Ольга Сысоева
ИОС «В лес за здоровьем»
▼ Скачать + Заказать документы
Программные задачи:
• обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способе i но вать осознанному желанию и умению следовать им в процессе общении;
• развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного взаимодействия;
• обогащать словарь детей (блики, хворь, напиток, отвар, настой, боярышник, сирень, вишня, акация, малина, смородина, калина, можжевельник, ирга, шиповник, терновник) за счет расширения представлений о явлениях природы;
• развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи сверстников;
• формировать представления о лекарственных растениях;
Публикация «ИОС „В лес за здоровьем“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
• учить устанавливать значение леса для здоровья человека;
• формировать представление о взаимодействии человека и природы;
• развивать детскую смекалку через упражнения в разгадывании загадок;
• развивать речевые навыки, умение участвовать в коллективном общении
• развивать диалогическую речь;
• воспитывать внимательное и бережное отношение к природе. Предварительная работа:
• изготовление макета «Лес»;
• ознакомление с растениями леса;
• беседы с детьми о лекарственных деревьях;
• организация дидактической игры «Зеленая аптека».
Материалы и оборудование: письмо и «чудесный мешочек» от Мудрой Совы; пособие «Чудо-дерево»; картинки с изображениями кустарников на «коромыслах» (черника, голубика, клюква, брусника, малина, шиповник); иллюстрации трав (одуванчик, крапива, подорожник, мята) на магнитной доске.
Ход ситуации
Дети находятся в игровой комнате, воспитатель подзывает их к себе. Воспитатель. Ребята, нам пришло письмо от Мудрой Совы, в котором она приглашает нас в лес. Как вы думаете, зачем?
Дети. Мудрая Сова приглашает нас в лес за грибами, ягодами, орехами подышать чистым воздухом, полюбоваться природой, отдохнуть
Воспитатель. Верно, но не только за этим. Сова приглашает нас в лес а здоровьем. Дети, а что такое здоровье?
Дети. Это когда человек чувствует себя хорошо, у него хорошее настрое- 1ие и ничего не болит.
Воспитатель. Для чего человеку необходимо здоровье?
Дети. Чтобы быть сильным, крепким, умным, не болеть, учиться в школе, трудиться, быть красивым, добрым, расти, не уставать.
Воспитатель. Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Дети. Надо закаляться, гулять, не лежать на диване, больше двигаться, ходить в походы, в лес; долго не смотреть мультики, не сидеть за компьютером; питаться фруктами, овощами, в которых есть витамины.
Воспитатель. К сожалению, почти все люди время от времени болеют. 1ьют горькие лекарства, им делают уколы. Чтобы этого не случилось, нужно заститься о своем здоровье. Поэтому сегодня мы отправляемся в лес за здоровьем.
Игра «Прогулка в лес».
Дети поднимают разведенные руки вверх. Опускают руки.
Сгибают руки в локтях и разводят пальцы. Смыкают руки над головой.
Шагают на месте.
Выполняют повороты головой влево-вправо. Вдыхают запах.
Поднимают руки вверх.
Воспитатель. Вот мы и в лесу. Давайте вдохнем воздух. Какой он? Дети. Воздух чистый, свежий, целебный.
Воспитатель. Откуда берется чистый воздух в лесу?
Дети. Деревья очищают воздух от пыли, выделяют кислород, убивают вредные микробы.
Воспитатель. Посмотрите на «Чудо-дерево». Из каких деревьев оно
"СТОИТ?
Дети. Клен, дуб, осина, береза, рябина.
Воспитатель. Какие из этих деревьев полезны для здоровья человека?
Дети. Все деревья полезны для нашего здоровья.
Воспитатель (дополняет ответы детей). Деревом здоровья называют и чту. Ягоды рябины повышают аппетит, в них много витаминов. Из почек срезы готовят лекарства, которые употребляют при многих заболеваниях, например: из листьев готовят витаминный напиток; березовый сок пьют и пропреют им лицо и руки, моют голову, чтобы волосы укрепились и были кранными. А березовыми веничками парятся в банях, выгоняя хворь. Из дубовой
коры и листьев готовят целебные настои для полоскания горла и рта. Из почек и листьев осины готовят целебные настои и мази.
Дети, вас ждет сюрприз от Мудрой Совы. Как вы думаете, что в этом «чудесном мешочке»?
Дети делают свои предположения.
Воспитатель. Давайте посмотрим, что в мешочке?
Педагог открывает мешочек и дает возможность каждому ребенку по смотреть, что в нем находится.
Дети. В мешочке ягоды.
Воспитатель. Что такое ягода?
Дети. Это плоды кустарников, которые растут в лесу и на болоте.
Воспитатель. Какие кустарники вы знаете? Назовите их.
Дети называют кустарники, которые они знают (боярышник, сирень, вишня, акация, малина, смородина, калина, можжевельник, ирга, шиповник, терновник).
Воспитатель. Какую пользу приносят кустарники?
Дети. Из ягод готовят витаминные напитки, морсы, сиропы.
Педагог приглашает детей на импровизированную «полянку» перед магнитной доской.
Воспитатель. А сейчас мы поговорим о некоторых лекарственных травах. Есть поговорка «На каждую хворь найдется своя травка». Какие травы обладают целебными свойствами, вы узнаете, если отгадаете загадки Мудрой Совы. Например:
У дорог и у дорожек —
Зеленый лекарь.
Дети. Подорожник.
Воспитатель. Найдите и покажите его. Как выглядит подорожник?
Дети на магнитной доске ищут подорожник. Педагог подсказывает, что подорожник — это невысокая трава, листья плотные, темно-зеленые, с прожилками, овальной формы.
Воспитатель. 11очему его так назвали?
Дети. Потому что он растет у дороги.
Воспитатель. Чем полезен подорожник?
Дети. Листья прикладывают к ранам, порезам, соком лечат болезни желудка.
Воспитатель. Отгадайте следующую загадку.
Нет свежее аромата И приятней, чем у.
Дети. Мяты.
Воспитатель. Расскажите, как выглядит эта трава?
Дети на магнитной доске ищут мяту. Педагог подсказывает им, что стебель у мяты темно-зеленый, листья расположены друг против друга. Цветы Похожи на небольшие колоски.
Воспитатель. Какие полезные вещества содержатся в мяте?
Дети. Эта трава очень полезная, в ней много витаминов, есть вещества, которые убивают микробов.
Воспитатель. Верно, ребята. Мята - самая целебная трава, в ней витаминов, душистых эфирных масел. Особые вещества (фитонциды) убивают микробов. Где люди используют мяту?
Дети. Мяту добавляют в конфеты, жевательные резинки, зубную пасту. Из листьев готовят витаминный чай, делают отвары и настои.
Воспитатель. Мята укрепляет здоровье, оказывает болеутоляющее успокаивающее действие, поэтому ее добавляют в состав лекарств, помогающих при болезнях сердца. Ментоловым маслом, которое получают из мяты, насморк, а когда болит горло с ним делают ингаляцию.
Следующая загадка.
В белой шапке стоит дед,
Только дунешь - шапки нет.
Дети. Одуванчик.
Воспитатель. Какую пользу приносят одуванчики людям?
Чети. Из листьев делают салаты, из подсушенных корней готовят кофейный напиток.
Воспитатель. Верно, а еще одуванчики используют для лечения болезни почек и печени. Следующая загадка о траве, которая тоже приносит людям Щипаную пользу. Отгадайте, как она называется.
Хоть она и не печь,
Руку может нам обжечь.
Крапива.
Воспитатель. Крапиву называют коварным растением. Как вы думаете почему?
Если дотронешься до крапивы, она обожжет.
Воспитатель. Верно. Потому что на ее листочках находятся острые, ниточка, волоски, а в них — жгучая жидкость. После укуса крапивы появляются красные пятна, которые вызывают зуд. А чем крапива полезна?
В листьях крапивы содержится много витаминов.
Воспитатель. Поэтому из нее готовят зеленые щи, настои, отвары, чаи. Чтобы излечить боли в суставах и простуду, парятся в бане с крапивными напитками.
Настоем из высушенных листьев крапивы ополаскивают волосы, чтобы они лучше росли. На основе крапивы изготавливают лекарства, которыми лечат язвы, заживляют раны.
Ребята, как можно назвать все растения, которые дарят человеку здоровье и оберегают от болезней?
Дети. Целебные, лекарственные.
Воспитатель. Помните: наряду с полезными растениями в лесу ес i ь немало опасных для здоровья. Прежде чем использовать растение для лечения, надо убедиться, что оно полезное. А теперь давайте поиграем.
Игра «Ловля бабочек». Из детей выбирается четыре «ловца». Они встаю! в пары и отходят в сторону, в одно место. Остальные дети — «бабочки». На слова воспитателя «Бабочки, бабочки, в сад полетели!» дети-«бабочки» «лета ют» — бегают по всей комнате. На команду воспитателя «Ловцы!» два ребенка, держась за руки, стараются поймать «бабочку» : окружить ее, соединив свободные руки. Когда ловцы поймают «бабочку», они отводят ее в сторону и сажаю! на стульчик. В это время остальные бабочки присаживаются на корточки. На слова «Бабочки, бабочки, в лес полетели!» дети-«бабочки» прыгают по всей площадке. Их ловит другая пара ловцов. Когда будет поймано 4—6 «бабочек», подсчитывают, сколько поймала каждая пара.
Затем выбираются другие ловцы. Игра повторяется.
По окончании игры педагог предлагает детям вернуться из «леса» домой, в детский сад.