Ибадова Дарья Салимжановна
Исследовательский проект «Есть ли у птиц память»
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ МО г. Нягань «Центр развития ребенка-детский сад №4 «Веснянка».
Исследовательский работа на тему «Есть ли у птиц память?»
Проект выполнили : Борозна Мария
Носов Никита
Руководитель проекта : Ибадова Д. С.
воспитатель
Введение
Темочки:
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
Здравствуйте, нас зовут Борозна Мария и Носов Никита. Мы из детского сада «Веснянка». Мы очень любим читать сказки. Однажды в детском саду, наш воспитатель Дарья Салимжановна прочитала нам сказку Д. И. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Сказка очень интересная, всем было жалко Серую Шейку. Но нам стало интересно: «А как же мама-утка найдет обратно дорогу к своей дочери, когда прилетит с юга весной». Всем стало интересно. Мы решили узнать о птицах побольше.
Цель исследования : есть ли у птиц память?
Задачи:
- узнать откуда появились птицы;
-узнать побольше о строении птиц;
- провести свой опыт с голубями.
Гипотеза:
У птиц, как и у людей, есть память, поэтому они запоминают нужные им дороги.
2. Основная часть
2.1 Как появились птицы на Земле
Чтобы узнать откуда появились птицы, Дарья Салимжановна предложила нам посмотреть энциклопедию о птицах. В энциклопедии мы увидели картинку большой ящерицы. Оказывается, птицы произошли от этих древних ящериц –архозавров. Это очень интересно, ведь ящерица совсем не похожа на птицу, ни на какую. Дарья Салимжановна объяснила нам, что прошло много лет и постепенно ящерицы превратились в птиц. Никита, давай расскажем всем, как ящерицы превращались в птиц? Менялась природа и жизнь ящериц, и чтобы выжить они должны были научиться летать. И со временем у них вместо передних лап появились крылья, а вместо чешуи перья. Ученые считают, что это случилось 170-190 миллионов лет назад. У птиц до сих пор на ногах и пальцах осталась чешуя, как у ящериц.
2.2 Острое зрение
После того как мы посмотрели энциклопедии, Дарья Салимжановна предложила нам поговорить с учителем биологии. Поэтому мы пошли в «Гимназию», потому что эта школа находиться рядом с нашим детским садом. Учитель биологии Нургалеева Роза Абелкановна рассказала о строении птиц. Кое-что мы уже знали. Например, что у птиц есть клюв, два крыла, хвост, голова, две ноги и тело покрыто перьями. И что летают они, потому что у них есть крылья. Маша, а ты знаешь, что не все птицы летают? «Почему у курицы есть крылья, а она не летает, у пингвина есть, но он тоже не летает. Учитель биологии нам объяснила. Оказывается, у птицы на груди есть киль. Это такое устройство, которое помогает летать, у каких птиц он тяжелый те летать не умеют, а у каких легкий те умеют. А еще, птицы видят как люди, у них цветное зрение. И их зрение очень хорошее, говорят «острое» зрение. Для того чтобы видеть врагов, находить с высоты еду. Глаза у всех птиц разные и они очень большого размера. Например, у голубя глаза почти во всю голову, просто мы этого не видим, они прикрыты перьями. А у страуса глаза такого размера, как у слона. А еще птицы могут смотреть на солнце, не мигая. Мы тоже попробовали посмотреть на солнышко, но не выдержали, сразу же захотелось закрыть глаза. Правда, Никита? Да!Сова может охотиться ночью и с высоты увидеть в темноте мышь. А еще мы узнали, что совы могут видеть и днем. Это потому что у всех птиц в глазу находиться такая ямка, похожая на лупу, увеличительное стекло. И она увеличивает все предметы. Поэтому птицы хорошо видят. Мы решили это проверить. Для этого мы взяли лупу, посмотрели через нее на мелкие детали конструктора. И правда, детали стали крупнее. Мы сделали вывод, птицы лучше видят, чем люди.
2.3 Прекрасный слух
Еще мы узнали, что птицы слышат лучше, чем мы люди. Мы думали, что мы умнее и сильнее, а оказывается это не так. Нам учитель биологии объяснила это так. Нам ведь не надо охотиться за едой, прятаться от врагов. А птицам надо. Вот поэтому их уши так устроены чтобы можно было услышать самые тихие звуки и понять их. Никита, расскажи всем, что мы узнали о том, что могут слышать птицы. Например, сова услышит писк мышей, который не можем услышать мы. Воробьи если услышат крик вороны или сороки, то поймут что враг где-то рядом. Это может быть кошка или ястреб, или сова. Они услышат этот сигнал и спасутся. Вороны легко узнают по волчьему вою, когда волки находят добычу. Могут прилететь и поесть их добычу. Птицы, как и люди умеют петь и понимают друг друга. А еще и нам их песни нужны. Веселее идти по улице, когда услышишь простое чириканье воробья или песню синички.
2.4 Живой прибор
Мы сделали вывод, птица лучше человека может видеть и слышать. Поэтому, мы снова задали свой вопрос Розе Абелкановне. Раз птица, умное животное, значит у нее есть мозг и память? Роза Абелкановна показала нам фильм про голубей, которые помогали людям во время войны. Оказывается раньше, были почтовые голуби, которые приносили письма, как почтальоны. Письмо привязывали к лапке. Голуби находили нужную дорогу, потому что у всех птиц, есть внутренний компас. У человека тоже есть компас, только он не в голове, мы его видели и он похож на часы. У птиц он невидимый, потому что находиться в голове. Как человек находит себе путь в лесу по компасу, так и птицы находят себе дорогу. С этим компасом они рождаются. Когда голуби летят куда-то, они могут запоминать дорогу по солнцу, по деревьям, по запахам и звукам. Значит у них есть память. А еще она показала нам макет головного мозга птиц. У птиц он большой, поэтому они могут запоминать дорогу, человека, звуки.
2.5 Опыт с голубями
Мы решили сами убедиться в этом и провести свой эксперимент. Для этого мы несколько дней подряд ходили кормить голубей в наш двор, на одно и тоже место. И вот что у нас получилось. В первый день прилетело несколько голубей. Во второй и третий день, когда мы вышли кормить, голуби прилетели не сразу, пришлось ждать. А вот в четвертый и пятый день как только мы пришли во двор, голуби сразу же к нам слетелись. Ну конечно Маша, ведь голуби запомнили не только место, но и нас. А помнишь ты мне рассказывала, что ты кормила голубей с окна и они запомнили его и до сих пор прилетают к нему. Наконец-то мы убедились, что у птиц есть память. Теперь мы знаем, как мама-утка найдет дорогу к своей дочери.
3. Заключение
Благодаря своей работе, мы узнали много интересного о птицах. И для игры в группе мы изготовили специальную папку с разными вопросами и заданиями о птицах. Эта папка называется «Лэпбук». Желаем вам успехов! Спасибо за внимание!