Нина Панарина
Консультация «Клички и дразнилки»
▼ Скачать + Заказать документы
Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в начальных классах. Третьеклассники и пятиклассники в проведё нном анонимном опросе: «За что вы не любите своих одноклассников?» чаще всего отвечали: «За то, что он (она) обзывается». Психолог М. В. Осорина пишет, что обзывание – это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по её мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать. Вот основные причины обзывания детьми друг друга:
1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника).
Публикация «Консультация „Клички и дразнилки“» размещена в разделах
2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих).
-игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);
-провокация (дразнящий сознаёт, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);
-шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);
-самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию);
3. Месть (обиженный или униженный ребёнок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он также поступает от зависти);
4. Не со зла (дразнящий не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивать с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.
О ВНЕШНОСТИ И ПРОЗВИЩАХ
Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребёнку из - за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик», «носатый» - западают в душу ребёнка, травмируя его. Ребёнок начинает чувствовать себя неполноценным, теряет уверенность в себе.
Но если человек, чьим мнением ребёнок дорожит (воспитатель), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идёт, ты такой солидный стал!» ИЛИ «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовала людям с такими носами, не то, что я – курносая…». Иногда одна такая фраза способна, если не повысить самооценку ребёнка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путём долгих переговоров на эту тему. Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идёт о детях с различными дефектами внешности, например заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т. п. В этом случае многое зависит от взрослых - родители могут помочь ребёнку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя - на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.
Чешский психолог Зденек Матейчек считает, что «наша воспитательная цель не в том, чтобы необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего Я и жил с ней, не обращая на неё внимания и не делая из неё проблемы». Не стоит навязывать ребёнку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утёнке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью.
УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ
И если дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо. Педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога – пресечь появление и использование обидных прозвищ в классе. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить беседу на эту тему. С пострадавшими надо обсудить, почему другие обзываются – обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание. Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Сравнивание помогает обратить внимание ребёнка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих. Если ребёнок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обзывания.
Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).Это сделать довольно сложно, но в некоторых случаях эффективно. Например, «Заяц, заяц!» - зовёт одноклассник. Не отзывайтесь, пока не обратится по имени, сделай вид, что не понимаешь, к кому обращаются. Скажи: «Меня вообще - то зовут Васей. А ты разве меня звал?».
Отреагировать не стандартно. Обзывающийся ребёнок ожидает получить от жертвы определённую реакцию (обиду, злость и т. д., необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем - то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».
Объясниться. Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?». Одного воспитанника другой мальчик обзывал толстым. На что объект насмешек ответил: «Знаешь, мне совсем не хочется с тобой дружить». Это произвело такое впечатление на агрессора, что он извинился и перестал обзываться.
Не поддаваться на провокацию. За Витей гонялись сверстники и обзывали его Масяней. Он злился и бросался на них с кулаками. Все с восторгом разбегались, а потом начинали снова. Мальчику было предложено попробовать (в качестве эксперимента – такое предложение всегда охотно принимается детьми) в следующий раз не бросаться на обидчика с кулаками, а повернуться к ним и спокойно сказать: «Ребята, я устал, дайте мне отдохнуть».
Не позволяйте собой манипулировать. Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что - то сделать. Например, всем известен приём «брать на слабо». При всех ребёнку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют, (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности, или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком», или «трусом». Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта – самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребёнку выйти из неё с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку. В этом смысле очень интересно обсудить с ребёнком рассказ В. Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки – но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы он этого не сделал. Следует обратить внимание ребёнка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее: доказать что-то или сохранить самоуважение.
Ответить. Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных. Когда произошла очередная драка и воспитатель спросила: «Ну почему вы дерётесь?» - один из драчунов ответил: «А он меня дразнит. Обзывает «берёза лысая». У мальчика была фамилия Берёзин, а у его противника – сложно выговариваемая грузинская фамилия, звали его Коба. Воспитатель в сердцах воскликнула: «Ну и ты его дразни, говори - Коба лохматая! Зачем драться-то?». Может быть, учить этому и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.
Отговориться. Согласно наблюдениям М. В. Осориной, 5-9 летним детям очень важно суметь в ответ на обзывание выкрикнуть отговорку- своеобразную защиту от словесного нападения. Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее, удивить и соответственно остановить нападающего. Последнее слово в этом случае остаётся за пострадавшим. Вот примеры отговорок.
1. Чёрная касса - ключ у меня, кто обзывается - сам на себя.
2. Чики - траки - стеночка! (ребёнок рукой ставит преграду между
собой и обзывающим).
3. Шел крокодил, твоё слово проглотил. А моё оставил!.
4. Кто так обзывается – сам так называется!.
5. Дурак!
- Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.
Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным
тоном, стремясь свести всё к шутке.