Елена Владимировна Коновалова
Интерактивная папка-лэпбук «Грамотейка»
▼ Скачать + Заказать документы
Назначение: можно использовать для закрепления знаний по обучение грамоте с детьми старшего дошкольного возраста.
Описание: В условиях реализации нового государственного образовательного стандарта воспитателю приходится искать новые средства обучения, которые соответствуют новым требованиям и целям обучения. Важным аспектом современного образования является «научить учиться самому».
Публикация «Интерактивная папка-лэпбук „Грамотейка“» размещена в разделах
Перед педагогом стоит задача научить дошкольника ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить нужную информацию для решения поставленного вопроса среди огромного множества источников информации. Всем нам известно, что лучше запоминается то, что нам интересно, что было эмоционально окрашено, наглядно представлено. Лэпбук – это превосходный способ для закрепления учебного материала. За счет наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно.
Пособие представлено играми и упражнениями, наглядным материалом, нацеленнымна закрепление (при необходимости на обучение, ознакомление) всех разделов и понятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников («звук», «слог», «слово», «предложение», «буква»).
Опыт работы показывает, что схематизация, моделирование, игровые приёмы позволяют максимально активизировать речевую деятельность, сохраняя интерес к процессу подготовки к обучению грамоте. Дети получают возможность не только слышать свою или обращённую речь, но и видеть её элементы.
Все материалы лэпбука несут в себе познавательную и развивающую функции, помогают видеть главное, систематизировать полученные знания, облегчают и ускоряют процесс запоминания. Его структура и содержание доступны ребенку, обеспечивают игровую, исследовательскую и творческую активность.
Материал в лэпбуке можно менять и добавлять.
Цель: Закрепить и систематизировать изученный материал по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников.
Задачи:
-Закреплять умение дифференцировать понятия «гласный» - «согласный» звук, «твёрдый - мягкий», «звонкий -глухой» согласный звук; характеризовать звуки речи с помощью символов по схеме;
- формировать и закреплять знания о делении слов на слоги, слоговой анализ и синтез;
- формировать и закреплять навык звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза;
- формировать и закреплять графический образ буквы, навыков чтения;
- закрепить знания о предложении, анализе и синтезе предложения.
Подготовительный этап.
На подготовительном этапе изучила материалы о лэпбуке из методического журнала «Дошкольное образование», и с сайта «Это интересно!», подобрала наглядный и иллюстративный материал по расширению представлений дошкольников по обучению грамоте: игры, слоговые гусеницы, картинки, лото, артикуляционную гимнастику, загадки; разработала звуковые схемы, распечатала картинки, цветовые круги; подготовила сюжетные картинки – карточки, определились с макетом лэпбука.
Основной этап – это создание лэпбука «Грамотейка» (фото в приложении)
Макет лэпбука
В лэпбуке «Грамотейка» отражены следующие разделы:
1 раздел. Город звуков и букв
Цель: общее представление о звуко-буквенной системе.
2 раздел. Речевая пирамидка + загадки о компонентах речи
Цель: закрепление единиц речи: «звук», «слог», «слово», «предложение».
3 раздел. Зеркало и артикуляционные профили гласных и согласных звуков
Цель: анализ положения органов артикуляции при произношении звуков речи для последующей их характеристики.
4 раздел «Звуки речи»
Звуковые домики
Звуковички «Гласики» и «Согласики»
Схема – таблица «Звуки речи»
Символы
Цель: - закрепление и дифференциация понятий «гласный» - «согласный» звук, «твёрдый - мягкий», «звонкий -глухой» согласный звук;
- характеристика звуков речи с помощью символов по схеме.
5 раздел «Слог»
Цель: формирование и закрепление знаний о делении слов на слоги, слоговой анализ и синтез.
Игра «Слогоцветик» (3 цветка с картинками и словами на разное кол-во слогов, в середине каждого цветка представлен принцип деления слов на слоги на примере апельсиновых долек)
Игра «Собери картинку» (разрезные картинки с отдельными слогами, составляющими целое слово)
«Слоговая (звуковая) гусеница» (основа гусеницы, разноцветные круги из фетра для нанизывания на резинку по количеству слогов (звуков) в предъявляемых словах)
6 раздел «Предложение»
Цель: формирование и закрепление знаний о предложении, анализ и синтез предложения.
«Составь схему предложения» (карман с символами слов и пунктуационными знаками)
«Составь предложение по схеме» (сюжетные картинки со схемами)
«Придумай предложение по картинкам» (мнемодорожки)
7 раздел «Звуко-буквенный анализ и синтез»
Цель: формирование и закрепление навыков звукового и звуко-буквенного анализа и синтеза.
Игра «Бабочка»
Ребёнок определяет позицию определённого звука в словах по картинкам или на слух, передвигая бабочку по цветочному лугу (начало, середина и конец слова).
Игра «Звуковые (слоговые) бусинки»
- Ребёнок определяет количество звуков (слогов) в предъявляемых словах и откладывает определённое количество бусин.
- Ребёнок подбирает слова по заданному количеству звуков (слогов, ориентируясь на отложенное количество бусин.
Игра «Звуковые птички», «Звуковые схемы»
- определение места звука в слове;
- подбор картинок к определённой звуковой схеме и наоборот схем к картинкам.
Игра «Умные шнуровки»
- звукобуквенный анализ слов по предметным картинкам;
- соотнесение первого звука с соответствующей буквой по предметным картинкам.
8 раздел «Игры с буквами»
Цель: формирование и закрепление графического образа буквы, навыков чтения
Игра «На что похожа буква» (развитие воображения, ассоциативного мышления)
Игра «Сложи букву» (развитие тактильных ощущений); материал для выкладывания букв: ткань, гибкая проволока, цветные нитки, счётные палочки)
С помощью лэпбука, дети систематизируют свои знания о звуках и буквах, слоговом анализе слова, актуализируют знания по темам, совершенствуется грамматический строй речи.
Из выше сказанного можно сделать вывод, что лэпбук:
1. Помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запоминать материал.
2. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью вспоминает пройденный материал, рассматривая сделанную своими же руками книжку.
3. Формирует у ребёнка умение самостоятельно собирать и организовывать информацию.