Валентина Мелихова
Интегрированное занятие: «Всё о космосе»
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное познавательное занятие
«Планеты и солнце»
Задачи:
• Уточнить знания детей о первом космонавте, полетевшем в космос; закрепить представления детей о космическом пространстве, о планетах Солнечной системы; познакомить с историей возникновения космического корабля.
• Развивать память, творческое воображение, фантазию, логическое и образное мышление, находчивость. Закреплять умения следовать инструкциям педагога, навыкам работы в командах.
Публикация «Интегрированное занятие: „Всё о космосе“» размещена в разделах
• Воспитывать чувство гордости за нашу великую страну, которая смогла первой послать человека в космос.
Предварительная работа:
Выставка книг о космосе, рассматривание иллюстраций, чтение о космосе и космонавтах Л. Б. Дерягина "Дошкольникам о Российских покорителях космоса", изготовление макета "Планеты Солнечной системы", поделки с родителями. конструирование ракеты из бумаги, конструирование ракеты и лунохода из бросового материала.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, кто из вас знает какой праздник сегодня, отмечает вся страна?
Дети: день космонавтики.
Воспитатель: молодцы, правильно, а кто из вас знает кто такие космонавты?
Дети: космонавты – это люди, которые летают в космос на космических кораблях.
Воспитатель: правильно, 12 апреля 1961 года наш космонавт совершил первый в мире космический полёт.
Воспитатель: ребята, а вы знаете, как звали этого космонавта?
Дети: да. Ю. А. Гагарин.
Воспитатель: всё верно, молодцы, когда Ю. Гагарин полетел в космос, вся страна следила за его полётом, все люди сначала очень волновались, а затем радовались, когда он успешно приземлился, облетев вокруг Земли на космическом корабле «Восток». Они выходили на улицы городов и устраивали праздник. Мы все гордимся, что именно российский гражданин первым в мире отправился в космос.
Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие?
Дети: да.
Воспитатель: а на чём мы с вами может полететь в космос?
Дети: на космическом корабле.
Воспитатель: правильно, а вы знаете, когда впервые был изобретён космический корабль?
Дети: нет.
Воспитатель: Я думаю, что вам это интересно и я расскажу вам.
Очень давно, почти 100 лет назад, в городе Калуге жил простой учитель Константин Эдуардович Циолковский. Он любил наблюдать в телескоп за звездами и изучал их. И вот однажды он захотел соорудить такой летательный аппарат, на котором можно было бы долететь до какой-нибудь планеты.
Он проводил расчеты, делал чертежи и придумал летательный аппарат. К сожалению, у него не было возможности его построить. Но он рассказал об этом в своих книгах.
Спустя много лет после опытов Циолковского, русские ученые под руководством конструктора Сергея Павловича Королева изготовили первый космический спутник. Они установили на нем приборы и запустили в космическое пространство.
Позже ученые решили повторить полет, но уже с животными на борту – это были собаки – Белка и Стрелка. Они благополучно вернулись на землю. И потом ученые решили осуществить свою мечту – послать в космос человека. 12 апреля 1961 года эта мечта сбылась. А вы хотели бы отправиться в полёт?
Дети : Да.
Воспитатель : Сейчас мы из стульев и геометрических фигур соберем космический корабль и отправимся с вами в путешествие.
(Звучит музыка. Дети берут последовательно фигуры и располагаются на стульчиках.)
- Замечательно! Наша ракета готова! Космонавты готовы! Ну что ж, теперь мы можем отправляться в полет. -В космосе нет воздуха, поэтому надеваем воображаемые скафандры и кислородные баллоны. (Дети надевают)
8. Пальчиковая гимнастика «Ракета»
Пристегнуть ремни! (Соединить кулачки)
Завести моторы (Вращательные движения руками).
Соединить контакты (Частые касания кончиков пальцев).
Приготовиться к запуску ракеты
Начинаем отсчет в обратном порядке 5, 4, 3, 2, 1…
Пуск! (Руки тянутся вверх)
Воспитатель: ребята мы с вами летим в космосе, посмотрите в иллюминатор, как выглядит наша планета Земля?
Она имеет форму шара, окрашенного в голубой и зеленый цвет: голубой - это моря, реки, океаны; а зеленый - это суша (материки).
Воспитатель: дети, а что ещё мы видим в космосе?
Дети: солнце.
Воспитатель: правильно, в космосе есть солнце – это огромный шар из раскалённых газов, вокруг него вращаются все планеты. Само солнце и всё, что обращается вокруг него, называют – солнечная система. Солнце притягивает всё к себе в радиусе до 6000 млн. км. с помощью силы тяжести (гравитации). Гравитация удерживает планеты на около солнечных орбитах, и каждая планета движется строго по своей орбите. Дети, а вы знаете, сколько всего планет в нашей солнечной системе?
Ответы детей.
Воспитатель: перечислите их.
Ответы детей:
Воспитатель: А как вы думаете, на каких планетах существует жизнь?
Ответы детей: только на нашей планете Земля благоприятные условия для жизни человека и только здесь существует жизнь.
Воспитатель: молодцы, вы совершенно правы.
Физминутка
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учё т: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера-два-с, (Хлопок)
Три — земля, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Девять — дальше всех — Плутон, (Прыжок)
Кто не видит — выйди вон! (Развести руки в стороны)
Ну что, готовы к полёту?
Дети: Да!
Воспитатель: И так давайте все посмотрим на экран
1. МЕРКУРИЙ
Воспитатель: Внимание. Посмотрите в иллюминатор к какой планете мы приближаемся?
(дети читают название на слайде)
Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. А вчера на эту планету упало много метеоритов.
Воспитатель: Вы знаете, что такое метеорит?
Предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки (кратер) на поверхности от удара.
Воспитатель: Почему такие разные кратеры? (это зависит с какой высоты упал метеорит, и какой был по размеру). Молодцы, справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Берем курс на Следующую планету.
2. ВЕНЕРА
Воспитатель: Мы с вами прибыли на планету Венера.
Это самая горячая планета. Окружена плотной атмосферой, богатой сернистым газом.
Мы сможем жить на этой планете? Почему?
Ответы детей.
3. ЗЕМЛЯ
Воспитатель: Мы пролетаем над нашей планетой. Как называется планета на которой мы живем? Чем она отличается от остальных планет?
Ответы детей: (есть жизнь, кислород, вода, растения, животные).
Воспитатель: Молодцы! Берем курс на следующую планету.
4. МАРС
Воспитатель: Как она называется? (Марс).
Ребята, вы знаете, как эту планету называли раньше?
Ответы детей:
Воспитатель:
Планетой войны.
На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. Она находится на 4-й от солнца орбите. На ее поверхности есть вулканы, самый большой из которых называется Олимп. Давайте поиграем в игру и отправимся дальше.
Словесная игра: «Подскажи словечко»
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный ….телескоп.
Телескопам сотни лет
Изучают жизнь планет,
Нам расскажет обо всем
умный дядя …астроном
Астроном- он звездочет
Знает все наперечет
Только лучше всех видна
В небе полная …луна
До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая…ракета
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски: астронавт
А по-русски…космонавт.
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается.
5. ЮПИТЕР
Воспитатель: Мы прилетели на планету (Юпитер). Что вы знаете о этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: Это самая большая планета в Солнечной системе. В два с половиной раза массивнее всех планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно
Воспитатель: Берем курс на Следующую планету (Сатурн).
6. САТУРН
Воспитатель: Эта планета Сатурн. Она находится на 6-й от Солнца орбите. Вокруг планеты есть кольца. Поверхность ее состоит из жидкости и газа. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.
7. УРАН
Воспитатель: Уран — это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
Вы очень внимательно слушаете, и я предлагаю вам поиграть в игру антонимы :
«Планеты бывают разные»
Далекие и близкие
Холодные и теплые
Большие и маленькие
Твердые и мягкие
Тяжелые — легкие
Воспитатель: Молодцы! Полетели дальше.
8. НЕПТУН
Воспитатель: Нептун — тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов.
Воспитатель: И вот планета - ПЛУТОН
Она самая далекая планета. Мы приближаемся. Как вы думаете холодная эта планета или теплая?
Ответы детей:
Воспитатель: Это очень холодная планета.
Воспитатель: Как вы думаете почему? Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая. Вот мы и побывали с вами в космосе. Давайте повторим, что сегодня мы с вами увидели и узнали.
Ответы детей:
Мимо нас проплывают: звезды, космические тела, Солнце и все 9 планет Солнечной системы:
1. Меркурий – самая близкая к Солнцу планета. Ее поверхность каменистая и пустынная.
2. Венера – вторая от солнца планета. Здесь царит такая жара, что за несколько секунд можно испечь пирог без духовки.
3. А это наша планета, как она называется? Земля! На ней есть воздух и вода, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник — Луну.
4. Марс — единственная похожая на Землю планета тем, что имеет четыре времени года. Но на Марсе нет жизни.
5. Юпитер — самая большая планета Солнечной системы.
6. Сатурн — шестая планета Солнечной системы. Она известна своими великолепными кольцами.
7. Уран — единственная планета Солнечной системы, которая вращается вокруг Солнца, как бы лежа на боку. Ее называют «лежачая планета».
8. Нептун — холодная и синяя планета. На ее поверхности дуют самые сильные ветры.
9. Плутон — самая удаленная планета от Солнца.
Ребята вы молодцы, на прогулке мы с вами проделаем опыты:
«Почему все падает на землю»,
«День и ночь»,
«Планеты и солнце».
Ребята вы очень хорошо сегодня работали, я хочу вам подарить вот такие звезды - медали на память.