Анастасия Демидова
Инновационные формы работы с семьями воспитанников ДОУ. Использование виртуальных музеев и онлайн экскурсий в работе
Родители и дети нашей группы отличаются активностью и любознательностью и с удовольствием участвуют в групповых походах в музеи города. Но с появлением в нашей жизни короновируса и связанных с ним ограничений, такие совместные мероприятия стали затруднительны. Однако данная ситуация подтолкнула меня к поиску альтернативных методов работы.
Одним из первых решений еще в период самоизоляции стала организация он-лайн экскурсии по Санкт-Петербургу под названием «Зверопетербург». На этой экскурсии дети отправлялись в виртуальное путешествие по городу в поисках городских зверей. Под руководством профессионального гида дети узнали много интересных историй, отразившихся в петербургских памятниках и улицах.
Публикация «Инновационные формы работы с семьями воспитанников ДОУ, Использование виртуальных музеев и онлайн экскурсий в работе» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Сидим дома с пользой!
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Позднее были проведены еще несколько подобных экскурсий : «Легенды и призраки Санкт-Петрбурга», интерактивный квест «Город профессий», «Новогодние традиции царской России», «Детям о Блокаде». Все экскурсии проходили он-лайн на платформе Зум.
Как показала практика, для того чтобы такой формат работы понравился детям и родителям, необходимо несколько условий:
• Предварительная работа с детьми в группе или дома по теме экскурсии для возникновения интереса и получения начальных сведений.
• Просмотр экскурсии совместно с родителями и другими членами семьи. Так как, во-первых, вместе всегда интереснее. Во-вторых, родители могут помочь поддержать интерес ребенка, помогая отвечать на вопросы экскурсовода в интерактивном чате или вспоминая свой реальный опыт посещения некоторых достопримечательностей. По отзывам родителей, экскурсия приносила пользу и была интересна детям только в тех случаях, когда это было действительно семейное мероприятие.
• Заключительная работа в группе, направленная на закрепление полученного результата и поощрение самых внимательных слушателей. Например, в форме викторины или продуктивной деятельности. Рисунки детей мы отправляли экскурсоводу, а она на следующем занятии демонстрировала их всем детям.
С течением времени произошло некоторое ослабление карантинных ограничений, открыли музеи, но сократили количество посетителей и экскурсионные группы стали малочисленные, до 5 человек. Обычно с нами в музей ходят по 15-20 человек, а теперь мы могли организовать две по 5. Выходом из положения стало создание презентации с ходом экскурсионной программы, которую все дети могли посмотреть в группе или дома. Воспитатель присутствует на экскурсии, записывает и фотографирует основные моменты, а затем монтирует виртуальную экскурсию. К известно, многие музеи во время пандемии перешли на такой формат работы и сейчас продолжают его широко использовать.
В нашей группе есть такой пока небольшой виртуальный этнографический музей по программам «Делу время, потехе час» (по мотивам русских народных сказок) и «Предания полярной ночи» (по мотивам сказок народов Севера России).
Далее я решила немного углубить это направление и предложила детям и родителям поделиться опытом самостоятельного посещения музеев нашего города. Так появилось несколько виртуальных музеев. Дети рассказывали о музее, который они посетили и экспонатах, которые им больше всего запомнились, опираясь на презентацию со своими фотографиями.
Эта форма работы оказалась очень интересной для детей, ведь они могли как-то отличиться, поделиться своим опытом.
Кроме того, использование виртуального музея в работе позволяет решить многие познавательные, речевые, социально-коммуникативные задачи.
Еще одной, более сложной, формой работы может стать мини он-лайн экскурсия по интересным местам, которые дети посещают вместе с родителями в период каникул. По типу тревел блога. Дети с помощью родителей записывают небольшой репортаж о необычном месте, достопримечательности, которую они видели в своем путешествии. В начале осени эти ролики монтируются в небольшой фильм и демонстрируются в группе для детей. Сейчас дети могут видеть подобные ролики в многочисленных социальных сетях и с удовольствием подражать. А подобная работа под руководством родителей будет способствовать развитию как одного конкретного ребенка, снимающего видео, так и расширению кругозора других детей группы.
Таким образом современные технологии и сложившаяся в обществе обстановка влияет на изменение форм работы с родителями, которые все больше в виртуальный формат, однако не становятся от этого менее интересными и полезными.