Семенова Валентина
Исследовательский проект с детьми II младшей группы «Волшебница-наша вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Название проекта - Волшебница наша – вода!
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход!
Авторы проекта:
Семенова Валентина Анатольевна, Малинкина Наталья Георгиевна – воспитатели МДОУ «Сернурский детский сад общеразвивающего вида «Ромашка» Республики Марий Эл.
Аннотация:
Сущность проекта состоит в том, чтобы выявить влияние опытно-исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей, умение анализировать и делать простейшие выводы.
Темочки:
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГТ – дети должны научиться самостоятельно добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь, должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).
Аудитория проекта:
Воспитатели и дети II младшей группы.
Проблемы:
Проект направлен, на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о простейших взаимосвязях в природе, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы, развитию познавательной активности, наблюдательности и любознательности.
Цель проекта:
Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности.
Срок реализации проекта:
– четыре недели.
Начало проекта - первая неделя декабря.
Окончание проекта – четвертая неделя декабря.
Этапы реализации проекта:
Подготовительный:
- выявление проблемы у детей;
- разработка диагностического материала (для первичной диагностики и для определения результативности проекта);
- проведение первичной диагностики детей;
- разработка опытов с водой, снегом, льдом;
- наблюдения на прогулках за снегом, сосульками;
- игры со снегом, сооружение снежных построек.
Основной:
I неделя декабря:
- создание проблемной ситуации;
- проведение интегрированной НОД «Снег»;
- опытно-исследовательская деятельность с водой и снегом в процессе НОД и на прогулках.
II неделя декабря:
- создание проблемной ситуации;
- проведение интегрированной НОД «Вода и лед»;
- опытно-исследовательская деятельность с водой и льдом в процессе НОД и на прогулках.
Аналитический:
III неделя декабря:
- проведение диагностики детей для определения результативности проведения проекта.
IV неделя декабря:
- выводы по проекту.
Задачи:
- проявлять интерес к явлениям неживой природы;
- уточнить, систематизировать и углубить знания детей о явлениях неживой природы и их взаимосвязях (вода, снег, лед);
- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с водой, снегом, льдом;
-формировать умение устанавливать простейшие связи, размышлять, анализировать и делать несложные обобщения и выводы;
- развивать наблюдательность и любознательность.
Ресурсы:
- время года – зима;
- наличие морозной и теплой зимней погоды;
- наличие сухого и влажного снега;
- конспекты для проведения интегрированной НОД по темам «Снег», «Вода и лед»;
- разработки опытов с водой, снегом и льдом;
- материалы для опытов: формочки, прозрачные емкости разного объема, цветные фломастеры, гуашь для подкрашивания воды.
Критические факторы успеха:
- оптимальная температура воздуха для проведения прогулок;
-наличие сухого и влажного снега для опытно-исследовательской деятельности;
- присутствие детей на всех видах деятельности, связанных с проведением проекта;
Риск проведения проекта:
- низкая температура воздуха, запрещающая проведение прогулок с детьми;
- отсутствие сухого или влажного снега;
Меры – перенос этапов проекта на другое благоприятное время.
План:
Воспитатель Малинкина Н. Г. в течение I недели декабря проводит интегрированную НОД по теме «Снег» и опытно-исследовательскую деятельность на прогулках:
Предполагаемый результат:
- расширение знаний о свойствах воды и снега;
- развитие интереса к опытно-исследовательской деятельности;
- развитие умения анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
-развитие наблюдательности и любознательности, познавательной активности.
Воспитатель Семенова В. А. в течение II недели декабря проводит НОД по теме «Вода и лед» и опытно-исследовательскую деятельность на прогулках:
Предполагаемый результат:
- расширение знаний о свойствах воды и льда;
- развитие интереса к опытно-исследовательской деятельности;
- развитие умения анализировать, обобщать и делать простейшие выводы;
- развитие наблюдательности и любознательности, познавательной активности.
В течение III недели декабря воспитатели Малинкина Н. Г. и Семенова В. А. проводят диагностику детей для определения результативности реализации проекта.
Предполагаемый результат:
- дети проявляют интерес к явлениям неживой природы;
- дети овладевают определенными знаниями о свойствах воды, снега и льда;
- умеют устанавливать простейшие взаимосвязи: снег – вода – лед; вода – лед – вода;
- проявляют интерес к опытно-исследовательской деятельности;
- дети проявляют наблюдательность и любознательность;
- умеют анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
В течение IV недели декабря воспитатели Малинкина Н. Г. и Семенова В. А. проводят анализ диагностики детей и делают вывод.
Предполагаемый результат:
- результаты диагностики имеют положительную динамику;
- цель проекта достигнута;
- вывод подтверждает успешность проектной деятельности по поставленной проблеме.
Результаты проекта:
- воспитатели добились поставленной цели: «Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности»;
- в ходе проведения проектной деятельности можно сделать вывод, что проблема формирования у детей II младшей группы представлений о простейших взаимосвязях в природе, умение делать простейшие обобщения и выводы, развитие познавательной деятельности, наблюдательности и любознательности может быть успешно разрешена при соответствующей организации образовательной и опытно-исследовательской деятельности педагогов и детей.
Показатели результативности:
- дети проявляют повышенный интерес к познавательной и опытно-исследовательской деятельности;
- дети самостоятельно проделывают опыты, делают простейшие обобщения или выводы по результатам опытов;
- самостоятельно устанавливаю т взаимосвязи: снег – вода – лед; лед – вода – лед.
Текст к презентации:
1 слайд - Исследовательский проект, разработан воспитателем II младшей группы Семеновой В. А. Проектная деятельность – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования.
2 слайд - Тема проекта выражена четверостишием и отражает явления неживой природы, исследуемые в процессе проектной деятельности.
Волшебница наша – вода!
Она не исчезает никогда:
То в снег превратится, то в лед,
Растает - и снова в поход!
3 слайд - Актуальность заключается в том, что опытно-исследовательская деятельность соответствует одному из основных принципов ФГТ - дети должны научиться добывать знания и применять их в решении новых познавательных задач, что в свою очередь должно способствовать развитию таких интегративных качеств как «Любознательный» (интересуется предметами ближайшего окружения, их назначением и свойствами); «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» (использует разные способы обследования предметов и явлений, включая простейшие опыты).
4 слайд - Исследовательский проект проводился с детьми II младшей группы воспитателями Малинкиной Н. Г. и Семеновой В. А.
5 слайд- У детей 3-4 лет развивается потребность к познанию, возникают вопросы. Поэтому важно побуждать детей к нахождению на них ответов посредством совместной с детьми исследовательской деятельностью, наблюдениями, размышлениями, способствующими возникновению познавательной активности, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
6 слайд - Данный проект направлен на выявление влияния опытно-исследовательской деятельности на развитие познавательных способностей детей, умение анализировать и делать простейшие обобщения и выводы.
7 слайд - Проект рассчитан на четыре недели. До начала реализации проекта была проведена подготовительная работа.
8 слайд- Разделение проекта на этапы позволяет задать определенный ритм реализации проекта, обозначить границы «смысловых» периодов.
9 слайд - Первый этап реализации проекта это подготовительный, в процессе которого была проведена первичная диагностика детей.
10 слайд - Основной этап реализации проекта рассчитан на две недели, в течение которых обозначены проблемные ситуации, стимулирующие деятельность детей к решению поставленных задач в процессе интегрированной НОД и опытно-исследовательской деятельности в группе и на прогулках.
11 слайд - Аналитический этап рассчитан на третью и четвертую - завершающие недели проекта, в ходе которых проводится диагностика детей для определения результативности проведения проекта, и делаются соответствующие выводы.
12 слайд - Задачи – это шаги, которые необходимо предпринять для достижения поставленной цели. При этом реализация каждой задачи дает некоторый отдельный результат, который используется для решения дальнейших задач.
13 слайд - Ресурсы, которые необходимы для реализации проекта, в основном связаны с погодными условиями, наличием конспектов интегрированной НОД и опытов по заданным темам.
14 слайд - Критические факторы успеха - это то, без чего проект, реализовываться не сможет.
15 слайд - Риск проведения проекта – это те прогнозируемые обстоятельства, условия, которые могут помешать стопроцентной реализации планов проекта и по которым необходимо предпринять соответствующие меры по их устранению.
16 слайд - Планом определен порядок действий в реализации задач проекта, срок совершения каждого действия, а также результат, который должен быть достигнут. Так авторам проекта был определен следующий предполагаемый результат по теме «Снег».
17 слайд - Воспитатель Малинкина Н. Г. в течение I недели декабря проводит НОД по теме «Снег» и опытно-исследовательскую деятельность в группе и на прогулках.
18 слайд - Также, авторам проекта был определен предполагаемый результат по теме «Вода и лед».
19 слайд - Воспитатель Семенова В. А. в течение II недели декабря проводит НОД по теме «Вода и лед» и опытно-исследовательскую деятельность в группе и на прогулках.
20 слайд - В течение III недели декабря воспитатели проводят диагностику детей для определения результативности реализации проекта. Данную диагностику оценивают с предполагаемыми результатами.
21 слайд - В течение IV недели декабря воспитатели проводят анализ диагностики детей и делают соответствующий вывод, который также оценивают с предполагаемыми результатами.
22 слайд - Диагностика детей осуществлялась в игровой форме. Детям были предложены игровые задания и вопросы по следующим играм: словесная игра «Так бывает или нет?», дидактическая игра «Цепочка превращений» и сказке «Зимняя сказка».
23 слайд - Результаты диагностики детей представлены в диаграмме, на которой четко видна динамика изменения показателей перед началом проекта и по итогам реализации проекта. На основании данной диаграммы можно сделать следующий вывод:
- воспитатели добились поставленной цели: «Формирование умения детей делать простейшие обобщения и выводы, опираясь на знания и умения, полученные в ходе опытно-исследовательской деятельности»;
- проблема формирования у детей II младшей группы представлений о простейших взаимосвязях природе, умение делать простейшие обобщения и выводы, развитие познавательной деятельности, наблюдательности и любознательности может быть успешно разрешена при соответствующей организации образовательной и опытно-исследовательской деятельности педагогов и детей.
24 слайд - Показатели результативности проекта позволяют нам утверждать: «Проект реализован, цель достигнута».
25 слайд - Спасибо за внимание!