Валентина Чухай
Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект в средней группе «Что, зачем и почему?»
Информационно- практико- ориентированный долгосрочный проект в средней группе «Что зачем и почему? Составила воспитатель первой квалификационной категории Чухай Валентина Васильевна город Зея ДОУ№19
Актуальность:
«Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое, проводя собственные исследования – наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе собственные суждения и умозаключения, чем получать уже добытые кем-то знания в «готовом виде». (А. И. Савенков).
Публикация «Информационно-практико-ориентированный долгосрочный проект в средней группе „Что, зачем и почему?“» размещена в разделах
Цель: Развитие творческой исследовательской активности ребёнка в процессе детского экспериментирования.
Задачи:
• развивать познавательный интерес детей в процессе исследовательской деятельности;
• учить приобретать новую информацию через экспериментирование;
• формировать умения детей делать выводы на основе практического опыта и применять в самостоятельной деятельности.
Продукт проекта :
• огород на окне;
• мини- лаборатории «Почемучка»;
• мини- музей «Мир природы».
Срок реализации проекта : январь-май
1 этап. Подготовительный.
Определены участники проекта, деятельность каждого участника.
Участники проекта : воспитатель, дети, родители, старший воспитатель, специалисты.
Деятельность воспитателя:
• Изучение научно- практического материала;
• Изучение методик проведения занятий в форме экспериментирования;
• создание предметно- развивающей среды для проведения простейших опытов и эксперимент;
• анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»;
• разработать перспективный план работы;
• родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»
• поощрение в виде «Благодарственного письма» родителям;
• консультации на тему: ««Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»;
• презентация проекта родителям и педагогам;
• оформление наглядной информации в родительском уголке.
Деятельность родителей:
• домашняя работа по поиску информации и иллюстративного материала;
• подбор материала к созданию познавательно-развивающей среды в группе;
• участие в создании мини- музея;
• участие в собрании «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности»
Деятельность старшего воспитателя:
• тематический контроль по теме;
• помощь в подборе литературы.
Предполагаемые результаты:
Содержание исследовательской деятельности предполагает:
У детей:
• расширение представлений детей о явлениях и объектах окружающего мира;
• уточнение всего спектра свойств и признаков объектов и предметов;
• расширение и уточнение взаимосвязи одних объектов и явлений других.
У родителей:
• Родители почувствуют себя важным и неотъемлемым звеном проекта;
• Научаться оказывать помощь детям и педагогам
2 этап: исследовательский (поиск ответов на поставленные вопросы) .
В наиболее полном, развернутом виде исследовательское обучение предполагает следующее:
• ребенок выделяет и ставит проблему, которую необходимо разрешить;
• предлагает возможные решения;
• проверяет эти возможные решения, исходя из данных;
• делает выводы в соответствии с результатами проверки;
• применяет выводы к новым данным;
• делает обобщения.
Условия для экспериментирования в группе :
Лаборатория для экспериментирования, оборудованная материалами и специальным оборудованием
Содержание опытов по освоению детьми окружающего мира по формированию следующих представлений:
• Выявление свойств воздуха;
• Выявление свойств воды;
• Выявление свойств снега и льда;
• Выявление свойств песка и глины;
• Выявление свойств магнита;
• Выявление свойств бумаги;
• Знакомство детей с необходимыми условиями для жизни растений.
Третий – заключительный:
Презентация уголка исследовательской деятельности и мини- музея родителям и воспитателям.