Антонина Конева
Исследовательская деятельность в средней группе «Что мы знаем о воде»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия "Что мы знаем о воде"
Цели: познакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на о, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного;
Задачи:
Обобщать знания детей о свойствах и качествах воды.
Познакомить детей с тремя состояниями воды.
Закреплять навыки постановки элементарных опытов и умения делать выводы на основе полученных результатов.
Оборудование: стаканчики, соль, молоко, песок, соломинки, ложки, кусочки льда.
Ход занятия:
Давайте возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее нстроение.
Публикация «Исследовательская деятельность в средней группе „Что мы знаем о воде“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
Для того чтобы много узнать на нашем занятии, нужно быть внимательными, не кричать, слушать друг друга.
Я загадаю загадку, попробуйте ее отгадать.
Она и в озере,
Она и в лужице,
Она и в чайнике
У нас кипит.
Она и в реченьке
Бежит, шуршит.
(Вода)
Сегодня мы будем говорить с вами о воде. Как вы думаете, для чего нужна вода?
Дети: люди пьют воду, варят суп, моют грязные овощи и фрукты. Каждый день моют руки и лицо. Поливают растения, чтобы не засохли. Вода нужна рыбам. Люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: Послушайте стихотворение о воде :
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране, как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
На плите у нас кипит,
Паром чайника шипит.
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без нее нам не прожить!
- Сегодня мы с вами будем маленькими учеными - исследователями. Будем проводить опыты с водой. И так приступим.
Опыт №1.
Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой - с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки.
Воспитатель: В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком - нет.
Вывод: вода прозрачная, а молоко - нет.
Воспитатль: дети, предлагаю вам подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Как в сказках: молочная река с кисельными берегами. Могли бы рыбы и другие животные жить в таких молочных реках?
Дети: Нет.
Воспитатель: Как вы думаете, почему (Предложения детей) Непрозрачная вода не пропускает солнечные лучи, а без этого в реках и озерах не могут жить растения. А если не будет растений - не будет рыб и живтных, потому что многие животные питаются растениями. Всему живому необходима прозрачная, чистая вода. Это значит, что водоемы загрязнять нельзя.
Воспитатель: А как вы думаете какой вкус у воды? Давайте с вами проведем еще один опыт.
Опыт №2.
"У воды нет вкуса"
Предложите детям попробовать через соломинку воду.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, есть ли у воды вкус? (ответы детей). Правильно, у чистой воды нет вкуса.
Но когда человек сильно хочет пить, то с удовольствием пьет воду и, чтобы выразить свое удовольствие, говорит: "Какая вкусная вода"
Опыт №3
"У воды нет запаха"
Воспитатель предлагает детям понюхать воду.
Воспитатель: Дети, чем пахнет вода? Правильно, совсем не пахнет. Как вы думаете, вода может иметь запах? (ответы детей)
Чистая вода не имеет запаха.
А сейчас предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка "Дождь"
Капля - раз, капля - два,
Очень медленно сперва, хлопки руками на каждое слово
А потом, потом, потом -
Все бегом, бегом, бегом. бег
Стали капли поспевать,
Капля каплю догонять. хлопки руками на каждое слово
Кап-кап, кап-кап. свободные движения пальчиками
Зонтики скорей раскроем,
От дождя себя укроем. соединить руки над головой
Воспитатель: Молодцы! Мы немного отдохнули и теперь можем продолжить. Как вы думаете а зимой в природе где мы можем найти воду (ответы детей)
Опыт№4
"Лед- твердая вода"
Предложите детям понаблюдать как тает лед.
Воспитатель: Почему лед тает? Во что лед превращается (ответы детей)
Вода может не только замерзать но и испарятся, сейчас мы это увидим.
Опыт №5
"Пар-это тоже вода"
Возьмите термос с кипятком. Откройте его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать еще, что пар - это тоже вода. Поместите над паром стекло или зеркальце. На нем выступят капельки воды, покажите их детям.
Воспитатель: посмотрите на крышечке появляютя капельки. это пар превращается в воду. Давайте понабдюлаем как вода льется.
Опыт №6
"Вода - жидкая, она может течь"
Дайте детям два стаканчика - один с водой, другой - пустой, и предложите аккуратно перелить воду из одного в другой.
Воспитатель: Льется вода? Почему? Потому что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Подумайте, как в жидкости расположены частчки и как они держатся друг за друга? (ответы детей)
Между частичками воды большое растояние, и они держатся друг за друга свободно. Итак, вода кака? (жидкая)
Воспитатель: Поскольку, вода жидкая, может течь, ее называют жидкостью.
Опыт №7
"В воде одни вещества растворяются, другие нет"
Возьмите два стаканчика с водой. В один из них дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился? Напомните детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он в воде не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.
В аквариум на дно мы кладем песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы на дно аквариума положили не обычный, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок?
Предложите детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Желательно, чтобы у каждого ребенка была своя краска, тогда вы получите целый набор разноцветной воды. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.
Опыт №8
"Вода не имеет формы"
Предложить ребятам налить воду в кувшин, тарелку, стакан, на поверхность стола.
Воспитатель: Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.
Вывод: Значит, жидкая вода не имеет формы.
Воспиталь: Мы с вами провели ряд опытов, как настоящие ученые - исседователи.
Давайте вместе сделаем выводы. У воды нет вкуса и запаха, вода имеет три состояния (твердое, жидкое, парообразное, вода не имеет формы, в ней растворяются вещества.
Я благодарю вас за отличную работу, мы еще с вами будем экспериментировать.
Источник:"Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах" Составитель: Нищева Н. В.
Издательство "Детство-Пресс" 2013 г.