Марина Смирнова
Исследовательский проект «Аптекарский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В настоящее время большое внимание уделяется сохранению здоровья дошкольников. Правительством Российской Федерации разработана и утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». Одним из направлений работы является сохранение и укрепление здоровья детей.
Концепция дошкольного образования гласит, в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются привычки. представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни.
Публикация «Исследовательский проект „Аптекарский сад“» размещена в разделах
Значимость данной проблемы рассматривается и в Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации образования, в Конвенции о правах ребенка. В Законе «Об образовании» статья 51 п. 1 говорится, что образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Одной из проблем является, по нашему убеждению, отсутствие у детей осознанного отношения к своему здоровью. Мы считаем, что главное - помочь дошкольникам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье.
В современном дошкольном учреждении необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использовании особенностей его организма, индивидуализации оздоровительных мероприятий, создании определённых условий.
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей.
Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней. Мы должны беречь и сохранять их, уметь правильно пользоваться их лечебными свойствами.
Формируя гуманное отношение к природе, необходимо, чтобы дошкольник понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.
Новизна проекта заключается в том, что на территории нашего детского сада мы решили создать «Аптекарский сад», который будет способствовать развитию исследовательской деятельности детей, формированию у детей представлений о лекарственных растениях, их значимости в жизни человека. Работа по проекту будет осуществляться в совместной взросло-детской деятельности, в рамках части образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса.
Цель исследования : формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью и обеспечение максимальной активности детей в процессе познания мира.
Объект исследования : процесс формирования основ здорового образа жизни у дошкольников.
Предмет исследования : Педагогические условия формирования основ здорового образа жизни у дошкольников посредством организации проектной деятельности.
Гипотеза: Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями: организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения) информацией об основах здорового образа жизни; обогащение предметно-пространственной среды путем подбора целебных растений для арома и фитотерапии; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, расширение социального партнерства.
Задачи исследования
осуществлять теоретико - методологический анализ
проблемы исследования;
подготовить педагогический коллектив, организующий, осуществляющий и сопровождающий развитие дошкольников;
Выявить уровень сформированности представлений дошкольников о здоровом образе жизни;
Развивать у детей навыки исследовательской деятельности (умение экспериментировать, моделировать и т. д.).
Сформировать у детей ценностное отношение к своему здоровью
Вовлекать родителей в процесс экспериментальной
деятельности детского сада;
Использовать дополнительные возможности интеграции специалистов, воспитателей, детей, родителей в работе по формированию здорового образа жизни;
Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования :
теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме);
эмпирические (наблюдение, анкетирование, беседы с детьми, проектирование, анализ документации, эксперимент,
педагогическое тестирование;
методы обработки результатов (качественный и количественный анализ результатов исследования).
Предполагаемые результаты
Повышение профессиональной компетентности педагогов и развитие исследовательских умений и навыков;
Формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью;
Создание «Аптекарского сада»;
Обогащение предметно-пространственной среды путем подбора целебных растений для арома и фитотерапии;
Сборник проектов здоровьсберегающей направленности для детей дошкольного возраста;
Книга по использованию лекарственных растений для дошкольников;
Обобщение и распространение опыта работы дошкольного учреждения;
Перспективы дальнейшей исследовательской работы : развитие познавательной активности дошкольников в процессе работы по выращиванию растений в Аптекарском саду.
Направления деятельности и формы работы
Совместная
деятельность воспитателя с детьми
- беседы, чтение художественной
литературы по формированию основ здорового образа жизни;
- экскурсия в парк, на луг;
- Прогулка по экологической тропе;
- Праздник «В царстве лекарственных растений»;
-выполнение трудовых поручений на территории «Аптекарского сада»;
- разработка и внедрение проектов («Комнатные лекарственные растения», «Целебные растения Костромской области» и т. д.)
- дидактические игры;
- изготовление гербария лекарственных растений;
- создание альбома рисунков лекарственных растений, произрастающих в Костромской области
Совместная деятельность воспитателя -эколога с
Детьми
- исследовательская деятельность детей (проведение опытов, экспериментов);
- ознакомление детей с миром целебных трав, правилами их сбора, применение для оздоровления организма;
- ознакомление с Красной книгой;
проращивание, высадка и уход за растениями «Аптекарского сада»,
- наблюдение за ростом и развитием растений;
- ведение дневника наблюдений за ростом растений;
Взаимодействие с родителями
- оформление в групповых раздевалках «Уголка здоровья»;
консультации для родителей по формированию у детей ЗОЖ;
- анкетирование;
- выставки, конкурсы, акции;
- участие в праздниках и развлечениях;
- организация семейной гостиной;
помощь в изготовлении гербария лекарственных трав;
- участие в проектах;
- изготовление «волшебных» мешочков для ароматерапии;
- участие в составлении книги с рецептами использования лекарственных растений для оздоровления детей.
Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов
консультации;
- педсоветы, семинары;
-анкетирование
Этапы экспериментальной деятельности
Аналитико диагностический
разработка локальных актов, нормативно -правовой базы;
-повышение квалификации педагогов, которые организуют и сопровождают поисково-познавательную деятельность дошкольников;
-создание предметно - развивающей среды, адекватной особенностям образовательного процесса;
- разработка системы диагностического обследования детей;
- создание творческой группы;
организация методического сопровождения деятельности педагогов;
Деятельностно технологический
разработка программ дополнительного образования дошкольников;
• демонстрация промежуточных результатов (проведение семинаров, круглых столов, Дней открытых дверей и т. д.);
• мониторинг педагогической деятельности
Промежуточно диагностический
внесение корректив;
• промежуточная диагностика дошкольников;
• коррекция деятельности педагогов с учетом полученных результатов.
Итоговый
Анализ и оформление результатов (результаты диагностического обследования);
• Проведение семинара по итогам реализации экспериментальной деятельности
• Демонстрация педагогических достижений;
• Систематизация и обобщение опыта ДОУ.
Конкретные результаты
Повышение профессиональной компетентности педагогов и развитие исследовательских умений и навыков;
Создание сборниак проектов здоровьсберегающей направленности для детей дошкольного возраста
Разработка системы диагностического обследования детей
Создание «Аптекарского сада»;
Снижение заболеваемости детей в ДОУ;
Повышение у дошкольников мотивации к здоровому образу жизни и здоровьесберегающей компетентности
Активное участие родителей в экспериментальной деятельности детского сада;
книга с рецептами использования лекарственных растений для оздоровления детей
Совместные праздники, развлечения.
Механизм оценки результатов
Эффективность формирования основ здорового образа жизни у дошкольников обеспечивается следующими педагогическими условиями:
• организация и насыщение видов деятельности (игры, экспериментирования, познавательной, общения и т. д.) информацией об основах здорового образа жизни;
• обогащение предметно-пространственной среды путем подбора и выращивания целебных растений;
• овладение детьми навыками исследовательской деятельности; осуществление сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи;
• расширение социального партнерства.
В результате осуществления проекта будет благоустроена территория детского сада (выращивание лекарственных растений в теплице, опыт детского сада может быть использован в других дошкольных учреждениях города.