Надежда Сапрыкина
Интерактивные игры как средство взаимодействия с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Интерактивные игры как средство взаимодействия с родителями.
Интерактивная игра – это интервенция (вмешательство) ведущего в групповую ситуацию «здесь и теперь», которая структурирует активность членов группы в соответствии с определенной учебной целью. Упрощенный мир интерактивных игр позволяет участникам лучше, чем в сложном реальном мире, познать и понять структуру и причинно-следственные взаимосвязи происходящего. Таким образом, можно более эффективно и с относительно малым риском обучиться новым способам поведения и проверить на практике свои идеи. Такие интервенции известны под другими названиями – «структурирующие упражнения», «моделирующие игры», «ролевые игры» и т. п.
Публикация «Интерактивные игры как средство взаимодействия с родителями» размещена в разделах
Термин «интерактивные игры» подчеркивает два основных признака: игровой характер и возможность взаимодействия. Интерактивные игры пробуждают у участников любопытство, готовность к риску, они создают ситуацию испытания и дарят радость открытий, что свойственно всем играм. Интерактивные игры могут быть классифицированы по разным основаниям:
Цели ( всегда важно задавать себе вопросы: Почему я выбираю именно эту интерактивную игру? Какие цели при этом преследую?»);
Количество участников (некоторые игры предполагают индивидуальную работу участников, другие – работу в парах, тройках, четверках, малых группах. Существуют игры, в которых во взаимодействие вступает вся группа. Можно организовать игру так, что малые группы будут соревноваться друг с другом или какая-то часть участников будет наблюдать за действиями других.);
Время, необходимое для проведения и последующей оценки интерактивной игры;
Средства общения, которые задействуются в ходе игр (существуют «вербальные» игры, в которых участники разговаривают друг с другом, есть «невербальные», в которых они взаимодействуют друг с другом с помощью «языка тела». Существуют и другие средства самовыражения – рисунки, шумы и звуки, изготовление трехмерных объектов, письмо и т. п.
Классифицировать игры по этому основанию важно потому, что смена средств взаимодействия в процессе работы оказывает положительное влияние на готовность участников к обучению и поддерживает их готовность к развитию. Исходя из всего этого, педагог должен заботится о том, чтобы средства общения время от времени менялись).
Четыре шага в работе с интерактивными играми :
Шаг 1. Анализ групповой ситуации. Педагог должен оценить ситуацию в группе в целом и потребности каждого участника, чтобы понять, какой должна быть активность родителей.
Шаг 2. Инструктирование участников. Этап инструктирования содержит в себе следующее:
• Информацию о целях проведения игры. После этого педагог коротко информирует родителей, чему они могут научиться с помощью интерактивной игры.
• Четкие инструкции о процессе. Чем более наглядны, лаконичны и убедительны объяснения педагога, тем скорее родители будут готовы к сотрудничеству.
• Уверенное поведение педагога.
• Акцент на добровольности. Ни у кого из родителей не должно возникнуть впечатления, что он обязан принимать участие в интерактивной игре.
Шаг 3. Проведение игры. На этой стадии педагог контролирует осуществление запланированной деятельности и дает дальнейшие инструкции, следит за соблюдением временных рамок и правил. И наконец, внимательно наблюдает за тем, что делают участники.
Шаг 4. Подведение итогов. Педагог должен помочь участникам проанализировать свой опыт: поощрение обмена опытом, помощь в осознании особенностей рассматриваемого вопроса, помощь в нахождении связи между полученным в игре опытом и поведением в повседневной жизни.
Мотивирующая сила интерактивных игр. Каждую интерактивную игру можно рассматривать как структурированную обучающую ситуацию, позволяющую родителям развивать новое понимание рассматриваемого вопроса и формировать новые модели поведения. Игры могут значительно усилить мотивацию участников в воспитательном процессе. Игры помогают социализации и развитию личности участников, дают им возможность проверить на практике разные подходы, развивать и интегрировать различные убеждения, навыки и способности.
Обучение с помощью интерактивных игр сопровождается «присвоением знаний». Это значит, что родители, например, не только рассказывают детям о результатах дискуссии в родительской группе, но и могут начать вести себя так, чтобы стать для детей чутким и конструктивно ограничивающим авторитетом, предоставляющим одновременно теплоту и возможность проявления самостоятельности.
Специфические аспекты интерактивных игр, мотивирующие родителей :
Активное участие – участники могут наблюдать собственные сложные внутренние процессы, общаться с другими вербально и невербально, играть различный роли, спорить друг с другом, принимать решения;
Обратная связь – участники не только экспериментируют с собственным и чужим поведением, но и проясняют для себя, что и как они сделали;
Открытые результаты – никто не знает, что получит он сам и группа в интерактивной игре, какие будут результаты, как будут реагировать другие участники. В интерактивной игре не существует правильных или неправильных решений. Уважается реальность, а вопрос о целесообразности определенного способа поведения каждый решает сам, прислушиваясь к собственным внутренним ощущениям или к обратной связи от других участников;
Учет естественных потребностей – во время игры родители могут перемещаться в пространстве, устанавливать вербальный и невербальный контакт друг с другом;
Соревнование и сотрудничество. Ряд интерактивных игр содержит элементы соревнования. Большинство интерактивных игр укрепляют дух сотрудничества.
Преимущества интерактивных игр :
Интерактивные игры могут создать мотивацию. Они пробуждают любопытство участников, доставляют им удовольствие, усиливают интерес к взаимодействию между людьми.
Интерактивные игры могут создать продолжительную заинтересованность в саморазвитии и раскрытии своего человеческого и родительского потенциала.
Они облегчают введение новых коммуникативных и поведенческих норм.
Интерактивные игры помогают человеку увидеть особенности воспитательно-образовательного процесса в ДОУ, почувствовать всю сложность психических, социальных и организационных процессов, понять их взаимосвязь и научиться их использовать в воспитании детей.
Интерактивные игры могут способствовать появлению у родителей новых представлений и ценностных ориентаций, основанных на полученном опыте.
Интерактивные игры могут сбалансировать активность участников.
Интерактивные игры могут создать позитивную установку у родителей по отношению к педагогу, работающему с их детьми.
Интерактивные игры с родителями способствуют проработке важнейших проблем в воспитании детей дошкольного возраста.
Тематические акции – одна из интерактивных форм работы с родителями. Основными целями проводимых акций являются: формирование системы педагогического взаимодействия ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка, разработка технологии реализации этого взаимодействия по различным направлениям. В результате проведения акций создается благоприятная среда для повышения количества контактов родителей с педагогами, формируется положительное отношение родителей к учреждению, вырастает потребность в организации семейного досуга. В ходе реализации тематических акций решаются следующие задачи семейного воспитания: физическое развитие ребенка, трудовое и патриотическое воспитание, формирование экологической культуры, подготовка к семейной жизни и другие.
Тематические акции как интерактивная форма взаимодействия с родителями способствуют расширению представлений у детей и родителей о различных образовательных областях программы, в частности, они могут быть направлены на формирование ценностных отношений к родному городу, его истории, способствовать повышению уровня знаний у дошкольников о родном крае, активизировать сотрудничество детского сада и семьи в решении актуальных вопросов патриотического воспитания.
Тематические акции могут использоваться в работе с родителями воспитанников разного дошкольного возраста, но особенно актуальными они становятся при организации интерактивного взаимодействия с родителями детей старшего дошкольного возраста. Тематические акции – это новая форма интерактивного взаимодействия, которые направлены на сотрудничество семьи в решении проблем образования и воспитания детей по различным образовательным областям, повышение роли и ответственности родителей в воспитании ребенка.
Основные цели интерактивного взаимодействия – обмен опытом, выработка общего мнения, формирование умений, навыков, создание условия для диалога, групповое сплочение, изменение психологической атмосферы.