Ирина Стрекаловская
Информационно-творческий проект с детьми «Наш город»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект по теме : «Наш город»
Актуальность.
Воспитание гражданственности, любви к окружающей природе, Родине, семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе Российской Федерации «Об образовании». В настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Его задачи выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Темочки:
Формирование у детей любви к Родине – это накопление ими социального опыта и знаний о своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Исследования показывают, что у большинства дошкольников недостаточно сформированы знания о родном городе, дети сомневаются в ответах, недостаточно владеют информацией, многие родители затрудняются в знании истории города, а также не имеют возможности посещать культурные
учреждения из-за высокой занятости.
В связи с этим, проблема патриотического воспитания детей становится актуальна. Важной задачей взрослых является воспитание в детях бережного отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи, города, страны. Поэтому мы решили разработать и реализовать информационно - творческий проект «Наш город»
Вид проекта : информационно – творческий.
По срокам реализации: краткосрочный (месяц).
Участники проекта : дети старшей группы, воспитатели, родители (законные представители).
Партнёры проекта
ГДБ МУК «Котласская централизованная библиотечная система».
Возраст детей: 5-6 лет
Цель проекта : приобщение детей к истории и культуре родного города.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять представления детей об истории возникновения родного города.
- познакомить детей с символикой родного города (гимн, герб, флаг) и её значимостью.
- закреплять навыки ориентировки на улицах города, знания административных и культурных зданий города.
2. Развивающие:
- развивать любознательность, стремление узнать новое о родном городе.
- развивать умение рассуждать, делать выводы и умозаключения.
3. Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к родному городу, патриотические чувства.
- воспитывать в детях бережное отношения к окружающему, формирование осознания себя частью семьи, города, страны.
4. Во взаимодействии с родителями: выстроить совместную работу по формированию целостного представления о родном городе.
Предполагаемый результат проекта :
Воспитанники получат знания об истории возникновения родного города, познакомятся с символикой родного города (гимн, герб, флаг) и её значимостью, приобретут представления об административных и культурных зданиях. Будут бережно относиться к окружающему, осознают себя частью семьи, города, страны.
Родители заинтересуются совместной работой по формированию целостного представления о родном городе.
Формы организации деятельности
Для детей: занятия: «История родного города», «Мой город», «Наш город готовится к празднику».
- совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность детей, выставки работ, экскурсия.
Для родителей: Консультации, беседы, участие родителей в выставке-коллекции «Мой город-Котлас»», создание книги «Мой любимый город».
Методы и приемы
Словесные Наглядные Игровые Практические Исследовательские
Риски реализации проекта
- Возрастные и личностные особенности детей;
- Незаинтересованность родителей данной темой.
- Низкая посещаемость детей группы.
Материально-технические ресурсы
Для реализации проекта «Наш город» нам понадобилось следующее:
1. Нормативно-правовые ресурсы: Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Федеральный закон № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации ".
2. Информационные ресурсы : методическая литература по вопросу формирования целостного представления детей старшего дошкольного возраста о родном городе, интернет-ресурсы.
3. Материально-технические ресурсы: материалы к НОД и совместной деятельности с детьми, компьютер, проектор.
4. Условия реализации проекта : группа, ГДБ МУК «Котласская централизованная библиотечная система».
Основные этапы реализации проекта
Реализация проекта осуществляется в ходе нескольких этапов:
Подготовительный этап:
- обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств;
- сбор информации по теме : изучение методической литературы по вопросу формирования целостного представления детей старшего дошкольного о родном городе;
- подготовка материала и оборудования;
- составление плана работы;
- информация для родителей о предстоящей деятельности.
Ответственные: воспитатели группы.
Основной этап:
Ответственные: воспитатели группы, работники ГДБ.
Занятие «История родного города»
Программное содержание:
Расширять и закреплять представления детей о родном городе, познакомить детей с историей его возникновения. Обогащать словарный запас и связную речь.
Воспитывать патриотические чувства и любовь к родному городу.
Рисование «Мой город».
Цель: Учить передавать в рисунке образ города - дома разнообразные по строению, величине,цвету. Развивать чувство композиции, цвета.
Аппликация «Наш город готовится к празднику»
Цель: Учить детей передавать детали праздничного оформленного города. Закрепить умение передавать дома разной величины. Воспитывать аккуратность.
Совместная деятельность «Символика родного города»
Цель: Познакомить детей с символикой родного города (гимн, герб, флаг) и её значимостью.
Беседа «Чьи имена носят наши улицы»
Цель: Познакомить детей с историей улиц города, их названием. Закреплять знания детей о городе. Прививать любовь к родному городу, чувство гордости за своих земляков.
Д/и «Родная сторона»
Цель: Закрепить знания детей о достопримечательностях города.
Экскурсия в библиотеку.
Цель: Познакомить детей с творчеством писателей земляков.
Воспитывать любовь к книге и бережное отношение к ней.
Беседа «Отдых в родном городе»
Цель: Формировать у детей интерес к своей малой родине. Расширить представления детей о строительных сооружениях культуры и досуга, их назначении.
Дидактическая игра: «Экскурсия по городу» (на материале фотовыставки)
Цель: Закреплять навыки ориентировки, знания административных и культурных зданий, жилых кварталов.
Закрепить названия жилых и нежилых зданий (аптека, больница, детский сад, школа, аэропорт, парикмахерская) Закреплять знания детьми улиц ближайшего окружения, в честь кого они названы. Воспитывать любовь к родному городу.
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по городу».
Цель: Закрепить знания детей по теме «Улицы города».
Вызвать интерес у детей путешествовать по карте. Развивать умение строить сюжет игры, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Чтение взрослым произведения Г. Сергеевой «Едем в Котлас», «Маленьким котлашанам о городе».
Цель: Расширять знания детей о родном городе, улицах, достопримечательностях через чтение художественной литературы. Воспитывать любовь к родному городу.
Решение проблемных ситуаций «Ты перепутал номер автобуса или маршрутного такси и попал в незнакомое место», «Если потерялся»
Цель: Развивать умения находить решения в проблемных ситуациях. Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
«Приезжайте в наш город».
Цель: Продолжать учить детей составлять описательные рассказы, совершенствовать навыки монологической речи.
Совместная деятельность детей и родителей.
Викторина «Наш город северный».
Цель: Обобщить знания детей о своем городе, о его улицах. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком. Вызвать желание соревнования у детей и родителей.
Создание книги «Мой любимый город»
Цель: Обогащать взаимоотношения детей и родителей опытом совместной деятельности через формирование представлений об улицах родного города. Уметь рассказать о своей страничке. Прививать любовь к родному городу, воспитывать чувство гордости за свой город. Способствовать развитию творческих замыслов.
Создание детского паспорта
Цель: Вовлечь родителей в работу по формирование осознания себя частью семьи, города, страны.
Результативный этап: продукт проектной деятельности.
Детские работы: «Мой город», «Наш город готовится к празднику», материал для выставки «Экскурсия по городу», выставка-коллекция «Мой город-Котлас», книга «Мой любимый город», картотека «Пальчиковая гимнастика», наглядный материал к совместной деятельности, индивидуальные паспорта детей.
В заключительной части проекта участниками организована в группе выставка - коллекция: «Мой город - Котлас».
Цель выставки – коллекции: закрепить полученные детьми знания, об истории и культуре города. Обобщить представления детей об улицах и достопримечательностях Котласа. Вовлечь родителей в работу по воспитанию в детях бережного отношения к окружающему, формированию осознания себя частью семьи, города, страны. Укреплять взаимоотношения ДОУ с семьёй.
Достигнутые результаты и эффекты
Воспитанники получили знания об истории возникновения родного города, познакомились с символикой родного города (гимн, герб, флаг) и её значимостью, приобрели представления об административных и культурных зданиях. Стараются бережно относиться к окружающему, осознают себя частью семьи, города, страны.
Родители заинтересовались совместной работой по формированию целостного представления о родном городе.
Пополнена ППРС группы дидактическими играми «Родная сторона», «Улицы родного города».
Перспективы дальнейшего развития и реализации проекта.
Данный проект ориентирован на приобщение детей к истории и культуре родного города. Он может быть реализован в группах старшего дошкольного возраста. Проект можно использовать, как основу для разработки других более глобальных проектов по патриотическому воспитанию.
Список используемой литературы:
1. Зеленова Н. Г. ,Осипова Л. Е. - «Мы живем в России».
2. Гарнышева Т. П. - «ОБЖ для дошкольников».
3. Ткаченко И. В., Богачкина Н. А. - «Играю – значит интересно живу».