Наталья Ванян
Исследовательская работа «Мой выпускник»
▼ Скачать + Заказать документы
Исследовательская работа
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека»
А. Дистервег
«Интерес не только растит интеллект, он раскрывает личность. Интерес не только раскрывает глаза и уши, он возвышает умы и души»
А. Гин
Публикация «Исследовательская работа „Мой выпускник“» размещена в разделах
«Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения»
А. Дистервег
Вступление
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы обращаем их взор к доброму, вечному, благому. Поколение современных детей формируется под влиянием изменяющихся условий жизни. В условиях современной школы педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которая поможет осуществить нравственное воспитание молодежи, раскрыть ее духовные качества, развить и раскрыть нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственное самоопределение. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми.
В настоящее время произошли существенные изменения в отношении людей к профессии учителя. Прежде всего- средства массовой информации пропагандируют негативное отношение к школе, освещая только отрицательные стороны. Учителя заслуживают самых тёплых слов, так как они воплощают в себе лучшие человеческие качества – ум, добро, талант, любовь к людям. Те, кто избрал для себя профессию педагога, дают человеку в этой жизни практически всё.
В моей жизни не было того периода, когда пред тобой стоит выбор профессии. Я пришла в школу в возрасте 6 лет. Моей первой учительницей была Шер Капиталина Ивановна. Именно ее пример, ее увлеченность своим делом определили мою будущую профессию. Уже тогда для себя я решила, что стану учителем начальных классов. Нашу профессию не назовешь легкой. Да это даже и не профессия, это -- призвание.
Выбор учащихся
Для своего исследования я выбрала выпускников, которые закончили школу с медалями и выбрали достойные профессии. (Таблица 1)
Таблица 1.
2009 год
Годунова Екатерина
Иванова Наталья
Предмет исследования
Индивидуальное своеобразие ребёнка, его потенциальные возможности и их оптимальное включение для успешной самореализации.
Структурные составляющие исследования
Психологические, интеллектуальные, нравственные качества личностного роста ребёнка.
Гипотеза
Предполагаю, что использование в процессе исследования личностно – ориентированного подхода в обучении и воспитании позволит развить лидерские, математические способности, филологические задатки у учащихся, человеколюбие, что повлияет на выбор профессии.
Методы исследования
• Анализ литературы.
• Педагогические наблюдения, диагностика.
• Психологическая диагностика.
• Методика личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании.
• Исследовательская технология: проектно - групповая деятельность, элементы развивающего обучения, создание проблемных ситуаций.
• Математика и конструирование.
• Игровая технология.
• Коммуникативная технология.
Работа по формированию видов деятельности, по развитию навыков учащихся
1этап. Мой новый класс
Успешность работы с учащимися в средней школе во многом зависит от того, какая работа проводилась с ними в начальной школе.
Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может в себе выработать. Способность к творчеству, к созиданию является признаком одаренности.
Каждый раз на этапе поступления детей в 1 класс я стараюсь выявить уровень творческих и индивидуальных возможностей, личностные качества, а также интересы и способности. Для этого я использую систему диагностических исследований. Это методики Д. Б. Эльконина – А. Л. Венгера, Керна - Йирасека, Н. И. Гуткиной для исследования психологической готовности; методику Л. Е. Журовой, Е. А. Кочуровой, М. И. Кузнецовой для определения интеллектуальной готовности к школе.
Также я пользуюсь Шкалой рейтинга поведенческих характеристик Дж. Рензулли. Эта шкала составлена для того, чтобы учитель мог дать характеристики учащимся в познавательной мотивации, творческой и лидерской областях.
При поступлении в школу были определены уровни психологической и интеллектуальной готовности
Годунова Екатерина высокий
Иванова Наталья высокий
Последующие исследования уровня познавательных процессов проводились ежемесячно, результаты становились всё лучше.
Наблюдая за своими учениками отмечаю, что в среднем звене они учатся даже успешнее, чем в начальных классах.
Для каждого своего ученика я составляю портфолио.
Цель портфолио:
-- выполнять роль индивидуальной накопительной оценки наряду с результатами экзаменов, определять рейтинг выпускников основной школы;
-- создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
-- максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
-- развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
-- формирование установки на творческую деятельность, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
-- формирование жизненных идеалов, стимулирующих стремление к самосовершенствованию.
2 этап. Выбор направления (Что развиваем у ребёнка)
В результате наблюдения, диагностирования были выявлены следующие способности и задатки моих учеников
1. Годунова Ек. лидер, активистка, целеустремленность, исполнительность, способности по всем предметам, трудолюбива
2. Иванова Н. лидер, феноменальная память, речь, гуманитарий, целеустремленность, исполнительность, трудолюбива, активистка
3этап. Формирование личностных качеств
Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, приёмов обучения и воспитательных средств. Это организационно-методический инструмент педагогического процесса.
Начальное общее образование - первая ступень общего образования. Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования направленного на реализацию качественно новой личностно-ориентированной развивающей модели массовой начальной школы и призван обеспечить выполнение следующих целей:
развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться;
воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально-ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру;
освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности;
охрану и укрепление здоровья;
сохранение и поддержку индивидуальности ребёнка.
Основной целью своей работы считаю создание условий для умственного развития детей, в ходе которого сохраняется психическое и физическое здоровье каждого ученика.
Решение этой проблемы вижу в достижении школьниками комфорта как состояния. Это способствует оптимальной включённости в образовательную деятельность. Положительные эмоции - это движущая сила в поведении человека. Источником психологического комфорта выступают межличностные отношения. Это «учитель-ученик». Доброжелательное отношение, доверие, создание ощущения того, что их чувства и переживания приняты и интересны. Это даёт возможность проявиться ребёнку, как личности.
Гуманистическое педагогическое общение способствует формированию благоприятной оценки учащимися своих способностей, усилий, создаёт благоприятную психологическую атмосферу, позволяющую раскрыть индивидуальность. Главная моя задача - сделать атмосферу в классе «Школой радости и успеха».
Любовь к детям в школе стала рассматриваться как педагогическая категория. Ш. Амонашвили говорил: «Без любви к детям нельзя воспитать гуманную душу в человеке» Ребёнок становится счастливым, когда ощущает искреннюю и бескорыстную любовь. Отношения учителя и учеников в любви характеризуются такими качествами, как доверие, уважение, требовательность, чувство меры, справедливости, доброты.
Каждый ученик - яркая индивидуальность, в любовь из них нужно пробудить желание учиться. Ведь именно в начальных классах закладывается отношение к школе, которое он пронесёт через все годы учёбы.
Интерес - это единственная мотивация, которая поддерживает повседневную работу нормальным образом. Он необходим для творчества. Интерес и удовольствие, сопровождающие ребёнка, рождают ситуацию успеха, которая есть «главный нерв гуманизации обучения, воспитания»
Каждый человек обладает двумя способностями: к познанию и к любви. Познание означает способность «учиться и учить» Из этой способности вырастают культурные установки по отношению к пунктуальности, послушанию, добросовестности, усердию, честности, вежливости, обязательности, учтивости.
Любовь означает способность «любить и быть любимым». Она выражена через такие установки, как отношение к людям, время, вера, надежда, терпение, контакты.
Только сбалансированная личность живёт в полной гармонии с собой и окружающим её миром и может считать себя свободной.
Данная методика заложила в моих выпускниках человеколюбие. Это главное качество для работы с людьми.
«Ребёнок - не сосуд, который нужно наполнить, а факел, который нужно зажечь!
Ф. Рабле
Моя главная задача - помочь каждому ученику осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире. Для этого ему нужны знания, из которых впоследствии появляется уверенность в себе, мотивация к дальнейшему обучению.
Центральное место в учебной деятельности моих учеников занимают такие приёмы, как анализ, синтез, доказательство, сопоставление, выявление причинно-следственных связей.
Обучая этих детей я работала по программе С. И. Волковой «Математика и конструирование», добивалась развития логического мышления, работая в геометрическом пространстве, мы создаём м оперируем образами, а значит развивается и пространственное мышление. Уровень его развития психологи выделяют как один из основных критериев математического развития личности.
Данная программа позволила развить математические задатки многих моих учеников, в том числе и у Годуновой Екатерины, которая выбрала профессию, в которой немалая роль принадлежит математике.
В начальной школе ведущее место занимает игровая технология, характерной чертой которой является моделирование жизненно важных ситуаций и поиск путей их решения.
В своей работе, используя деловые игры, ролевые и сюжетные игры - путешествия, дидактические игры, добиваюсь раскрытия индивидуальных черт характера, выявления лидеров, а затем, опираясь на лидеров учить других детей быть раскрепощёнными, открытыми, не бояться допустить ошибку. Эта технология взаимосвязана с коммуникативной технологией, которая позволяет обучать в содружестве, взаимовыручке, работая в парах и группах сменного состава.
Именно эти технологии дали возможность раскрыть лидерские задатки Годуновой Екатерины, Ивановой Натальи.
В своей работе использую исследовательские технологии, которые позволяют обучать через открытия. В этом помогает метод проектов. Это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, практическим результатом. Работа над проектами способствует развитию самостоятельной деятельности учащихся, становлению их нравственной зрелости, учит быть коммуникативными и контактными. Метод проектов я использовала на уроках литературного чтения, природоведения, внеклассного чтения, русского языка, что позволило раскрыть филологические задатки и естественнонаучные задатки Ивановой Натальи.
Воспитание - это управление процессом развития личности школьника. Оно требует от воспитателя не только знания законов её развития, возрастных особенностей возможностей детей данного возраста, но и умения определять индивидуальное своеобразие ребёнка, его потенциальные возможности, умения, если надо, коррекцию его сознания и поведения.
Большую роль на формирование личности оказывают и внеклассные мероприятия, позволяющие раскрыть творческие способности учащихся, утвердиться как личности в коллективе.
Начиная с 1 класса, уделяю большое внимание формированию коллектива родителей и детей. Очень важно не оттолкнуть родителей от школы. А для этого надо очень тактично говорить о недостатках детей и искать вместе пути их ликвидации. Поэтому на родительских собраниях решаю только общие, организационные вопросы, а всё остальное обсуждается в индивидуальном порядке. В 1классе важнее организовать родителей. Они должны почувствовать, что я их друг, что все проблемы с их ребёнком, это наши общие проблемы. Организаторами и участниками всех классных мероприятий становятся и родители. Коллективные творческие дела, походы, поездки способствуют раскрытию в детях их творческого начала, дети учатся общаться.
Благодаря сформировавшимся в семье моделям сознания каждый человек, обладает возможностью воздействовать на самого себя, быть активным.
С большой благодарностью вспоминаю родителей Годуновой Ек., Ивановой Н.
Создание в детском коллективе атмосферы радости, стремление поддерживать культурные традиции нашей Родины, приумножать свет, тепло и радость в своих душах, чтобы потом, как бы ни сложилась судьба моих учеников, они имели бы нравственную и духовную опору, которая помогает активно жить, а не проживать жизнь, замечать всё доброе и светлое в жизни.
Данная система воспитательной работы заложила в моих учениках активную, творческую позицию граждан своей страны.
4 этап. Учимся дальше
После перехода ребёнка из начальной школы в среднюю для многих детей, родителей и учителей является не только радостным и волнующим событием, но и зачастую проблемным. Приход в среднюю школу совпадает с началом «переходного» возраста у детей: они становятся младшими подростками.
В нашей школе проблема адаптации практически сведена до минимума, так как выработаны единые требования по многим вопросам учебной деятельности между начальной и средней школой. Учителями – предметниками учитываются индивидуальные особенности учащихся. Поэтому те задатки, которые дети проявили в начальной школе, развиваются дальше. Благодаря Гетман В. Н. совершенствовались математические задатки, Парамоновой С. Г., Королевой А. И. – естественнонаучные, Щипковой Р. Н, – филологические задатки, Замуруеву Р. Ю. –исторические интересы. Классные руководители поддерживали лидерские наклонности моих выпускников.
К выпуску из школы они смогли, благодаря учителям среднего и старшего звена, точно определить выбор профессии.
5 этап. Выбор профессии
Период начального школьного обучения – это также начало профессиональной идентификации, ощущения своей связи с представителями определённых профессий. Школа становится для детей «культурой в себе», со своими особыми целями, достижениями, разочарованиями. Значимым лицом ребёнка является и школьный учитель.
Главный принцип моей работы – принятие ребёнка таким, какой он есть. Доброта- это отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Все эти качества я воспитываю в своих учениках.
Я могу гордиться своими учениками!
Годунова Екатерина окончила школу с золотой медалью и поступила в ТГПУ на факультет «Автоматизированная подготовка производства» и закончила с красным дипломом.
Иванова Наталья окончила школу с серебряной медалью и поступила в Юридический колледж Российской секции международной полицейской ассоциации, а затем Российскую Правовую Академию.
Обе выпускницы успешно трудятся по выбранным специальностям.
Выводы
В результате исследования гипотеза нашла своё подтверждение. Применение в практике своей работы разных стратегий обучения даёт свои положительные результаты. Необходимо моделировать учебно-воспитательный процесс в разных технологиях: игровая, коммуникативная, исследовательская с опорой на ведущий метод при достижении цели.
Результатом обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными средствами информации и способность актуализировать их для самостоятельного постижения знаний.
Необходимо учить ребёнка брать на себя ответственность и участвовать в совместном принятии решений. На практике я реализую принципы из разных систем: дидактические из традиционной, психологической комфортности, теоретического мышления и практических действий, высокого, но доступного уровня знаний, вариативности из развивающей системы.
Постепенный отход системы образования от 2штамповки» и понимание возможности воспитания будущего творца на образовательном «конвейере» все больше осознаются и заставляют искать новые формы работы с детьми, особенно с талантливыми и одаренными.
Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных (с точки зрения психологов) с годами снижается: если в десятилетнем возрасте их примерно 60-70%, то к четырнадцати годам – 30-40%, а к семнадцати – только 15-20%. Вот почему я должна создавать развивающую, творческую образовательную среду, способствующую раскрытию природных возможностей каждого ребенка.
Литература
Бондаревская Е. В. Учителю о личностно-ориентированном образовании. Научно-методическая разработка. Ростов-на-Дону., 1998.
Кулагина И. Ю. «Возрастная психология». – М., 1992.
Журнал «Начальная школа» // 2003г. №2, 2008г. №4, №9.
Майоров А. Н. «Мониторинг в образовании». М., «Интеллект-Центр» 2005.
Трайнёв В. А., Трайнёв И. В. «Информационные коммуникационные педагогические технологии» Москва «Дашков и Ко». 2007.