аноним
Исследовательская деятельность «Воздух и его свойства»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширять представления детей о свойствах воздуха.
Задачи:
1. Образовательные: закреплять понятия о том, что воздух состоит из разных газов. Закреплять и уточнять знания детей об элементарных свойствах воздуха.
2. Развивающие: развивать способность детей к умозаключениям, сравнениям; развивать познавательный интерес.
3. Воспитательные: формировать природоохранительные знания и умения.
Публикация «Исследовательская деятельность „Воздух и его свойства“» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Материал: диаграмма состава воздуха, фото братьев Монгольфье, воздушные шары, сундук, лейка, открытки, стаканы с водой, игрушечные весы, картошка, трубочки.
Ход занятия.
Вос-ль: Ребята, вы любите играть?
Дети: Да.
Вос-ль: Тогда отправляемся искать клад. Вы будите ходить по группе, а я буду говорить слова горячо и холодно. Если горячо, то значит вы близко от клада, а если холодно, то вы от клада далеко. Согласны?
Игра: «Горячо - холодно».
Вос-ль: Молодцы, вы нашли клад. Интересно, что в этом сундуке есть?
(Открывают сундук, находят письмо).
Вос-ль: Отгадайте, что я,
Узнайте, какой я,
Расскажите, для чего я.
Вос-ль: Ребята, что это может быть?
(Ответы детей).
Вос-ль: В сундуке что-то должно быть, но я ничего не вижу, а вы?
Дети: Мы тоже.
Вос-ль: Дети, а давайте понюхаем?
(Дети нюхают и приходят к выводу, что сундук ничем не пахнет).
Вос-ль: Я ничего не понимаю. Загляните еще раз, что вы видите внутри сундука? Может кто-то догадался, что это может быть?
Дети: Это воздух.
Вос-ль: Послушайте загадку:
Ты без него не сможешь жить,
Ни есть, ни пить, ни говорить,
И даже, честно говоря,
Разжечь не можешь ты огня.
Дети: Это воздух.
Вос-ль: Правильно. На первый вопрос вы ответили, в сундуке находится воздух. Ребята, еще в письме говорится, что вы должны узнать, какой воздух? А где можно исследовать воздух?
Дети: В лаборатории.
Вос-ль: Надевайте халаты, мы идем в лабораторию. Кстати, а что такое лаборатория?
Дети: Место, где проводят опыты, наблюдения, эксперименты.
Вос-ль: А что мы будем исследовать?
Дети: Свойства воздуха.
Вос-ль: И так приступаем к исследованию.
Опыт 1. Опустите в воду лейку с надетым на нее воздушным шаром. Что произошло с шаром.
Вывод: Воздух заполняет все пустые предметы, вода вытеснила его из лейки в воздушный шар.
Опыт 2. Несколько человек надувают шары разной формы.
Вывод: Воздух принимает форму предмета.
Вос-ль: Выпустите из надутого шара воздух. Внимательно наблюдайте и скажите, имеет воздух цвет и запах.
Вывод: воздух бесцветен и не имеет запаха.
Опыт 3. Взять трубочку и воткнуть ее в картошку, что произошло с трубочкой?
После этого пальцем заткнуть отверстие в трубочке и снова воткнуть ее в картошку. Почему трубочка не поломалась?
Вывод: Во втором случае воздух, который был в трубочке не дал ей сломаться.
Опыт 4. Почему не выливается.
Предложить детям перевернуть стакан, не пролив из него воды.
(Дети высказывают предположения).
Вос-ль: Почему вода не выливается, когда под стаканом открытка.
Вывод: На открытку давит воздух, он прижимает ее к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е. причина- воздушное давление.
Вос-ль: Давайте взвесим на весах надутый шарик.
Вывод: Воздух имеет вес.
Вос-ль: Давайте подведем итог наших опытов, что мы узнали.
Дети: Воздух бесцветен, без запаха, имеет вес, занимает все пространство, принимает форму предмета, который заполняет.
Физминутка:
Руки к солнцу поднимаю
И вдыхаю, и вдыхаю.
Ну, а руки опускаю,
Воздух тихо выдыхаю,
Выдохну, вдохну
И произнесу ф-ф-ф.
Вос-ль: Хотели бы вы узнать больше про этого невидимку, который окружает нас со всех сторон и заполняет все предметы.
Вос-ль: Положите ладонь на живот, сделайте глубокий вдох и выдох, повторите это несколько раз. Что вы чувствуете?
Дети: Живот как бы надувается, когда мы делаем вдох.
Вос-ль: Человек дышит и не может жить без воздуха. Проверьте это. Глубоко вдохните и закройте ладонями рот и нос. Можете так долго находиться человек без доступа воздуха?
Вос-ль: Хотелось ли вам вдохнуть?
(Ответы детей).
Вос-ль: Действительно человек может только недолго находиться без воздуха. Но не только человеку нужен воздух, он еще нужен и животным, и растениям, и всему живому на земле.
Вос-ль: А что такое воздух, из чего он состоит? Если бы мы сняли «шапку-невидимку» и раскрасили воздух волшебной кистью, мы бы увидели такую картину.
(Показать диаграмму свойств воздуха).
Вос-ль: Воздух состоит из разных газов. Большая часть это азот, он зеленый, поменьше часть газ- кислород – голубой, маленькие частицы – углекислый газ, водород и другие газы. Человек вдыхает кислород, а выдыхает углекислый газ. Кислород необходим для дыхания всему живому.
Вос-ль: Что же получается, всем нужен кислород, мы его вдыхаем, а выдыхаем углекислый газ, но ведь так можно и задохнуться? Кто же нас выручает?
Дети: Лес, трава, цветы.
Вос-ль: К счастью углекислый газ необходим растениям. И дуб великан и маленькая травка, и комнатные растения жадно ловят углекислый газ и возвращают кислород.
Вос-ль: Скажите мне, как человек может способствовать тому, чтобы воздух был чист.
Дети: Сажать больше деревьев, цветов.
Поливать улицы, дорожки водой, чтобы меньше было пыли. На заводах ставить очистительные фильтры.
Вос-ль: Скажите, ребята, а как вы обычно надуваете воздушный шар?
(Ответы детей)
Вос-ль: А хотите, я вам покажу, как можно по-другому надуть шар. Достаю из сумки холодильника пустую, открытую пластиковую бутылку, надеваю на горлышко воздушный шар, затем ставлю ее в миску с горячей водой. Что происходит? Почему шар надувается?
Дети: Воздух при нагревании расширяется и воздушный шар надувается.
Вос-ль: Как можно теперь сдуть шар?
Дети: Снять его с бутылки.
Вос-ль: Молодцы ребята, все вы знаете. Ребята, а вы знаете, кто первым сделал воздушный шар?
Дети: Первыми воздушный шар построили братья Жозеф и Жан Монгольфье. Это было давно, в 1783 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их полет длился 8 минут. После стали летать и люди. Первый человек летал всего 25 минут. Теперь шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха, эти полеты стали сейчас популярными и экстремальным видам спорта.
Вос-ль: Дети, вы ответили на 2 и 3 вопрос. Какой воздух? Для чего он нужен. Давайте соберем все выводы, которые вы сделали после опытов исследования воздуха, какой он?
Дети: Воздух не видим, без запаха, без вкуса, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается, воздух необходим всему живому. А еще воздух состоит из газов : азот, кислород, углекислый газ, водород.
Вос-ль: Дети скажите, вы ответили на все вопросы, которые были заданы в письме? А теперь подумайте и скажите, можно ли воздух назвать кладом? Почему?
Дети: Воздух нужен всему живому, без воздуха не было бы жизни.
Вос-ль: Дети берите шарики с собой, а нам пора возвращаться в группу.
Вос-ль: Ребята вам понравилось сегодняшнее путешествие в лабораторию. Что вам было интересно делать? Кто недостаточно уверенно чувствовал себя на занятии? Кому нужна помощь в усвоении свойств воздуха?
Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три ее основы,
Какая бы не грянула беда – целы они,
Все возвратиться снова.
Сергей Вакулов.