Когда он звучит, всем присутствующим на празднике нужно встать, мужчинам и мальчикам снять головные уборы, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. Детям 6-7 лет доступно понимание того, для чего стране нужен флаг, герб и гимн: государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, ее гражданам отличительными знаками. Старшие дошкольники довольно легко усваивают представления о том, что изображения на гербе, цвета герба и флага России означают добро и красоту.
Старшим дошкольникам доступно понимание отличительной функции государственных символов, функции принадлежности. Герб изображают на монетах, он служит отличительным символом, помогающим нам отличить денежные знаки нашей страны от зарубежных. В качестве отличительного знака на автомобилях, самолетах помещают изображение государственного флага. Очень важно, чтобы ребята поняли, хотя бы на элементарном уровне, зачем нужна стране государственная символика.
В подготовительной к школе группе можно попытаться объяснить детям, что символика государства отражает лучшие нравственные качества его граждан. Например, изображение всадника, поражающего копьем дракона, на гербе России символизирует победу добра над злом, готовность народа защищать свою Родину, его цвета - чистоту души, верность, правду, любовь, мужество. Соответственно мы можем сделать вывод о том, что граждане России должны быть добрыми, отстаивать справедливость, быть честными и правдивыми, любить свою Родину, мужественно защищать ее.
Хотелось бы отметить, что, когда мы затрагиваем столь сложную и серьезную тему, как ознакомление с государственными символами нашей страны, роль воспитателя особенно велика. Ребенок нуждается в руководстве и сотворчестве с педагогом. Однако занятие не должно превращаться в монолог воспитателя. Очень важен отклик детей, их высказывания, их размышления.
Несмотря на серьезность и сложность тематики, - ознакомление с государственной и региональной символикой, педагогам необходимо стремиться к тому, чтобы на занятиях использовались как можно больше игровые методы и приемы, творческие задания, потому что именно они помогают сформировать основу уважительного отношения к символам нашего государства - позитивное восприятие, интерес к ним и их истории.
В процессе педагогической деятельности, можно опираться на основные направления работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей :
- формирование интереса к ознакомлению с символикой России и Республики Мордовия их историей и культурой.
- формирование традиций;
- формирование начал экологической культуры, осознанно правильное отношение к явлениям, объектам живой и неживой природы.
-праздники России.
- формирование эстетического отношения к миру и способствование художественному развитию ребенка средствами искусства.
С дошкольного возраста нужно воспитывать детей гражданами своей малой и большой Родины. Поэтому необходимо, кроме элементарных сведений о республике, в которой они проживают, дать ознакомительные сведения о гербе и флаге Республики Мордовия и России. У любого народа они символизирует святость и гордость. Их назначение – объединение народов, проживающих на одной территории, на основе общей истории и традиций, отраженных в гербе, флаге и гимне.