Получи документы

Инновационная программа «Сказочная куклотерапия» для детей 4–7 лет

Лия Луканина
Инновационная программа «Сказочная куклотерапия» для детей 4–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Психопрофилактическая, коррекционно-развивающая программа с элементами фальклера и театрализации:

«Сказочная куклотерапия»

на 2024-2025 г.

для детей 4-7 лет

Составили: Луканина Л. Д., педагог-психолог

Лутфуллина А. У., педагог-психолог

Срок реализации – 1год

Миасс 2024

Оглавление

1. Целевой раздел.

2. Содержательный раздел

2.1. Особенности образовательной деятельности.

2.2. Учебный план.

3. Организационный раздел.

3.1. Организация занятий.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

3.3. Методическое обеспечение программы

1. Целевой раздел.

Направление программы

Общеразвивающая программа «В мире сказок», посредством сказкотерапии, направлена на формирование психологического здоровья, коррекцию эмоционально-аффективной сферы и личностных особенностей детей 4-7 лет.

Новизна – программа по сказкотерапии инновационная и является

интегративным средством формирования у детей эмоциональной сферы,

активности, самостоятельности, творчества, умения регулировать собственные эмоции через сказку. Программа носит практический характер. В программе для ребенка открывается не только мир познания, но и происходит становление базовых свойств личности, а именно эмоционально-волевой сферы дошкольника. Программа

представляет собой синтезирование наиболее эффективных педагогических и

психологических технологий в рамках сказочной формы, объединение и

адаптация множества терапевтических приемов в единый сказочный контекст.

Актуальность - в настоящее время очень много внимания уделяется вопросам сохранения и укрепления здоровья детей в условиях образовательного учреждения. В основополагающих документах Министерства образования и науки Российской

Федерации сформулированы базовые направления комплексной организации

здоровье сберегающего образовательного процесса. Предусматривается не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Актуально значимым и востребованным сегодня становится создание

образовательных программ, поиск средств и методов повышения эффективности оздоровительной работы в образовательных учреждениях, организация оптимальных условий для гармоничного развития каждого ребенка.

Программа «Сказочная куклотерапия» (далее Программа) дает возможность

организовать досуговую деятельность детей в условиях детского сада.

Задачи программы:

* Развивать у детей умение чувствовать и понимать другого;

* Знакомство с русским народным фольклором через игровую деятельность.

* Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь,

воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.

* Способствовать формированию коммуникативных способностей.

* Поднятие самооценки.

* Решение проблем поведения.

* Диагностические. Сказка позволяет узнать о человеке,

его проблемах, выявить характерные черты личности.

* Развивающие, направлена на развитие индивидуальности, формирование

у ребенка творческих способностей, социально-адаптивных навыков, а также

способствует процессам обучения и воспитания.

* Коррекционное (терапевтическое) воздействие. Сказка влияет на

поведение и мировоззрение ребенка, способствует преодолению его

психологических проблем.

При разработке программы были разработаны практические занятия для

каждой возрастной категории в следующих направлениях:

- творческая деятельность

- моделирование реальной ситуации

- беседы

- сюжетно-ролевые игры

Планируемые результаты

• Умение снимать физическое и психическое напряжение, увеличение работоспособности, увеличение способности детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества; развитие произвольности поведения;

• Умение преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное телесное выражение различным эмоциям, чувствам, состояниям;

• Улучшение и активизация выразительных средств общения; пластики, мимики и речи, обогащение словарного запаса;

• Развитие воображения, выработка образного мышления.

• Умение детей осознавать свои переживания и чувства, и чувства других;

В программе учитываются следующие принципы:

Принцип развивающей деятельности: слушанье сказок не просто

аудирование, а глубокий синтез и анализ текста, игры по мотивам сказок не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.

Принцип активной включенности каждого ребенка в сказочное действие,

а не пассивное созерцание со стороны.

Принцип доступности, последовательности и системности изложения

программного материала.

Принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять

собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора.

Принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение

детьми собственного опыта творческой деятельности.

Возраст учащихся, возрастные и психологические особенности -

Мероприятия организуются для детей 3-7 лет.

Количество и интенсивность игровых заданий подбирается с учетом

индивидуальных возможностей детей (учитывается самочувствие и желание

ребенка; предоставляется возможность творческого самовыражения ребенка по его интересам). Внимание к каждому ребенку, учет его интересов, своевременная коррекция программы в случае трудности ее выполнения; поощрение усилий ребенка, достижение качества выполнения программы каждым ребенком через его заинтересованность и трудолюбие.

2. Содержательный раздел

2.1. Особенности образовательной деятельности

Структура занятий по формированию психологического здоровья дошкольников состоит из следующих этапов:

1. Приветствие.

2. Ознакомление детей с правилами посещения «Сказочной куклотерапии».

3. Показ сказки, с использованием различного вида кукол. Игровые приемы.

4. Беседа, обсуждение сказки, упражнения, ролевые игры, игровая деятельность с элементами фольклора.

5. Прощание.

В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими. О чем сказка? Что запомнилось больше всего? Какие герои запомнились? Почему? Что случилось с тем или иным персонажем? Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было радостно, а в какие – грустно? Было ли жалко кого-нибудь? Какие чувства, какое настроение после сказки? Случается ли такое в жизни, по-настоящему? Случались ли у тебя похожие ситуации? Чему мы можем научиться у этой сказки? Как можно применить полученные знания в жизни?

В программу включены упражнения, приемы, которые усиливают эффект прочитанной сказки.

- Ролевые игры

Построены на понимании необходимости ролевого развития человека. Ролевые методы предполагают принятие ребенком ролей, различных по содержанию и статусу; проигрывание ролей, противоположных обычным. В нашей программе мы используем психогимнастику (ролевые действия и ролевые образы).

В младшем возрасте дети начинают осваивать ролевую гимнастику с ролевых действий, которые усложняются по мере взросления детей (походить как кошечки, зайцы, волки и т. д.). Важным для младших дошкольников является включение в ролевые действия голоса (помяукать как испуганный котенок, злой котенок, радостный котенок и т. п., а также пальчиковых игр (пальчиками походить как зайцы, лягушки, медведи и т. п.).

Для старших дошкольников чаще используются ролевые образы животных (льва и зайца, волка и цыпленка, сказочных персонажей (Кощея Бессмертного, Змея Горыныча и т. п., социальных семейных ролей (учителя, директора, мамы, бабушки и т. п.). Роль изображается при помощи мимики и жестов, иногда озвучивается. Интересно и эффективно проходят пальчиковые драматизации. То есть разыгрывание этюдов или сказок только пальцами.

- Коммуникативные игры, используемые в программе, делятся на три группы: 1) игры, направленные на формирование у детей умения увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное или невербальное «поглаживание»; 2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения; 3) игры, обучающие умению сотрудничать.

- Игры и задания, направленные на развитие произвольности. Для дошкольников особенно большое значение имеют игры, способствующие произвольности.

- Игры, направленные на развитие воображения, можно разделить на три группы: игры вербальные, невербальные Вербальные игры представляют собой либо придумывание детьми окончания к той или иной необычной ситуации (например: «Что произойдет, если…», либо коллективное сочинение сказок.

Невербальные игры предполагают изображение детьми «как можно интереснее», по-своему, того или иного живого существа или неживого предмета. В этом они частично пересекаются с ролевыми методами.

- Релаксационные методы. Метод нервно-мышечной релаксации предполагает достижение состояния релаксации через чередование сильного напряжения и быстрого расслабления основных мышечных групп тела. Из дыхательных техник используются глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой.

2.2. Учебный план

№ з Содержание занятия Цель

1 Вводное.

«В гостях у Степашки»

1. Приветствие.

2. Знакомство с правилами.

3. Знакомство с персонажами кукольного театра

4. Показ этюда: «Будем мы дружить»

5. Игра с элементами хоровод: «Встаньте дети, станьте в круг!». 1. Познакомить детей с кукольным театром.

2. Сплочение группы.

3. Формирование положительного настроя.

4. Развитие произвольной саморегуляции.

5. Развитие навыков коммуникации.

ноябрь 1. Приветствие.

2. Показ сказки «Маленький медвежонок».

3. Беседа, обсуждение сказки.

4. Пение «Добрые частушки»

4. Прощание.

Описание сказки и перечень необходимого оборудования см. в Приложении. 1. Коррекция и профилактика агрессивного поведения.

2. Формирование навыков коммуникации

декабрь 1. Приветствие.

2. Показ сказки «Серое ухо».

3. Упражнение: «Добрые слова для Зайки».

4. Чтение детям: «Потешки про смелость»

5. Прощание.

1. Коррекция и профилактика тревожности.

2. Формирование навыков коммуникации.

январь

1. Приветствие.

2. Показ сказки «Как Алеша гостей встречал».

3. Беседа, обсуждение сказки.

4. Чтение детям пословиц: «Про труд»

5. Прощание.

1. Развитие уверенности в себе, самостоятельности.

2. Формирование навыков коммуникации.

февраль 1. Приветствие.

2. Показ сказки «В темной норке».

3. Упражнение: «Мы смелые утята».

3. Беседа, обсуждение сказки.

4. Масленичный хоровод.

5. Прощание.

1. Развитие уверенности и самостоятельности.

2. Формирование навыков коммуникации.

март 1. Приветствие.

2. Показ сказки: «О солнышке».

3. Сюжетно-ролевой этюд: мы добрые солнышки.

4. Пословицы про весну.

5. Прощание. 1. Профилактика и коррекция капризов и упрямства у детей.

2. Формирование навыков коммуникации.

3. Формирование групповой сплоченности.

апрель 1. Приветствие

2. Показ сказки: «Красивая кровать»

3. Беседа: Порядок в комнате.

4. Пение с детьми частушек «Нет капризам скажем мы»

5. Прощание 1. Профилактика и коррекция капризов у детей.

2. Формирование навыком коммуникации.

май 1. Приветствие

2. Показ сказки: «Сказка про Колю и его друзей»

3. Беседа, обсуждение сказки

4. Загадки про лето

5. Прощание 1. Профилактика и коррекция агрессивного поведения

2. Формирование сплоченности в детском коллективе.

1. Организационный отдел.

3.1. Организация занятий

На занятия приглашаются дети из трех логопедических групп: средняя, старшая, подготовительная.

Программа рассчитана для детей 4 – 7 лет, занятия проводятся 1 раз в месяц, по подгруппам.

Продолжительность занятия с детьми 30 мин.

Программа рассчитана на 1 год обучения.

3.2. Материально-техническое обеспечение программы

• дидактический материал;

• ширма

• различные виды кукол

• канцелярия

• книги со сказками

3.3. Методическое обеспечение программы

1. Вачков И. В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И. В. Вачков. М. : Изд-во «Ось- 89», 2007. 144 с.

2. Гребенщикова Л. Г. Основы куклотерапии. Галерея кукол / Л. Г. Гребенщикова. СПб. : Речь, 2007. 80 с.

3. Ефимкина Р. П. Пробуждение Спящей красавицы. Психологическая инициация женщины в волшебных сказках. Монография / Р. П. Ефимкина, СПб. : Речь, 2006. 263 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Формы и методы работы со сказками / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева. СПб. : Речь, 2008. 240 с.

5. Киселева М. Б. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми /М. Б. Киселева. СПб. : Речь, 2006. 160 с.

6. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие – М. : Генезис, 2003. – 208с.

7. Микляева Н. В., Толстикова С. Н, Целикина Н. П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. – М. : ТЦ Сфера, 2010 – 128с.

8.. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия/ Н. Пезешкиан. М: Институт позитивной психотерапии, 2006. 160 с.

9. Притчи, сказки, метафоры в развитии ребенка /СПб. : Речь, 2007. 296 с

10. Сакович Н. А. Технологии игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович. СПб. : Речь, 2008. 176 с.

11. Ткач Р. М. Сказкотерапия детских проблем / Р. М. Ткач. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2008. 118 с.

12. Чех Е. В. Я сегодня злюсь. Расскажи мне сказку/ Е. В. Чех. СПб. : Речь; М. : Сфера, 2009. 144 с.

13. Хухлаева О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М. : Генезис, 2010. – 175с.

14. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. (Для детей от 3 до 6 лет.) – «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 384с.

Публикации по теме:

Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста Из опыта работы «Игровые образовательные ситуации как инновационная форма познавательного развития детей младшего дошкольного возраста».

Арт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровьяАрт-дизайн как инновационная технология всестороннего развития детей с ограниченными возможностями здоровья Арт-дизайн как инновационная, педагогическая арт-технология, которая еще не приобрела в России широко признания и распространения. Внедрение.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационная программа «Сказочная куклотерапия» для детей 4–7 лет
Опубликовано: 4 декабря 2024 в 09:12
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационная программа «Сказочная куклотерапия» для детей 4–7 лет» (включая файлы) размещена пользователем Лия Луканина (УИ 3388643) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД