Лариса Талалаева
Интегрированные подходы в создании модели коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированные подходы в создании модели коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида
К сожалению, проблема сохранения здоровья детей стала одной из ключевых в системе современного образования. Особенно остро стоит потребность освоения новейших достижений в коррекционной педагогике, необходимость творческого решения практических задач по отбору методов, средств и форм работы с детьми, уже имеющими отклонения в здоровье.
Публикация «Интегрированные подходы в создании модели коррекционно-педагогического процесса в детском саду компенсирующего вида» размещена в разделах
В основе построения концепции-модели методической работы в детском саду компенсирующего вида положена интеграция общей и специальной образовательной системы, основанной на принципах системности, целостности и конкретности.
Принцип системности предполагает, что все компоненты лечебно-восстановительной, психолого-педагогической и коррекционной работы, подчиняясь одной цели, взаимосвязаны друг с другом.
Целостность выражается в осуществлении интегрированного подхода воспитании, обучении и коррекции развития ребенка с нарушением зрения.
Принцип конкретности состоит в сохранении индивидуальности и специфики деятельности каждого участника коррекционно-педагогического процесса.
При организации коррекционно-педагогического процесса мы исходим из того, что слабовидящий ребенок не может познать окружающий мир теми способами, которыми так естественно пользуется его нормально видящий сверстник.
Поэтому работа с ребенком начинается со всестороннего его изучения медицинским и педагогическим персоналом. На основе проведенных исследований и диагностики заполняются «Карты индивидуального обследования», «Паспорт здоровья», даются рекомендации специалистов, определяется индивидуальный коррекционно - образовательный маршрут и направления коррекционно-педагогической работы. Далее выделяются основные разделы образовательного маршрута: развитие зрительного восприятия, развитие ориентировки в пространстве, формирование социально-бытовой ориентировки, развитие сохранных анализаторов и мелкой моторики, коррекция речевого развития.
Работа по всем направлениям ведется комплексно, с активизацией всех анализаторных систем, с опорой на сохранные анализаторы.
В условиях модернизации образования методическая служба детского сада осуществляет поиск новых путей повышения качества коррекционно-реабилитационной работы за счет внедрения инновационных коррекционно-развивающих технологий : пластилинография, тифлографика, тактильная аппликация, тренинги тактильных восприятий и других. Идет апробация информационных технологий в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения через использование компьютерных программ : «Крестики» и «Паучок» по развитию зрительного восприятия, «Игры для Тигры» по развитию фонематического слуха и речевого дыхания.
Основной приоритетной задачей в коррекционной работе является развитие зрительного восприятия ребенка с амблиопией и косоглазием. Педагоги детского сада активно используют методики «Стрелоплан», пальминг, офтальмотренаж, авторские зрительские гимнастики. Внедрена система специальных упражнений на магнитном приборе «Графика» и «Ориентир», заданий по сенсорно-координатным тренажерам В. Базарного. ТИГ ДОУ составлена программа по визуологии, включающая в себя цикл занятий по ознакомлению ребенка с органом зрения и систему игр и упражнений по увеличению резерва зрения детей и снятия зрительного утомления.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется через систему специальных занятий с учителем-дефектологом, занятий с учителем-логопедом, тренингов с педагогом-психологом, оздоровительных и пропедевтических занятий а также коррекционную направленность занятий воспитателей и режимных моментов.
В настоящее время работа методической службы ДОУ компенсирующего вида направлена на :
- максимальную активизацию имеющихся у педагогов знаний через использование активных (формирующих) форм работы с педагогическим коллективом, отдельными педагогами;
- создание благоприятного психологического климата в коллективе на основе подбора и расстановки кадров с учетом совместимости работников и их желания сотрудничать.
Деятельность методической службы ДОУ обеспечивает создание оптимальных условий для обмена опытом через участие в ГМО, мастер-классах, организацию смотров-конкурсов, участие в «Неделях педагогического мастерства», «Аукционе идей».
Педагогам детского сада предоставляется возможность опробовать себя в новой роли через участие в работе городских методических объединений, ТИГ, «Совета дефектологов», тренингах, различных конкурсах педагогического мастерства, инсценированных праздниках, спортивных соревнованиях.
В процессе инновационной деятельности особое место в методической работе уделяется вопросам индивидуализации воспитательно - образовательной и коррекционной работы, так как состав воспитанников детского сада с каждым годом становится все сложнее.
Осуществляется подбор методических материалов, учебно-методических пособий, специальных методик. Идет адаптация их с учетом контингента детей, разрабатываются специальные коррекционные и пропедевтические занятия с учетом характера зрения, зрительного диагноза, состояния моторики.
Так, разработаны специальный лечебно-охранительный режим для детей, получающих лечение на БО (засветы, двигательный режим с учетом состояния зрения, «План улучшения и сохранения здоровья детей», «Модель оздоровительной работы», оздоровительный режим с учетом времени года.
К сожалению, пока не удается решить проблему создания оптимального баланса между умственной и двигательной нагрузкой в виду загруженности детей на занятиях узких специалистов и больших затрат времени на аппаратное лечение.
При организации инновационной деятельности в ДОУ остро встает проблема курсовой переподготовки всех педагогов, работающих в ДОУ компенсирующего вида по направлению «Специальная психология и педагогика».
Еще одна проблема – «Синдром профессионального выгорания», который характеризуется потерей интереса и апатией в работе, разочарованием в себе и в профессии, снижением продуктивности педагогической деятельности. Исследования показывают, что педагоги, работающие с детьми с отклонениями в здоровье, отличаются крайне низкими показателями здоровья, и эти показатели снижаются по мере увеличения стажа работы.
Мы считаем, что каждый участник педагогического процесса должен иметь полное представление не только о характере собственной деятельности, но и о том, какие знания, умения и навыки ему необходимы, чтобы обеспечить развитие детей, а также сохранить и укрепить их здоровье. Считаем, что здорового ребенка может воспитать только высококвалифицированный и здоровый педагог, пребывающий в состоянии психологического равновесия и комфорта.
В перспективе мы планируем продолжить создание и разработку такой модели методической службы, в основу которой был бы положен дифференцированный подход по итогам проведения педагогической диагностики, анкетирования, тестирования, различных видов контрольной деятельности.