Ирина Ситникова
Использование дифференцированного подхода к обучающимся с интеллектуальной недостаточностью при решении арифметических задач
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе обучения дети получают определенные знания, развиваются, однако не все одинаково усваивают предложенный им материал. Это происходит из-за разных потенциальных возможностей, обучающихся с интеллектуальными отклонениями.
Исследованием дифференцированного обучения занимались такие ученые как (П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, В. П. Гриханов).
Неодинаковое восприятие учебного материала побуждало ученых - исследователей искать способы дифференциации обучающихся, распределяя их по классам на сильных, средних и слабых по принципу уровня обучаемости.
Темочки:
В своей работе В. В. Воронкова предлагает делить обучающихся на группы для «определения путей коррекции дефектов их развития».
К первой группе относятся обучающиеся, которые усваивают учебную программу наиболее успешно. В процессе обучения решению арифметических задач, во время проведения урока, более сильным обучающимся следует
предлагать выполнять работу самостоятельно или давать дополнительные задания. Дети этой группы могут дополнительно составить обратную задачу или изменить условие так, чтобы задача решалась двумя способами.
Дети второй группы понимают объяснения, могут запомнить предложенный им материал, но им требуется помощь для обобщения и анализа. У этих обучающихся снижен темп работы, задания выполняют более медленно и чаще допускают ошибки, используют наводящие вопросы. Данной группе детей, при решении арифметических задач, требуется помощь в осмыслении учебного материала, необходимо направлять их внимание на вычислительные действия, использовать наглядно-дидактический материал. Обучающиеся этой «условной» группы могут решать простые задачи с тем же успехом, что и учащиеся первой группы.
У третьей группы обучающихся с нарушением интеллекта усвоение программного материала происходит с трудом. Они испытывают потребность в разных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно- практической). Дети, третьей группы плохо понимают и запоминают сообщаемый им учебный материал, не могут выделять главное, требуют дополнительных объяснений, не осмысливают причинно-следственные связи, отношения. Для этих детей особенно важна организация учебного процесса. Таким детям можно предложить работать группой или в паре.
На самом низком уровне овладевает учебными знаниями четвертая группа обучающихся, они требуют постоянного контроля и дополнительных приемов. Эти дети с трудом осваивают чтение, письмо и счет, допускают много ошибок. Помощь, которая оказываемая более слабым детям, зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Им оказывается помощь в виде направляющих вопросов педагога, показа способа решения задачи, предлагается использовании схем, наглядного материала, таблиц. Задания должны быть простыми и понятными, подготовленные заранее (записаны на карточках, таблицах или на доске, в зависимости от индивидуальных возможностей детей.
При использовании индивидуального подхода необходимо вести педагогические наблюдения и изучить данные психологического и клинического обследования каждого ребенка, на основании чего пишется характеристика, и намечаются задачи для индивидуальной работы. Оценивать успеваемость этих детей, нужно не основываясь на общие оценочные нормы, необходимо стимулировать процесс учебной деятельности, учитывая степень продвижения ребенка.
В процессе использования дифференцированного подхода необходимо учитывать «типические» особенности детей с нарушением интеллекта.
При таком подходе, есть возможность разделить детей на подгруппы и производить индивидуальную, групповую и фронтальную работу, применяя соответствующие каждой подгруппе методы обучения.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход, который можно разделить на внешнюю и внутреннюю дифференциацию.
Внешняя дифференциация предполагает создание особых типов школ и классов, а внутренняя дифференциация предполагает организацию работы внутри класса группам учащихся.
В качестве показателей уровня развития для создания групп могут выступать следующие критерии: понимание материала при фронтальном объяснении; умение обобщить полученные знания и применить их при выполнении однотипных или новых простых или сложных заданий, в самостоятельной работе; восприимчивость к помощи.
Можно сказать, в процессе формирования умения решать арифметические задачи обучающихся с интеллектуальными нарушениями, необходимо учитывать их специфические особенности, применять правильный методический подход и создавать условия для учебной деятельности.