Татьяна Голубева
Инновационное многофункциональное дидактическое игровое пособие «Мартышка — модница»
Выполнила: учитель - логопед Голубева Татьяна Валерьевна
МБДОУ Детский сад № 38 «Золотой петушок» г. Димитровград
Возраст детей: 4+
Интеграция областей: «Развитие речи», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Технологии: использование игровых методов; игровые технологии, направленные на развитие внимания, памяти, звукового анализа и синтеза, вербального мышления, зрительно-моторной координации; сказкотерапия.
Публикация «Инновационное многофункциональное дидактическое игровое пособие „Мартышка — модница“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» март 2015
Задачи: - формирование коммуникативной направленности высказываний детей; - развитие диалогической и монологической речи; - создание игровой мотивации для речи детей; - формирование взаимосвязи зрительного, слухового и моторного анализаторов; - обогащение эмоционально-чувственной сферы детей; - создание благоприятной психологической атмосферы для сотрудничества логопеда с детьми и друг с другом.
Описание игрушки. Пособие представляет собой пластиковое полотно 25Х60 см с полуобъемным ламинированным изображением Мартышки и подставкой для картинок и мелочей. Ладошки у Мартышки выполнены из пластиковых формочек для игры с песком.
Приложение: разноцветные резиночки для волос 6 цветов (красного, желтого, зеленого, оранжевого, синего, белого, заколки, предметные картинки для звукового анализа и синтеза.
Предварительная работа: чтение и обсуждение басни И. Крылова «Мартышка и очки».
Часть 1. «Сказка о Мартышке - моднице»
Логопед: Сегодня к нам в гости пришла та самая Мартышка из басни И. Крылова.
Теперь она очень хочет стать красивой и модной. Послушайте, что она для этого сделала.
Красота – это страшная сила!
В магазине Мартышка купила
Заколки, резинки, булавки
И села под пальмой на травку.
То их к ушам прижмет,
То их полижет,
То их понюхает,
На хвост нанижет …
Они не действуют никак,
И красоты не прибавляется!
Сидит Мартышка, украшенья разбросав:
Красивой быть не получается.
Мораль сей басни, ты, мой друг,
Конечно понимаешь:
Спроси совета у друзей,
Коль делать что - не знаешь!
Далее дети опрашиваются: Для чего нужны эти украшения? Как Мартышке стать модной и красивой? (Выслушиваются ответы детей.) Дети «помогают» Мартышке и прикрепляют украшения к ее прическе.
Логопед: Вот какой красивой стала наша модница! Мартышка в благодарность за нашу помощь хочет научить вас играть с резиночками для волос в такие игры, которые будут интересны не только девочкам, но и нашим мальчикам. Поиграем с Мартышкой? …
Часть 2. «Играем с Мартышкой»
Вариант № 1. «Поиграем с Мартышкой в слова»
Задачи игры: закрепление представлений о гласных и согласных звуках, о твёрдости и мягкости согласных; формирование звукового анализа и синтеза слов; развитие мелкой моторики.
Предварительная работа: уточняются знания детей о гласных и согласных звуках, для игры отбираются резинки только трех цветов: красного, синего и зеленого.
Ход игры.
Логопед: … Например, в нашей сказке резиночки для волос могут превратиться в звуки речи.
На подставку ставится картинка – слово. Дети должны определить порядок звуков в анализируемом слове, характеристику каждого звука (гласный/согласный; согласный твердый/мягкий) и надеть на пальцы Мартышки в определенной последовательности резиночки для волос соответствующих цветов (гласный звук – красного цвета, согласный твердый – синего цвета, согласный мягкий – зеленого цвета). Дополнительно устно оговаривается характеристика каждого звука по глухости / звонкости.
P.S. На начальном этапе формирования звукового анализа дети откладывают гласные и согласные звуки без дифференциации по твердости / мягкости (гласный звук – красного цвета, согласный – синего цвета).
P.P.S. Если комплекты резиночек имеются на всех, то звуковую схему слова дети могут откладывать на своих руках. Тогда у Мартышки на ладошках будет контрольная схема (прикрывается ширмой, с помощью которой результаты звукового анализа детей проверяются, исправляются допущенные ошибки.
Вариант № 2. Поиграем с Мартышкой в «Запоминалки»
(Игра строится по подобию игры Ring L Ding, производитель – Австрия; ссылка: http://www.fun.be/ring-l-ding.html)
Задачи игры: закрепление представлений о цвете, развитие мелкой моторики, внимания, памяти, пространственной ориентировки (ниже, выше, между) и ориентировки в собственном теле (левая / правая рука, названия пальцев на руках)
Комплектация: разноцветные резинки для волос 6 цветов (красного, желтого, зеленого, оранжевого, синего, белого) для образца задания и у каждого ребенка.
Инструкция для детей: по памяти надеть резиночки для волос на пальцы своей руки (левой или правой) в соответствии с заданием Мартышки.
Предварительная работа. Актуализация понятий: левая / правая рука, названия пальцев рук.
Ход игры: Логопед: … Сегодня Мартышка хочет поиграть с вами в очень интересную игру - «Запоминалки».
Логопед надевает резиночки для волос на руку Мартышки (левую или правую) в определенном порядке, и задание на короткое время показывается детям, например, логопед считает вслух до 5 (или до 10, 15… – в зависимости от возраста, возможностей, подготовленности детей и сложности задания). Дети должны запомнить задание Мартышки. Затем руки Мартышки закрываются ширмой, дети по памяти подбирают нужные по цвету резиночки и надевают их на пальцы своей правой или левой руки. Правильность выполнения задания проверяется.
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Выполнила учитель логопед Голубева Татьяна Валерьевна МБДОУ Детский сад Золотой петушок г](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142857-1427815500.jpg)
P.S. На начальном этапе детям можно дать возможность сыграть «в открытую», т. е. просто поработать по предложенным образцам, а не по памяти. А для игры по памяти подбираются более простые задания (например, вариант только из 3 цветов).
Итог. Мартышка дарит детям набор разноцветных резиночек и карточки игры Ring L Ding для игры вне логопедического кабинета.
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Димитровград Возраст детей Интеграция областей Развитие речи Познавательное развитие Физическое развитие Художественно эстетическое развитие Социально коммуникативное развитие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142857-1427815537.jpg)
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Технологии использование игровых методов игровые технологии направленные на развитие внимания памяти звукового анализа и синтеза вербального мышления зрительно моторной координации сказкотерапия](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-142857-1427815553.jpg)
А вот так я делала эту игрушку!
Готово!