Ермилова Ольга
Исследовательская работа «Почему в хлебе дырочки» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Почему в хлебе дырочки
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г. Фокино «Детский сад комбинированного вида “Теремок”»
на тему:
«Почему в хлебе дырочки»
для детей средней группы
Публикация «Исследовательская работа „Почему в хлебе дырочки“ в средней группе» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Средняя группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июль 2022
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Воспитатель:
Ермилова Ольга Сергеевна
г. Фокино
2022г.
Введение
Актуальность исследования :
Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достат-ка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздни-ки. Без него не обходится ни один приём пищи. Этот продукт сопровождает нас от рождения до старости. Ценность хлеба ничем нельзя измерить. А задумыва-лись ли вы откуда в хлебе дырочки?
Вот и нам с детьми старшей группы стало интересно. Мы решили больше узнать об изготовлении хлеба и выяснить, отчего же в хлебе появляются дыроч-ки.
Цель исследовательской работы : Выяснить причины появления дырочек в хлебе.
Объект исследования : хлеб
Предмет исследования : дырочки в хлебе.
Гипотеза исследования основана на предположении, что в хлебе есть воз-дух, который образует поры, отчего и образуются дырочки.
Объект, предмет, цель и гипотеза обусловили выдвижение следующих за-дач исследования :
Задачи исследования :
Изучить историю появления хлеба.
Узнать при каких условиях в хлебе появляются дырочки;
Выяснить, зависит ли вкус и качество хлеба от количества дырочек.
Научиться замешивать хлеб
В данной работе для проверки гипотезы и решения поставленных задач ис-пользовались следующие методы: изучение и анализ литературы по теме, беседы, наблюдение, опыт, обработка.
Краткий литературный обзор:
Из словаря Ожегова мы узнал, что хлеб – это 1) колосковые растения с мучнистыми зернами; 2) плоды, семена злаков, перемолотые в муку; 3) пищевой продукт, выпекаемый из муки. Слово «хлеб» имеет древнегреческое происхожде-ние. Дело в том, что греки выпекали свой хлеб в специальных горшках, называе-мые «клибанос».
Отсюда произошло готское слово «хлайфс», которое затем переняли древ-ние германцы, славяне и другие народы. В старонемецком языке сохранилось слово «хлайб», очень напоминающее наш «хлеб», или эстонское «лейб».
Из практической энциклопедии Ермолаевой Е. «Домашний хлеб» ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была забота о пропитании. В поисках пищи они обратили внимание на злаковые расте-ния. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научи-лись растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши.
Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получа-ется гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым от-крытием хлеба.
Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и пре-вратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.
Благодаря пособию Т. Шорыгиной: «Беседы о хлебе. Методические реко-мендации» дети узнали о том, как растет пшеница и рожь, какие сорта хлеба изго-тавливают из муки ржи и пшеницы, каков внешний вид этих злаков и почему нужно бережно и уважительно относиться к хлебу.
Из интернета мы узнали, что, хлебные изделия в зависимости от вида муки могут быть ржаными, ржано-пшеничными, пшенично-ржаными и пшеничными.
По рецепту тесто бывает разным. Тесто может выпекаться простыми, улучшенными и сдобными (только пшеничные) способами.
Сырников М. Русская кухня пишет, что по способу выпечки хлеб бывает подовым и формовым. Пшеничные изделия чаще выпекаются подовыми, ржаные и ржано-пшеничные — в формах. По форме различают: батоны, булки, калачи, плетенки и др.
По способу реализации хлеб выпекают в основном штучным.
Ассортимент хлеба насчитывает более 1000 наименований.
В нашем городе чаще наиболее покупаемый - белый хлеб (обычный, ржа-ной или черный хлеб и серый.
На вопрос, откуда берутся дырочки, мы решили узнать из Энциклопедии для детей. В. Володин.
Оказывается, приготовление хлеба связано с химическими реакциями - брожением. Одна из составных частей хлеба – маленький одноклеточный грибок под названием дрожжи. Дрожжи — это похожие на бактерии простейшие одно-клеточные растения. Они принадлежат к семейству грибов. Их клетки больше и сложнее, чем у бактерий. Дрожжи размножаются почкованием.
«Голодный» грибок поедает сахар и превращает в смесь углекислого газа и спирта, вырабатывая при этом энергию. Пузырьки, которые мы увидели – угле-кислый газ. Поднимаясь сквозь тесто, он образует те самые дырочки – поры, и за-ставляет хлеб в печи подниматься, так как пузырьки увеличивает объем теста. Разрезав хлеб, мы можем видеть поры.
Мы решили провести эксперимент и проверить, когда дрожжи быстрее бу-дут вырабатывать энергию.
Во время исследовательской работы «Почему в хлебе дырочки» ведущими методами исследования стали эксперимент, наблюдение, беседы они реализовы-вались через следующие формы работы :
- изучение различных источников информации о хлебе и его роли в жизни человека;
- опытно – экспериментальная деятельность;
- обобщение полученных знаний;
- чтение художественной литературы.
Этапы работы :
- Подготовительный.
- Основной.
- Заключительный.
Подготовительный этап (21 -25 марта 2022г.) :
«Что мы знаем о хлебе?»
- постановка цели и задачи проекта;
- составление плана работы по проекту;
- разработка методических мероприятий (беседы, совместная деятель-ность);
- опрос детей на тему: «Что мы знаем о хлебе?».
Основной этап (28 марта- 05 апреля 2022 г.)
«Что мы хотим узнать о хлебе?»,
«Как мы будем получать новую информацию?».
Для того чтобы дети узнали ответы на свои вопросы, я разработала план работы по принципу : «Как мы будем получать полезную информацию»
№
№№/п Образова-тельная область Содержание деятельности Сроки про-ведения
11. Познава-тельное развитие: 1. Опытно-экспериментальная деятель-ность:
- «Проведение исследования на наличие ды-рочек в хлебобулочных изделиях»
- «Когда дрожжи быстрее будут вырабаты-вать энергию.
- «Когда тесто поднимается с дрожжами быстрее: в тепле или при обычной комнатной температуре?»
- «Действительно ли дрожжи вырабатывают углекислый газ.»
- «Влияние соли на процесс брожения.»
- «Хлеб с дрожжами и без дрожжей.»
28.03.22
29.03.22
30.03.22
01.04.22
04.04.22
05.04.22
22. Речевое развитие: 1. Рассматривание иллюстраций, чтение энциклопедий. 28.03.22– 05.04.22
33. Социально – коммуни-кативное развитие: 1. Коммуникативная игра «Угадай на вкус» (пшеничный, ржаной хлеб, батон, булочка и т. д.)» 28-03.22-31.03.22
44. Физиче-ское раз-витие: 1. Подвижные игры:
- Игра-эстафета «Кто скорее отвезёт зерно на элеватор»
- Подвижная игра «Дружные зерна» 04.04.22
05.04.22
Заключительный этап 6-7 апреля 2022г)
«Что мы узнали о дырочках в хлебе»
11. Социаль-но-коммуни-кативное развитие 1. Повторный блиц – опрос «Что мы знаем о хлебе?»
2. Приготовление из пшеничной муки хлеб.
06.04.22
07.04.22
Вывод:
Наша гипотеза подтвердилась. Проделав опыты, мы ответили на вопрос:
Откуда в хлебе много дырочек?
• Дрожжи попадают в тесто
• Грибки сразу принимаются за дело
• Они вырабатывают углекислый газ, от этого тесто вспухает, поднимается, под-ходит
• в жаркой печи пузырьки лопаются, газ уходит, а дырочки в душистом хлебе остаются.
Опытно –
экспериментальная деятельность
Нас заинтересовало наличие дырочек в хлебе. Мы решили выяснить в каких изделиях их больше, в каких меньше. Для этого мы взяли разные виды хлеба, ко-торые чаще всего покупаются у нас в городе: белый, серый и ржаной хлеб.
Мы решили выяснить в каком хлебе их больше, в каком меньше.
Изделие Сколько дырочек Плотность
Белый Дырочек много Мягкая
Серый Дырочек много, но маленькие Мягко-твердая
Ржаной Дырочки очень маленькие Твердая
В куске хлеба дырочки мы сосчитать не смогли. Но можем утверждать, что в белом хлебе их больше, чем в других видах хлеба.
Следовательно, необходимо перейти к следующему этапу исследования и узнать, как образуются дырочки в хлебе?
Для того, чтобы провести исследование, мы нашли рецепт хлеба. Для при-готовления теста нужны вода, мука, сахар, соль и дрожжи.
Опыт №1.
Мы налили в два стакана теплой воды. В каждый стакан насыпали дрожжей. Все хорошенько перемешали. В один стакан добавили сахар. В другой стакан са-хар не добавляли. И стали наблюдать. Через полчаса в стакане с сахаром начался процесс брожения (появились маленькие пузырьки углекислого газа).
Спустя 2 часа 30 минут, мы проверили, что происходит. Вот, что мы увидели.
Таким образом, можно сделать вывод, что дрожжи активнее выделяют энергию при добавлении сахара. В стакане, где не было сахара, брожения не наблюдалось, вода стала прозрачной, дрожжи в виде осадка лежали на дне.
Следовательно, можно предположить:
чтобы в хлебе было больше дырочек, нужно добавлять сахар.
Опыт №2.
Также мы проверили, когда тесто поднимается с дрожжами быстрее: в теп-ле или при обычной комнатной температуре. На фотографии видно, что в тепле дрожжи активнее выделяют энергию, следовательно, оно быстрее поднимается. Значит, при приготовлении теста важно добавлять сахар и оставлять тесто в теп-ле.
Опыт №3.
Потом мы решили проверить, действительно ли дрожжи вырабатывают уг-лекислый газ. В маленькую бутылочку мы налили немного теплой воды, насыпа-ли чайную ложку дрожжей и немного сахара. На бутылку надели обычный воз-душный шарик и стали ждать. Через 10 минут шарик немного надулся. Постепен-но он надувался всё больше и больше.
Вывод: надувая шары, мы заполняем его углекислым газом. Таким же обра-зом дрожжи надули шарик.
Опыт №4.
Влияние соли на процесс брожения.
Мы налили в два стакана теплой воды. В каждый стакан положили дрожжи. Все хорошенько перемешали. В один стакан добавила соль. В другой стакан соль не добавляли. И стали наблюдать за процессом брожения.
Через час ни в одном стакане брожения не наблюдалось, дрожжи в виде осадка лежали на дне.
Вывод: с солью процесс брожения не происходит.
Опыт № 5.
Хлеб с дрожжами и без дрожжей.
Цель: Выяснить в каком хлебе будут дырочки.
Продукты для опыта: дрожжи, мука, вода, сахар, соль, масло.
Мы замесили 2 вида теста - одно с дрожжами, другое- без дрожжей. Разложили его в две формы для выпечки хлеба.
Через час тесто, в котором были дрожжи, поднялось, шёл процесс броже-ния. Тесто без дрожжей не изменилось.
После этого мы попросили наших поваров поставить хлеб в духовой шкаф и через 40 минут наш хлеб был готов.
Хлеб с дрожжами получился воздушный, мягкий, с дырочками.
А хлеб без дрожжей был жесткий, до конца не пропеченный.
Вывод:
Чтобы хлеб получился вкусным и с дырочками обязательно нужны дрожжи.
Вот он Хлебушек душистый,
Вот он теплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол, он пожаловал, при-шел.
В нем здоровье наша, сила, в нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем - земли родимой соки,
Солнца свет веселый в нем.
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!
Список использованных источников
1. Ермолаева Е. Домашний хлеб. Практическая энциклопедия. АСТ. Москва, 2014.
2. Сырников М. Русская кухня. Эксмо. Москва, 2009
.
3. Татьяна Шорыгина: Беседы о хлебе. Методические рекомендации Сфера, 2020
4. Экология, Энциклопедия для детей, Том 19, Володин В. А., 2001
5.https://gotovim-hleb.ru/рецепт-белого-хлеба-в-духовке/
6. https://dohcolonoc.ru/proektnaya-deyatelnost-v-detskom-sadu/6692-proekt- khleb-vsemu-golova.html