Веретельникова Ксения
«Математика в музыке». Интегрированный познавательно-творческий мини-проект для детей 6–7 лет
Интегрированный познавательно-творческий мини-проект для детей 6-7 лет по формированию элементарных математических представлений
Публикация «„Математика в музыке“, Интегрированный познавательно-творческий мини-проект для детей 6–7 лет» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Музыка. Проекты
- Музыка. Работа музыкального руководителя
- Подготовительная группа
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
В дошкольном возрасте дети проявляют непосредственный интерес к математическим понятиям : количество и счёт, величина, форма, время, пространство, которые помогают им лучше ориентироваться в вещах и ситуациях, упорядочивать и связывать их друг с другом, способствуют формированию математических представлений. Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном возрасте. Они сравнивают предметы по величине, устанавливают количественные и пространственные отношения, усваивают геометрические эталоны, овладевают моделирующей деятельностью и т. д.
Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является математическое развитие. Практика обучения дошкольников показала, что на его успешность влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Такой формой подачи информации является интеграция математики и музыкальной деятельности.
Использование на музыкальных занятиях в детском саду музыкально-дидактических игр на развитие чувства ритма способствует развитию и закреплению некоторых математических определений.
Математические знания для детей дошкольного возраста представляют собой элементарные основы знаний соответствующей науки, доступные для понимания детей соответствующего возраста. А художественное воспитание, лежащее в основе процесса развития мышления детей этого возраста, позволяет не только получить знания, овладеть умениями и навыками, но и познать красоту математической науки.
Таким образом, реализация данного проекта способствует усвоению, закреплению и развитию элементарных математических представления у дошкольников.
Паспорт проекта
Название проекта: «Математика в музыке»
Вид проекта: интегрированный, познавательно-творческий.
Сроки реализации: среднесрочный
Участники: воспитанники подготовительной к школе группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, музыкальное развитие, физическое развитие.
Актуальность
«Настоящая наука и настоящая музыка
требуют однородного мыслительного процесса»
Альберт Эйнштейн
Музыка как средство умственного воспитания воздействует на ход образовательного процесса в различных аспектах, она делает занятие более интересным и тем самым весьма привлекательным для ребенка. Музыка насыщена образами, которые содействуют формированию мыслительных процессов, а во взаимодействии с математикой делает процесс познания весьма эффективным за счет целенаправленного осуществления взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных компонентов человеческой психики.
Музыкальный компонент оказывает влияние не только на интеллектуальное и художественное развитие ребенка, но и на его нравственное воспитание, поскольку эмоциональные состояния, вызываемые посредством использования в учебном процессе художественного материала, мотивируют дошкольника бережнее относиться к полученному знанию, а как следствие – к своему «интеллектуальному багажу».
Музыкальная форма, в которую облечено математическое содержание, являющаяся привлекательной для дошкольников, неявно способствует появлению интереса к учебной деятельности. Занимательный материал не только увлекает ребенка, но и способствует совершенствованию наблюдательности, внимания, памяти, мышления и речи дошкольника. Стихотворный материал, загадки, считалки применяются в зависимости от целей познавательного общения. Возможности их использования широки: на групповых занятиях в детском саду, при индивидуальной работе с детьми в семье, на викторинах, досугах, праздниках, в ходе познавательной беседы, в игротеке, когда дети принимают родителей в гости и играют с ними в математические игры.
Занимательная математика ставит дошкольников в условия поиска, пробуждает интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.
Гипотеза: Педагогический процесс, построенный на интеграции математики и музыкальной деятельности, будет способствовать более эффективному усвоению математического материала.
Цель проекта: создание условий для развития познавательно-творческих способностей детей и повышения интереса к математике.
Задачи:
1)Образовательные. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Закреплять умение находить геометрические фигуры в изображении музыкальных инструмекнтов и символов. Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 20 посредством музыкально-дидактических игр и песен. Способствовать формированию умения включаться в разнообразную познавательно-музыкальную деятельность.
1) Развивающие. Развивать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, планирование; развивать внимание, память, речь, воображение, мелкую моторику рук при различных видах продуктивной деятельности (аппликация, рисование, конструирование, лепка); развивать творческий потенциал детей средствами музыкальной деятельности.
2) Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
3) Воспитательные. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца.
4) Обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности; развивать творческие способности детей в повседневной деятельности.
Ожидаемый результат:
В процессе реализации проекта дети:
умеют находить геометрические фигуры в изображении музыкальных инструментов и символов;
умеют применять музыкально-дидактические игры для прямого и обратного счета в пределах 10;
умеют анализировать, синтезировать, обобщать, наблюдать, планировать;
умеют соотносить цифры с количеством выполняемых движений;
проявляют познавательный интерес и действия в различных видах деятельности;
проявляют интерес к математике и музыке;
умеют трудиться в коллективе, доводить начатое дело до конца;
проявляют творческий подход в повседневной деятельности.
План разработки движения к цели:
№ п / п Этапы Деятельность педагога Деятельность детей
1 Выявление проблемы. 1. Формирование цели.
2. Определение задач. Ответы детей на вопросы : что мы знаем о геометрических фигурах? Что мы хотели бы узнать? Где мы можем узнать?
2 Организация работы над проектом 1. Выбор творческого названия проекта.
2. Написание письма родителям с целью вовлечения в проектную деятельность.
3. Составление совместного плана действий для реализации проекта.
4. Составление перспективного плана по проекту.
5. Поиск возможных источников информации.
6. Создание коллажей «Мир музыкальных фигур», «Мир цифр».
7. Создание папок передвижек по теме проекта.
8. Выставка детских творческих работ.
9. Создание мини-музея «Мир музыкальных фигур».
3 Выполнение проекта 1. Ознакомить с художественной литературой «Два жадных медвежонка», «Три поросёнка», «Светик-семицветик» В. Катаева, рассказ К. Ушинского «Четыре желания».
2. Создать трафареты для свободного рисования геометрических фигур и цифр.
3. Изготовить «Книжек-передвижек
4. Беседа «Такие разные фигуры», «Как можно играть с геометрическими фигурами», «О музыкальных инструментах».
5. Внедрить дидактическую игру «Геометрическая мозаика», «Логические дорожки»
6. Памятка для родителей.
7. Конструирование из бумаги «Волшебный квадрат».
8. Составить альбом «О геометрических фигурах», «Волшебные нотки».
9. Конструирование из палочек Кюизенера, логических блоков Дьенеша «Волшебные фигуры».
10. Организовать фотовыставку «Геометрическая фантазия».
11. Изготовление настольно-печатных игр «Занимательная гусеница», «Поезд геометрических фигур».
12. Консультации для родителей: «Веселая математика дома», «Поиграем дома. Игры с лего. Количество и счет. Игры с прищепками», «Как развить музыкальные способности ребенка дома».
13. Музыкальные пятиминутки на тему «Сколько нас в кружочке», «Веселый счет».
14. Музыкально-математическое развлечение «Музыкальная математика». Совместная деятельность педагога и детей.
Рисование на тему «Фигуры волшебники»
Совместно родители и дети.
Совместная деятельность педагога, музыкального руководителя и детей.
Совместная деятельность педагога, музыкального руководителя и детей.
Совместно музыкальный руководитель и педагоги.
Совместная продуктивная деятельность педагога и детей.
Совместная деятельность педагога, музыкального руководителя и детей.
Совместная продуктивная деятельность педагога и детей.
Совместная деятельность педагога и детей.
Музыкальный руководитель и дети
Совместно дети, музыкальный руководитель, педагоги группы.
4 Презентация проекта НОД художественно-эстетическое развитие «Музыкальная математика»
Коллаж «Мир геометрических фигур», «Мир цифр».
Выставка детских творческих работ «Фигуры волшебники».
Итоговое мероприятие с родителяии Рисование геометрических фигур, лепка, конструирование из бумаги, музыкально-дидактические игры
Список используемой литературы
1. Метлина Л. С «Математика в детском саду» - М, 1999
2. Михайлова З. А. «Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности» - Дошкольное воспитание 2002 №8 с. 26 – 29
3. Грачева З. А. «Значение математической игры «Танграм» для умственного развития детей» дошкольное воспитание 2005 № 1 с. 18-22
4. Столяр А. А. «Давайте поиграем»
5. Программы для специальных дошкольных учреждений. Воспитание и обучение глухих детей дошкольного возраста - М, 1991 г.
6. Эльконин Д. Б. Детская психология - М, 1960г.
7. Анисимова, Г. И. Сто музыкальных игр для развития дошкольников. Старшая и подготовительная группы [Текст] / Г. И. Анисимова.
8. Михайлова М. А. : Развитие музыкальных способностей детей. - Ярославль: Академия развития, 1997