Анна Ансимова
Исследовательская работа «Мал муравей, да горы копает»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткое описание исследовательской работы
Название Мал муравей, да горы капает
Вид проекта Познавательно-исследовательский
Срок реализации проекта Долгосрочный (май-сентябрь)
Участники проекта Ребенок, руководитель
Публикация «Исследовательская работа „Мал муравей, да горы копает“» размещена в разделах
- Горы. Конспекты, проекты, поделки на тему гор
- Исследовательская деятельность
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Темочки
Гипотеза Мы знаем, что все насекомые выполняют свою роль в природе: пчелы опыляют цветы, жуки-короеды разрушают дерево, мы предполагаем, что и муравьи выполняют какую-то роль, думаем, что полезную, имеют разные «профессии» и выполняют разную работу в муравейнике.
Выбор темы Однажды летом мы поехали в лес за грибами, и я случайно наткнулся на муравейник. Муравьи бегали по муравейнику туда сюда. И я сказал тогда маме, что это бесполезные насекомые, а мама ответила: «У муравьев своя роль в природе. Мал муравей, да горы капает». Я решил проверить мамины слова и изучить жизнь муравьев подробнее.
Цель проекта Выяснить роль муравьев в природе
Задачи проекта Узнать как можно больше о муравьях.
Узнать о «профессиях» муравьев и муравейнике.
Поделиться опытом изучения муравьев со сверстниками.
Методы исследования Чтение познавательной литературы.
Использование электронных ресурсов.
Наблюдение.
Посещение аптеки.
Проведение эксперимента.
Беседа со взрослыми (воспитатель, родители, аптекарь, старшая медицинская сестра).
Моделирование.
Художественное творчество.
Презентация исследования в коллективе сверстников.
К каким выводам пришел? Из разных источников мы собрали много информации о муравейнике, по которому можно определить стороны света;
Экспериментально проверили, что в муравьиной семье у каждого муравья своя работа.
Мои открытия Оказывается в муравьиной семье у каждого муравья своя работа. О муравьях, которых можно употреблять в пищу; о полезном свойстве муравьиной кислоты, которая используется в медицине, в строительстве.
Для оформления результата исследования мы использовали Визуальный ряд к проекту в приложениях;
Компьютерная презентация
Текст выступления на конкурсе подготовлен в виде Доклада, компьютерной презентации
Краткая аннотация исследовательской работы
1 ЭТАП – «ВЫБОР ТЕМЫ»
Однажды летом мы поехали в лес за ягодами, и я случайно наткнулся на муравейник. Муравьи бегали по муравейнику туда сюда. И я сказал тогда маме, что это бесполезные насекомые, а мама ответила: «У муравьев своя роль в природе. Мал муравей, да горы капает». Я решил проверить мамины слова и изучить жизнь муравьев подробнее.
ЦЕЛЬ:
Выяснить роль муравьев в природе
ЗАДАЧИ:
• Узнать как можно больше о муравьях.
• Узнать о «профессиях» муравьев и муравейнике.
• Поделиться опытом изучения муравьев со сверстниками.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
• Чтение познавательной литературы.
• Использование электронных ресурсов.
• Посещение аптеки.
• Проведение эксперимента.
• Беседа со взрослыми (воспитатель, родители, аптекарь, старшая медицинская сестра).
• Моделирование.
• Художественное творчество.
• Презентация исследования в коллективе сверстников.
2 ЭТАП – «ВЫРАБОТКА ГИПОТЕЗЫ»
Мы знаем, что все насекомые выполняют свою роль в природе: пчелы опыляют цветы, жуки-короеды разрушают дерево, мы предполагаем, что и муравьи выполняют какую-то роль, думаем, что полезную, имеют разные «профессии» и выполняют разную работу в муравейнике.
3 ЭТАП – «ИССЛЕДОВАНИЕ»
Из энциклопедии я узнал: Муравей относится к классу насекомые, семейству муравьи. Тело состоит из головы, груди и брюшка. На голове расположены пара усиков и пара глаз. Усики-антены, органы чувств. Тело имеет прочный покров, он защищает муравьев.
Гнездо муравьев состоит из надземной и подземной части. Надземная часть состоит из хвоинок и палочек. Подземная часть – это множество ходов, которые уходят на глубину 1-2 метра.
В муравьиной семье у каждого муравья своя работа: самка-королева, кормильцы, солдаты, няньки, строители.
Муравьи питаются соком растений, нектаром, гусеницами, семенами.
Муравьи общаются друг с другом дотрагиваясь усиками, ногами, головой, еще выделяют муравьиную кислоту, чтобы отличить своих от чужих и найти дорогу.
Мы смоделировали муравейник и муравья, вот что у нас получилось.
(см. Приложение 1)
В аптеке я узнал о полезных свойствах муравьиной кислоты. Муравьиная кислота помогает как обезболить, так и очистить поврежденную поверхность тела. Очень часто изготавливается в виде лечебной мази.
(см. Приложение 2)
Определение сторон света по муравейнику. Муравьи очень любят тепло, поэтому с северной стороны муравейника растет дерево, которое защищает его от холода.
Эксперимент №1. Я взял соломинку, облизал ее и положил на муравейник. Через 5 минут я забрал эту соломинку и облизал ее еще раз. Соломинка была кислой. Так как муравьи выпрыскивали на нее свою муравьиную кислоту.
Эксперимент №2. Вместе с родителями я взял свечку и поставил ее в муравейник. Спустя минут 10 я заметил, что муравьи солдаты принялись тушить свечку выпуская на пламя кислоту. Солдаты справились с опасностью и погасили свечу. Этот эксперимент доказал, что муравьи активно защищают свою семью.
Эксперимент №3. Я наблюдал затем, как муравьи-охотники расправляются со своей добычей. Положив кусочек хлеба на муравейник я заметил, что сначала добычу нашел один муравей, а потом их становилось все больше и больше. Это доказывает, что муравьи общаются.
4 ЭТАП – «В ХОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ МНЕ СТАЛИ ИЗВЕСТНЫ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О МУРАВЬЯХ»
Мама рассказала мне интересные факты о муравьях, оказывается их можно употребление в пищу
леденец с муравьями
муравьиные личинки на рынке (см. Приложение 3)
В строительстве. Муравьиную кислоту добавляют в бетон, чтобы в сильные морозы он не замерзал.
(см. Приложение 4)
Использованию муравьиной кислоты для сквашивания молока и молозива.
(см. Приложение 5)
5 ЭТАП – «ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ»
Совместно с воспитателем мы составили презентацию исследования о муравьях и муравейнике, выступили перед детьми своей группы, а потом на конкурсе исследовательских работ внутри детского сада.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования мы собрали много информации о муравейнике, по которому можно определить стороны света;
Экспериментально проверили, что в муравьиной семье у каждого муравья своя работа.
Это позволяет сделать выводы о верности нашей гипотезы, а именно мамины слова: «У муравьев своя роль в природе. Мал муравей, да горы капает».