Ирина Корякина
Исследовательская деятельность в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.
Антуан де Сент-Экзюпери
Вот так и мы не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», – говорит ребёнок. – «Я буду твоим проводником на этом пути», – вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Темочки:
Задача педагога – не пресекать исследовательскую деятельность, поисковую активность детей, а наоборот, активно помогать и при необходимости оказывать помощь при её решении.
В настоящее время происходит переход школ к новым программам обучения. Это требует от дошкольных учреждений совершенствования учебно-воспитательного процесса. Важной проблемой является не только обучать детей, сообщать им определенную систему знаний, но и научить детей учиться, мыслить самостоятельно, познавать, исследовать мир. Главная особенность современного мира – его высокая динамичность.
Наша повседневная жизнь требует от каждого из нас – и от взрослого, и от ребенка - проявление поисковой активности, на базе которой строится исследовательское поведение.
В настоящее время развитое исследовательское поведение следует рассматривать как стиль жизни современного человека.
Актуальностью нашей работы является развитие личности ребенка через развитие навыков исследовательского направления. Практическая значимость представляет собой модель формирования поисково-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, которая может быть использована в образовательной деятельности детского сада и семьи.
Формирование умения вести исследовательскую деятельность – это сложный, комплексный процесс. Уже в дошкольном возрасте можно начинать обучение исследовательской деятельности, опираясь на такие психолого-физиологические особенности этого возраста, как врожденная любознательность, эмоциональная чуткость, подражательность, интерес к жизни и деятельности взрослых.
Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования.
В соответствии с проектом ФГОС дошкольного образования и с требованиями к результатам освоения основой образовательной программы, представленных в виде целевых ориентиров на этапе завершения уровня дошкольного образования: одним из ориентиров является любознательность. Ребёнок задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей.
Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал.
В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески, т. е. владеть универсальными учебными действиями.
Участвуя в процессе исследования, дети испытывают радость, удивление и даже восторг. Действуя самостоятельно или при направленной педагогом деятельности, дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать не только память, мышление, логику, но и личностные характеристики, такие как воля и творческие способности.
Именно поэтому мы поставили перед собой следующую задачу: оптимизировать условия, способствующие развитию универсальных учебных действий ребенка, посредством познавательно-исследовательской деятельности.
Цель работы: включение познавательно-исследовательской деятельности в воспитательно-образовательный процесс ДОУ через реализацию проектной деятельности, экспериментирование, опыты.
Объект исследования : процесс развития и формирования познавательно – исследовательских способностей детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментальной деятельности.
Гипотеза: если для развития познавательно – исследовательских способностей детей-дошкольников использовать опыт-эксперимент, то формирование этих способностей произойдёт быстрее и эффективнее.
В ходе познавательно – исследовательской деятельности решаются основные развивающие задачи:
• Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей.
• Развитие познавательных способностей.
• Развитие творческого воображения.
• Развитие коммуникативных навыков.
• Обогащение представлений об окружающем мире.
Новизной данного опыта является комплексное использование ранее известных и современных методов и технологий для развития у детей поисково-исследовательской активности, структуризация практического и диагностического материала для дошкольников как в ДОУ так и в семье. Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников, была разработана модель развития поисково-исследовательской деятельности в ДОУ и семье, которая направлена на формирование способностей дошкольников самостоятельно и творчески осваивать новые способы деятельности, которые могут быть осуществлены на основе организации поисково-исследовательской деятельности.
Если рассматривать структуру непосредственно нашего с детьми исследования, то можно выделить следующие конкретные этапы:
• Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
• Организация деятельности;
• Осуществление деятельности;
• Обобщение полученных данных (презентация результатов).
Для реализации исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Зелёный огород. Этапы роста лука» были созданы условия по организации поисковой исследовательской деятельности детей : наличие детской исследовательской лаборатории со всем необходимым материалом для экспериментирования, находящимся в доступном для детей месте. В уголке «Зелёный огород» имеются:
• Природные материалы.
• Ёмкости.
• Схемы для проведения опытов.
• Овощи (в зависимости от целей исследования).
• Фартуки, перчатки.
• Инвентарь для посадки.
• Журналы для фиксирования результатов.
На первом этапе воспитателем была сформулирована проблема предлагаемого исследования : «Можно ли вырастить зелёный лук, не посадив луковицу?», «Как и с помощью чего мы сможем добиться предполагаемого результата?». Были проведены беседы по теме: «Что я знаю о растениях?», сбор художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме (рассказы, стихотворения, загадки, сказки, пословицы об овощах). Рассказы детей о том, как они помогают родителям на огороде.
На втором этапе организуем непосредственно индивидуальную деятельность детей, планируем и определяем ход работы: с чего начать, как правильно определить последовательность (ход) работы. На данном этапе проводим беседы: «Знакомство с семенами растений», где их можно приобрести, как правильно хранить, составляет описательные рассказы об овощах, проводим дидактические игры: «Что нужно для посадки овощей?», «От семени до овоща», «Как сажать и ухаживать за овощем?», игры на развитие речи: «Составь логическую цепочку» и т. п.
На третьем этапе предлагается детям самостоятельно провести исследовательскую деятельность, в случае необходимости обратиться за помощью к воспитателю. Следует заметить, что воспитатель в процессе данного этапа не участвует, он просто консультирует, ненавязчиво контролирует. Дети самостоятельно высаживают луковицы, поливают, отмечают время посадки, учитывают наличие или отсутствие осадков, рассматривают иллюстрации с изображением культурных растений.
Последний этап исследовательской работы предполагает обобщение полученного результата, демонстрация умения детей осуществлять работу, находить решение поставленной задаче-проблеме, делать самостоятельные выводы, умение поэтапно рассказать родителям о проделанной работе и повторить при желании дома. (Приложение)
Результативность исследовательского опыта.
Реализуя рассмотренную модель организации исследовательского обучения уже сейчас видны результаты нашей работы свидетельствующих о необходимости использования новых подходов в обучении и воспитании дошкольников. Дети пытаются анализировать, делать выводы, объяснить закономерности в природе, с большим интересом проводят опыты, с помощью взрослого, а иногда и сами создают условия для проведения исследований, опытов и наблюдений. У детей возросли познавательная активность, интерес к миру. Они стали увереннее в себе, стремятся получить результат при достижении поставленной цели. Обогатилась и разнообразилась речь детей. Дети ясно выражают свои мысли, правильно строят предположение, составляют связные творческие рассказы. У детей сложились предпосылки для дальнейшего обучения.
Приложение
Подготовка к посадке лука
Посадка лука 03.03.2016г.
Всходы лука 10.03.2016г.
Рост лука 17.03.2016г.
Результат экспериментальной деятельности
Экспериментальный уголок
В течение трех недель детьми старшей группы проводилась экспериментальная деятельность по выращиванию лука. Еженедельно в журнале дошкольники фиксировали результат роста лука.
Результат: 1. выращенный лук был использован детьми в пищу для профилактики простудных заболеваниях.
2. Дошкольники рассказали родителям этапы выращивания лука.