Семейный ансамбль
Интонационная выразительность как главный компонент при обучении народной манере пения
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования ДМШ муниципального района Безенчукский Самарской области
«Интонационная выразительность, как главный компонент при освоении учащимся основных навыков звукообразования при обучении народной манере пения»
Составитель: Е. Л. Менибаева
2019г.
Интонация (от латинского «интоно»- громко произношу)
Публикация «Интонационная выразительность как главный компонент при обучении народной манере пения» размещена в разделах
- Вокал. Обучение детей пению
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший мастер-класс» июнь 2020
Интонация- явление сложное, целостное. В ней выделяются следующие компоненты : сила голоса, пауза, темп и ритм, мелодика, эмоциональный тон, тембр. Интонация позволяет передать эмоционально смысловые оттенки текста, выражая состояние, настроение автора (грусть, тревогу, радость)
Пение является одним из основных видов музыкальной деятельности детей. Обучая детей пению, преподаватель решает важную задачу - добивается правильного воспроизведения мелодии песни. Но не все дети имеют хороший музыкальный слух и могут сразу чисто интонировать. Неверно исполненная мелодия искажает художественный образ произведения, создает неправильное представление о содержании песни, задерживает развитие музыкальных способностей ребёнка.
С проблемой плохого интонирования сталкивается любой преподаватель с первых шагов обучения детей пению и на протяжении всего периода существования коллектива: «гудошников». С такими детьми очень сложно работать, и результаты, как правило, появляются далеко не сразу. В связи с чем многие преподаватели избегают работать с неточно интонирующими детьми, закрывая перед ними «двери в музыку». Поэтому систематические занятия с плохо интонирующими детьми, имеющими недостаточно развитый музыкальный слух, вокально-слуховые представления, должны стать необходимым условием правильной постановки обучения пению. Своевременное выявление причин неточного интонирования и устранение их с помощью определенных методов способствует тому, что ребенок начинает петь, правильно интонируя.
Большинство педагогов сходятся во мнении, что устранить или хотя бы уменьшить дефекты музыкального слуха возможно при своевременном вмешательстве педагога - хормейстера. Еще в начале ХХ века многие русские передовые педагоги, изучая этот вопрос, возражали против освобождения от уроков пения неверно поющих детей. В частности, известный педагог - методист А. А Маслов, выясняя причину фальшивого пения, в результате проведённой работы сделал вывод, что такие дети имеют слух, но диапазон их голоса резко смещён вниз и часто охватывает звуки малой октавы - соль – си.
Данной проблемой занимались сотрудники Института художественного воспитания АПН РСФСР Е. И Алмазов и. В фонетической лаборатории сектора музыки и пения ими было проведено специальное исследование причин фальшивого пения. Удалось установить, что основной причиной чаще всего является отсутствие у таких детей координации между слухом и голосом. Специальные занятия с фальшивящими детьми показали, что этот недостаток возможно устранить, причем наиболее успешны занятия с детьми в возрасте до 8-10лет. Опытные педагоги и методисты В. К Белобородова,, ,, также подтверждают необходимость занятий с неточно интонирующими детьми.
Умение правильно воспроизводить мелодию связано с развитием мелодического слуха, который представляет собой главное проявление музыкальности. Основные компоненты мелодического слуха - ладовое чувство и музыкально - слуховые представления. Важной причиной неточного интонирования является отсутствие ладового чувства и низкий уровень звуковысотного слуха. Ладовое чувство - это основа осмысленного, правильного восприятия и воспроизведения музыки.
Часто многие преподаватели, спев незнакомую песню детям один - два раза, сразу начинают её разучивать, независимо от степени трудности. В результате поют только те дети, у которых музыкальное восприятие развито от природы. Большинство детей поют фальшиво, и это неверное пение закрепляется от урока к уроку.
В ряде исследований установлена зависимость умения чисто интонировать от развития слуха и голоса, от владения певческими навыками – способности воспроизводить мелодию в результате обучения правильному звукообразованию, дыханию, дикции. Не обладая устойчивыми навыками пения, такие дети плохо себя слушают, часто переходят на крик. Многие неверно поющие дети переносят манеру «разговорного голоса» в пение, то есть используют грудную манеру голосообразования. Таких детей называют «гудошниками». Ребёнок слышит, что он поёт не ту мелодию или отдельные звуки, а правильно спеть не может. В этом случае причиной неверного интонирования является отсутствие у таких детей верной координации между слухом и голосом.
Итак, существует несколько причин неверного интонирования в пении у детей :
1) Отсутствие восприятия и навыков воспроизведения мелодии;
2) Отсутствие певческих навыков;
3) Неумение пользоваться головным резонатором;
4) Низкий уровень развития звуковысотного слуха;
5) Отсутствие координации между слухом и голосом (т. е. слышит, но не может воспроизвести)
6) Отсутствие ладового чувства;
7) Неквалифицированное певческое обучение.
Методы развития чистоты интонации у детей
Перед преподавателем стоит важная задача исследования причин немузыкального слуха у конкретного ребёнка и их дифференциация. Ученику необходимо дать несколько заданий, которые помогут проверить точность его музыкальных представлений. Например, определить неверно сыгранную ноту в известной песне, назвать песню по сыгранному отрывку, выявить плохо проинтонированные места в исполненной мелодии и т. п. Неправильное звукообразование, перенапряжение мышц гортани легче определить по характерному для данного голоса звучанию. Главная задача преподавателя – привести весь голосовой аппарат ребёнка в нормальное певческое состояние. При первоначальной оценке музыкального слуха необходимо обратить внимание на речь ученика. При монотонной, маловыразительной речи, с использованием грудной манеры фонации необходимо целенаправленно видоизменять, расширять тональную сферу речи. Для этого можно рассказывать стихотворения в различных регистрах, использовать упражнения фонопедического метода Д. Емельянова на разговорное глиссандо и т. п. - всё это значительно помогает ученику ориентироваться в высоких и низких тонах сначала на речевых интонациях, а затем в сфере музыкальных звуков. Низкое, глухое звукообразование у таких детей обычно сопровождается очень невнятным произнесением слов, зажатой нижней челюстью, отсюда - недостаточная работа артикуляционного аппарата. Преподаватель должен помочь детям понять, как надо правильно открывать рот в пении. Для этого можно предложить слегка надавить пальцами на щёки так, чтобы щёки провалились между зубами. В этом положении ученик должен пропеть гласную «у» или слог «лю». Услышав, как свободно зазвучал голос, и поняв, как надо правильно открывать рот, ребёнок сам будет стараться найти это положение в пении. В результате упражнений у него закрепится правильная манера артикуляции в пении. Пение требует более чёткой артикуляции, чем речь. Особенно это относится к формированию гласных, пропеванию их, умению удержать в пении на определённой высоте, что требует развития дыхания. Мягкое звукообразование, пение в постепенно повышающейся тесситуре (ля1- до2) на staccato с переходом на legato, нахождение лёгкого головного звучания на опёртом дыхании – всё это будет способствовать «снятию» грудного звучания, а вместе с тем и улучшению чистоты интонирования. Для последовательного развития правильного пения необходимо в обучении идти от примарных тонов, то есть от певческих звуков, где голоса детей звучат наиболее естественно и свободно, где проявляется правильная от природы координация между всеми звеньями голосового аппарата. Обычно это звуки фа1- ля1. предполагает, что зона примарных тонов голоса детей в разные годы меняется: понижение до, ре1 связано со становлением речевой функции в возрасте 3-4 лет, а повышение - с началом обучения пению.
Но существует и другой, противоположный этому метод, когда учитель просит ребёнка пропищать на октаву выше примарных тонов, то есть сразу переключает его на фальцетную манеру звукообразования. Это умение правильно интонировать в фальцетном режиме необходимо закреплять на последующих занятиях, пока оно не станет навыком звукообразования.
Значительное место в хормейстерской практике в распевании хора отводится интонированию м. 2, б. 2, так как эти интервалы требуют большой интонационной чёткости и способствуют развитию устойчивости интонирования. Одним из самых трудных упражнений является длительное интонирование на одной ноте, особенно при смене аккордов в сопровождении: дети начинают то повышать, то понижать звук. В этом случае можно помочь интонированию движением руки. Для слухового укрепления ладотональности рекомендовано пение диатонических секвенций, с использованием прорабатываемых мелодических и ритмических оборотов, интервалов. Пение мелодических оборотов необходимо чередовать с сопровождением инструмента и без сопровождения. После того, как интонация будет доведена до устойчивости, все упражнения полезно петь без сопровождения. Метод пения a capella воспитывает слуховое внимание, развивает музыкальную память. Активизации внутреннего слуха способствует пение вслух и «про себя», закрытым ртом.
Важно, чтобы работа над чистотой интонации в сочеталась с воспитанием у детей выразительного, эмоционального исполнения. Воспитывая навык выразительного исполнения, внимания к пению, хормейстер обязан сам заинтересовать детей выразительным исполнением. В процессе обучения пению важны замечания преподавателя, предшествующие показу различных приёмов, которые бывают образные и обычные (прямые). Образные больше адресованы к детскому мышлению, особенно связанному с эмоциями. Требования руководителя усваиваются легче, если, например, пение на staccato сравнивается с капельками дождя, звук лёгкий – как весенняя капель, движение поступенно вверх – «шагаем смело», вниз –«спускаемся осторожно, ступеньки узкие» и т. д. В работе над точностью интонирования очень важно пробудить у детей чувство эмоционального сопереживания. Обращая внимание детей на красоту мелодии, выразительность музыкальной интонации. Развивая эмоциональность, непринуждённость исполнения, необходимо включать в репертуар русские народные песни, детские прибаутки без сопровождения, песни с использованием игрового момента.
Особо следует сказать об атмосфере доброжелательности в классе, желании помочь со стороны всех детей и обязательном поощрении ребёнка за малейший успех в пении.
По вопросу размещения неточно интонирующих детей в хоре существует много мнений. Одни учителя считают, что отстающих ребят надо посадить среди верно поющих. Другие предлагают их сажать отдельно, ближе к хормейстеру, чтобы они могли лучше слышать себя и соседей. Сидя впереди, дети получают возможность слышать сзади себя правильное пение, а дети, которые поют чисто, избавляются от необходимости напрягать внимание, слыша фальшивое пение.
Заботясь о музыкальном развитии всех учащихся, хормейстер решает важные задачи: развитие музыкальных способностей всех детей и приобщение их к хоровому пению, формирование эстетического вкуса и повышение общей культуры.
Основная цель работы педагога над вокальной дикцией сводится к тому, чтобы научить детей петь осмысленно и художественно выразительно.
Нужно добиваться, чтобы слово в пении всегда произносилось с живыми интонациями родного языка, отсюда вытекает необходимость, обязательность сочетания интонационной выразительности при пении с фонетической чистотой и правильностью языка. Особенно показательна в этом смысле русская народная песня, которая не терпит душевной фальши. Слово, произнесенное в ней невыразительно, формально, погубит ее.
Залог хорошей дикции - четкость артикуляции. Во время пения артикуляционный аппарат должен отличаться свободой, эластичностью, певец должен уметь быстро, четко и непринужденно проговаривать различные звукосочетания.
Детям необходимо понять свойства своего языка, для этого рекомендуются некоторые упражнения.
Предложенные упражнения способствуют активизации мышц губ, развитию подвижности языка. Четкость произношения распространяется не только на начальные согласные, но и гласные, стоящие в конце слова, губы при этом смыкаются активно. Все движения артикуляционного аппарата, мимика лица должна быть естественными.
Выполнять упражнения преимущественно за счет естественных движений нижней челюсти. Импровизировать, придумывая новые звукосочетания. Используя песенную фразу, предлагается ещё ряд упражнений, при помощи которых можно добиться чё ткой и ясной дикции:
1. Проговаривать песенную фразу в разговорной манере, произнося слова естественно, свободно, без напряжения мышц, лица и гортани.
2. Произносить фразу нараспев в два - три раза медленнее, следя за артикуляцией рта, соответственно разговорному типу произношения.
3. Произносить туже фразу нараспев на одной ноте в ритме песни, следя за разговорными, идущими от слова посылом звука.
4. Петь мелодию песни, сохраняя разговорный посыл звука.
Манера народного пения возникла из живой речи. От речевой интонации идут характерные исполнительские приемы: скольжения, «скаты», форшлаги, красочная игра словом: растягивание слова на добавочные гласные, повторность слогов, разрыв слов, вставные междометия и т. д. Не только в старинных, но и в современных песнях нужно сохранять основные особенности местного говора. Например, на севере речь певучая с растягиванием ударных гласных и сохранением неударных с легким оканьем и цоканьем. Речь деликатная, негромкая. Степные песни напротив - размашистые, гулкие.
Каждой области присуща своя манера звукообразования, на которую влияют музыкальный склад песни и особенности местного говора. В каждой области, в каждом регионе есть свои особенности - яркие, неповторимые.
Для русской народной манеры звукообразования характерно натуральное открытое звучание голоса. У народных певцов связки смыкаются более плотно, чем у певцов академических, и в значительно большей степени используется грудной резонатор. Народное пение преимущественно грудное.
Главным методическим принципом в обучении народному пению является «разговорная» манера пения, то есть установка: «петь, как говоришь». С чем это связано? Дело в том, что наша разговорная речь насыщена различнейшими смысловыми интонациями, и «разговорная» манера пения подразумевает сохранение и передачу этих интонаций. Интонационная выразительность составляет основу искусства народного пения.
Отсюда вытекает первая методическая установка: артикуляционный механизм произношения слов в народном пении остается тем же, что и в разговорной речи, то есть во время пения необходимо сохранять строго разговорное положение рта, не делать ничего лишнего.
В разговорной речи, так же как и в пении, мы различаем тембр, повышение и понижение тонов, то есть высоту, регистры и диапазон голоса. Речь, как и пение, осуществляется только на основе дыхания.
Хорошо поставленная речь всегда певучая, звучная, мягкая, в ней есть тот элемент распевности, который при тренировке и систематическом развитии может помочь певцу легко перейти на естественное пение. В основе народного пения лежит та же свобода, непринужденность, которая отличает процесс разговорной речи. Дыхание при разговоре берут, задерживают и расходуют ровно столько, сколько нужно для определенной фразы. Речь несет в себе не только информацию, но и определенный интонационный смысл. Одно и то же слово, фразу можно произнести с различной интонацией, от чего изменится смысл этого слова, фразы.
Важная особенность народного пения : озвучивание, «огласовка» согласных. Суть в том, что между согласными появляются «скользящие» вставные гласные. Например, слово «обманула» при озвучивании будет произноситься: об (ы) манула. Важно научиться не выпячивать вставную гласную (ы, иначе звучание будет вульгарным. Техника исполнения «огласовки» сводится к тому, чтобы согласной придать лишь легкий или едва уловимый призвук вставной гласной, тогда согласная удобно и естественно зазвучит. Озвучивать согласные нужно сначала в медленном темпе, чтобы певец осознал этот прием, а язык привык к нему. Лишь затем можно переходить к скороговорочному способу их произношения.
Конспект занятия
Тема: «Интонация как выразительное средство исполнения народной песни. Работа над смысловой интонацией народных песен»
Возраст воспитанников: 12лет.
Тип занятия: закрепление и углубление знаний.
Цель занятия: Создание условий для личностной самореализации обучающихся в процессе исполнения народных песен.
Задачи: личностные:
- Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- Развитие навыков коммуникативного общения;
- Расширение познавательной сферы участников ансамбля народной песни посредством изучения песенного материала Ивановской области.
метапредметные:
- Освоение способов решения проблем творческого характера;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения.
предметные:
- Углубление знаний о понятии «песенная интонация»;
- Закрепление и расширение основных вокально-хоровых навыков;
Оборудование и технические средства обучения
Наглядные пособия: слайды
Ключевые слова: интонация, символика, жанр, традиция, обряд,
Рабочие материалы для обучающихся : концертные костюмы, шумовые инструменты (трещотки, бубен и пр.).
Материалы и оборудование, используемые педагогом: ноутбук,мультимедиа
Концертмейстер – музыкальный инструмент – баян
Цели для обучающихся :
- настроиться на работу в рамках занятия (организационно и эмоционально).
Цели и задачи для педагога:
- создать благоприятную психологическую атмосферу на занятии;
- включить всех воспитанников в работу.
Методы организации работы:
- беседа, контактная игра.
Форма организации работы: фронтальная, индивидуальная.
2.
Актуализация знаний.
Цель для обучающихся :
- развивать мыслительную деятельность в ходе «мозгового штурма»
Цель для педагога:
- оценить уровень практической подготовленности воспитанников, скорректировать их знания, смотивировать на активное восприятие нового материала;
-развитие речи как показателя интеллектуального и общего развития ученика через представление собственных знаний;
-развитие эмоциональной сферы воспитанников через применение активных форм ведения занятия.
Методы организации работы:
- мозговой штурм;
- речевые и вокальные упражнения;
- наблюдение;
- исполнение готового концертного номера;
Формы организации работы: фронтальная беседа, индивидуальная деятельность, коллективная…
Критерии достижения целей и задач данного этапа занятия: успешные ответы воспитанников, понимание ими связи вопросов и заданий с темой занятия; положительный эмоциональный фон занятия…
Педагог проводит «мозговой штурм», в результате которого совместно с воспитанниками обобщает знания по данной теме и ставит цель на данное занятие:
- В октябре мы принимали участие в международном конкурсе «Роза ветров», г. Москва На конкурсе прозвучали два разножанровые песни: произведениях 1. Хороводная «Мы просо сеяли», Плясовая «Как за нашим за двором». На обсуждении члены жури сказали замечания, что два разные по жанру произведения прозвучали одинаково, как плясовые
Чтобы передать через речь любые чувства, мы используем смысловые интонации.
Сегодняшнее наше занятие будет посвящено…. песенной интонации, ее использованию в народных песнях различных жанров.
Давайте вспомним, как меняется смысл песни при изменении интонации, меняется манера исполнения. Для этого проведем упражнения, параллельно подготовим свой певческий аппарат к работе:
- Работа над дыханием
- проговорить скороговорку «Расскажите про покупки» по ролям с различными интонациями : ласково – раздраженно, требовательно – удивленно.
- Пропеть фразу «Я хороша, я пригожа»;
Но для того, чтобы глубоко и проникновенно звучали наши новые песни, нам необходимо учесть еще одну сторону значения интонации в исполнительстве. Хотите ли вы узнать, что еще может помочь в правильной расстановке интонации в народной песне?
Основной песенный источник – речевой.
Музыкальная интонация черпает свою выразительность из многих источников. Один из самых богатых, как вы уже знаете, это речевая интонация. Представим беседу на незнакомом языке. Что можно узнать? Резюмируются ответы детей – исходя из речевой интонации, можно в общих чертах понять характер разговора. Но смысл иностранного текста уловить будет сложно, потому что мы не понимаем его перевода, значения слов.
Из ранее изученных нами песен плясовая «Как за нашим за двором» наиболее ярко раскрывает роль интонации в показе характеров героев и событий. В ходе занятия педагог, предлагает обратить внимание на чистоту интонирования. А так же на характерное и образное исполнение песни.
Таким образом, интонация как выразительное средство и основная идея песни опирается:
1. На характер человека, характер событий
2. На знание места исполнения песни в том, или ином обряде, контексте событий.
3. На знание символики, кодировки отдельных слов песни.
То есть, смысловая интонация тесно связана с лексикой, символикой, знанием истории культуры и народного фольклора.
Список литературы:
1. Войнова чистоты интонации в пении дошкольников. -М. :АПН РСФСР,1960.
2. Огороднов -певческое воспитание в общеобразовательной школе. -Л. :Музыка, 1972.
3. Кулинский Б. Развитие детского голоса. -М. : АПН РСФСР, 1963.
4. Куликова Н. Музыкальное воспитание в школе. -М. : Музыка, 1976.-Вып. 11.
5. Никольская - Береговская вокально-хоровая школа от древности до ХХ века. - М. :Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.