Ахблек Шуриева
Информационно-творческий проект «Книжное дерево»
▼ Скачать + Заказать документы
Беседа с детьми на тему «Книги разные важны, книги каждому нужны» показала, что многие наши воспитанники плохо знают детскую художественную литературу. На вопрос часто ли родители читают им книги, ответили - что нет. Ответы детей на этот вопрос нас настораживают. В результате анкетирования родителей, выяснилось: всего 42% родителей каждый день читают книги своему ребенку, 58% имеют возможность прочесть ребенку книгу всего 2- 3 раза в месяц. Причина - нехватки времени, сложный ритм жизни в наше время. Проблема усугубляется и тем, что у ребенка, равнодушного к книге, отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе. Педагогический опыт работы с дошкольниками показал, что необходимо как можно раньше начинать читать детям художественную литературу. Чтение - это упражнение для ума, развивающее мозговую активность, расширяющее кругозор. Бесспорно, для детей книга важна, но дошкольники не читатели - они слушатели. С художественными произведениями их знакомят взрослые, именно перед ними стоит важная задача – каждую сказку, каждый рассказ, повесть, стихотворение донести до детей, как произведение искусства, раскрыть замысел, увлечь чувствами, поступками, переживаниями героев. Перед нами встал вопрос, как же мотивировать детей, а все же больше родителей к чтению с ребенком не только в детском саду, но и дома? Как возродить традиции семейного чтения? Перед воспитателями стоит важная задача: заполнить пробелы по данной теме, грамотно выстроить работу по приобщению детей к книге. Именно поэтому нами было выбрано направление по реализации проекта «Книжное дерево», которое поднимет и сохранит интерес к книге, к ее чтению, познакомит детей с многообразием художественных произведений через проектную деятельность. Прочитанная взрослым ребенку художественная литература открывает и объясняет ему жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обобщает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Получив мотивацию в детском саду, ребенок уже сам побуждает родителей к активной совместной деятельности. А, как известно лучшей мотивацией для родителя, конечно же, является любимый ребёнок. У ребенка равнодушного к книге отсутствует мотивация для последующего обучения к чтению, а значит, возникают трудности в школе.
Публикация «Информационно-творческий проект „Книжное дерево“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Книга. Все материалы по теме книг
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» февраль 2024
Цель проекта : сформировать у дошкольников интерес к чтению и воспитать заинтересованного будущего читателя.
Задачи:
Обучающие:
• Формировать у детей понимание того, что книга – основной источник знаний.
• Расширять представления об изготовлении книг и профессиях людей.
Развивающие:
• Развивать коммуникативные умения детей.
• Развивать познавательные, творческие способности у детей через совместное чтение, умение вести диалог, выразительно рассказывать, импровизировать сказки.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес, любовь к книге как источнику знаний и бережное отношение.
• Активизировать родителей к совместной продуктивной деятельности.
Описание реализации проекта.
Подготовительный этап:
• Изучение методико-педагогической литературы по данной теме.
• Обновление развивающей среды - подбор дидактического и методического материала по проекту.
• Оформление папок–передвижек для родителей.
• Домашние задания: совместное чтение художественной литературы, записать автора книги и название на листочке в виде листа дерева тополя, который ребенок принесёт в группу. Его «книжное» дерево будет обрастать листочками, так как листочек будет приклеивать к нарисованному дереву на бумаге.
• Консультация «Как организовать домашнее чтение»
• Анкетирование родителей «Чтение дома»
• Составление и оформление памятки для родителей «Семья и книга»
• Оформление выставки художественной литературы для чтения детям и самостоятельного чтения детьми.
• Разработка презентаций для НОД.
Основной (практический) этап.
Социально - коммуникативное развитие
НОД «Берегите книги».
Виртуальная экскурсия в библиотеку г. Самара.
Театрализация «Волк и семеро козлят», драматизация сказки «Заюшкина избушка».
Сюжетно ролевые игры «Библиотека», «Книжный магазин» и т. д
Игровые упражнения и дидактические игры:
«Какая это сказка», «Чей это предмет?», «В гостях у сказки»;
Найди по контуру»; «Чей голос?», «Соедини по точкам», «Собери сказку», «Покажи и назови»; лото «Угадай сказку», «Угадай по описанию», «4 лишний».
Рассматривание альбома «Книга о книге».
Познавательное развитие
НОД «Книга – самый лучший друг».
Решение проблемной ситуации: «Для чего нужны книги?», «Книга-гостья нашей группы!», «Что может произойти, если не читать совсем».
Беседы: «Книги разные важны, книги каждому нужны», «Для чего необходимо читать книги?», «Правила обращения с книгой», «Как дети с родителями заботятся о книгах?».
Дидактические игры: «Угадай, из какой я сказки», «Расскажи сказку», «Назови героя сказки» и т. д.
Рассматривание иллюстраций в книгах.
НОД по развитию речи «К нам гости пришли»
Разучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок о книгах.
Стихи А. Барто, С. Михалкова, Б. Заходера, Э. Успенского, Е. Благининой
Сказки К. Чуковского, сказки о природе В. Бианки и Н. Сладкова, сказки о животных, сказки народов Мира.
Словесные игры: «Скажи наоборот», «Назови ласково», «Один-много», «Большой – маленький»,, «Угадай по описанию», «Чье это?»
Художественно-эстетическое развитие
НОД Нетрадиционное рисование «Рисуем иллюстрации к любимой сказке».
НОД Лепка «Мой любимый герой из сказки».
НОД Аппликация «Закладки для книг».
Совместно с родителями изготовление шапочек – масок для драматизации сказки по проекту.
Слушание аудиозаписей сказок.
Слушание песен из кинофильма «Красная Шапочка»,
«Приключение Буратино».
Физическое развитие
Физкультурный досуг «Нам сказка помогает спортом заниматься».
Подвижные игры «Охотники и зайцы» «Гуси- лебеди». «Хитрая лиса» и др.
Пальчиковые игры по мотивам русских народных сказок «Сказки на кончиках пальцев»
Утренняя гимнастика «Вершки - корешки», «Теремок».
Дыхательная гимнастика «Пчелка», «Буратино».
Заключительный этап.
Обработка результатов реализации проекта и организация коллективной выставки «Книжное дерево».
Продукты проекта.
Книжная выставка «Моя любимая книга»
Книжки-малышки, выполненные родителями совместно с детьми.
Картотека пальчиковых, подвижных, дидактических игр по теме.
Папка детских работ «Книжное дерево».
Оформление папки – передвижки «Сказкотерапия в семье».
Результативность:
• Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей.
• В результате активной творческой работы семей, в группе была создана коллективная выставка «Книжное дерево», где отражена деятельность на протяжении всего проекта. Выставка была использована для привлечения и агитации малоактивных родителей в жизни детей в детском саду.
• К окончанию проекта у детей заметно улучшилась грамматически правильно построенная речь, возникло стремление к постоянному общению с книгой.
Нашу работу в данном направлении считаем важной, и планируем продолжить этот проект в рамках обмена опытом с коллегами нашего детского сада. Благодаря этому проекту, учебный год был насыщен интересной разнообразной деятельностью, творческими работами и положительными эмоциями.
Литература:
1. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги»
2. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
3. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж. : Дошкольное образование. 2010. - №6.
4. Ушакова О. С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М. : -2010 г