Галина Прокопчук
Информация для родителей на зимний период
▼ Скачать + Заказать документы
1 неделя «Зима» (приметы). Зимние забавы.
Свободное общение «Зимняя картина за окном» - умение делиться своими впечатлениями об увиденном, знание признаков зимы и названий зимних месяцев, отрабатывать правильное построение предложений, обогащать разговорную речь определениями и глаголами.
Тема: «Здравствуй зимушка – зима!»
Содержание. Беседа о характерных особенностях декабря, с использованием соответствующих пословиц поговорок. Понимание исторического смысла пословиц и поговорок:
Декабрь год кончает, зиму начинает.
Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет
Зима – не лето, - в шубу одето.
Публикация «Информация для родителей на зимний период» размещена в разделах
Зима лодыря морозит.
Зима хранительница полей.
Как зима не злится, а весне покорится.
Тема: «Проказы старухи зимы»
Содержание. Загадывание загадок о зиме. Знакомство со сказкой К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша –толстое стекло. (Лед)
В это время года
Ложится спать природа,
Укрывшись белоснежным
Пушистым снегом снежным.
В снегу деревья и дома,
Мы говорим: «Пришла зима!»
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути. (Снег)
Он вошел – никто не видел,
Он сказал – никто не слышал,
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
Читаем сказку К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».
- Воспитывать бережное отношение к природе, особенно в зимний период, когда ветки растений очень хрупкие.
- Воспитывать любовь к устному народному творчеству.
- Обогащать речь образными выражениями.
- Помочь чувствовать красоту зимней природы в стихотворении.
- Закрепить знание о различии стихотворного и прозаического произведений.
Ты мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки-
Самокаточки.
Уж ты зимушка – зима,
Ты с морозами пришла.
Ветер воет, вьюга вьет,
Вдоль по улице метет.
Белым снегом замело
Все дороги на село,
Все дороги, все пути, ни проехать, ни пройти.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка – дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь дорогу показали,
Да наказывали:
- Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
Пословицы:
- Готовь сани летом, а телегу зимой.
- Мороз невелик, а стоять не велит.
- Какова пряха, такова на ней рубаха.
- Бояться волков – быть без грибов.
Свободное общение «Любимые зимние забавы».
Цель: побуждать детей к рассказыванию, умению делиться своими впечатлениями со сверстниками.
ОБЖ: «Безопасное катание, где и как это можно делать». Учить вежливости и взаимопониманию, умению договариваться друг с другом и умению уступать. Труд: сгребание снега к стволам деревьев.
Систематизировать представления о зимних играх – забавах, расширять словарь за счет имен существительных, прилагательных.
Обогащать словарь словами зимней техники.
Дидактическая игра: «Как хорошо зимой», «Кто скажет больше?»
Ситуативный разговор: «На прогулке я люблю….»
- Учить составлять рассказ с опорой на картинки.
Приобщать к словестному искусству по книге С. Маршака «Двенадцать месяцев».
Загадывает загадку:
Человек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? (Снеговик)
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нем,
Нос приделали - и вмиг
Получился снеговик.
Разучивается закличка:
Ты, Мороз, Мороз, Мороз.
Не показывай свой нос!
Уходи - ка ты домой
Стужу уноси с собой.
А мы саночки возьмем
Да на улицу пойдем.
Сядем в саночки – самокаточки.
Дидактическая игра: «Хлопушки» - хлопушками в ладоши сколько в слове слогов: снег, мо – роз, зи – ма, со- суль-ка, сне-жин-ка, хо-лод, сне-го-пад.
Заучивание стихотворения Р. Кудашевой «Вот зима пришла….
Умение отвечать на вопросы по содержанию, тренировать память.
Целевая прогулка «Зима пришла». Беседа «За, что мы любим зиму? Умение называть зимние явления природы, характеризовать погодные условия.
Тема: «Наконец пришла зима!»
Цели:
- Уточнить представления о первых признаках зимы, зимние явления природы: изменение долготы дня, снегопад, метель.
- Закрепить знания о свойствах снега: белый, холодный, тает в тепле.
- Показать, как снег превращается в воду, нацелить на длительное наблюдение за превращением воды в лед.
- Упражнять в умении составлять сложные предложения с противопоставлением.
- Познакомить с опасностями обморожения и прикосновения на морозе к металлическим предметам.
- Формировать представление о необходимости тепло одеваться, чтобы не заболеть.
Вопросы:
- О каком времени года говориться в стихотворении?
- Какими словами автор рассказывает о зиме?
- Какая бывает зима? (холодная, снежная, морозная)
- Какие первые признаки наступающей зимы можно отметить сейчас?
Стало холоднее, начались первые заморозки, иногда идет снег, день стал короче, а ночи длиннее, дует холодный ветер, люди стали теплее одеваться.
Дидактическое упражнение «Закончи предложение». Произносим вслух начало предложения, побуждая детей повторить и продолжить:
- Осенью бывает листопад, а зимой (снегопад)
- Осенью идет дождь, а зимой (снег)
- Летом жарко, а зимой (холодно)
- Летом деревья покрыты листвой, а зимой. (снегом)
- Летом дети купаются в речке, а зимой (катаются на лыжах)
- Летом дети одеты в легкую одежду, а зимой (теплую)
- Зимой нужно тепло одеваться, чтобы… (не простудиться, не заболеть).
Математика.
Тема: «Зимние приключения воды»
Цели:
- Закрепить представления о состоянии воды.
- Познакомить с измерением объема (вода, песок) условными мерками.
- Упражнять в количественном и порядковом счете в пределах 10.
- Упражнять в раскладывании предметов по убывающей величине.
- Закреплять представление о соотношении частей целого.
- Упражнять в употреблении слов: широкая, поуже, еще, уже, самая узкая.
Демонстрационное оборудование: 2 кружки, равные по объему, но разные по высоте и диаметру дна, условная мерка, емкость с подкрашенной водой; раздаточное: голубые полоски разной ширины, бумага белая формата А4, ножницы.
Загадка:
Я и туча, и туман,
И ручей и океан,
И стеклянной быть могу. (Вода)
2 неделя: «Мебель Народное творчество (Городец)»
Беседа «Народное творчество «Городец»
Цель: Продолжать знакомить детей с народными традициями и обычаями, с нородным декоративно – прикладным искусством.
Рассматривание тематических альбомов.
Цель: Рассказать детям о русской избе и о других строениях, их внутреннем убранстве, предметах быта и одежде.
Познакомить детей с некоторыми свойствами дерева: твердое, не ломается. Легкое, не тонет; научить выделять признаки дерева. Расширить представление о дереве, его качествах и свойствах.
Дидактическая игра «Тонет, не тонет».
Чтение русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть».
Обсуждение после прочитанной сказки. Обратить внимание, что дерево можно раскрашивать, что оно прочное, легкое, но горит.
Отгадывание загадок:
С ногами, а без рук.
С боками, а без ребер.
С сиденьем, а без живота.
Со спиной, а без головы. (Кресло)
Четыре братца, под одной крышей стоят
Одним кушаком подпоясаны. (Стол)
Я удобный, очень мягкий.
Вам не трудно угадать –
Любят бабушки и внуки
Посидеть и полежать. (Диван)
Упражнять в классификации мебели: детская, кухонная.
Познакомить с историей создания стола и стула.
Воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
Составление описательных рассказов по предметам мебели.
3 неделя «Народные праздники»
Свободное общение: формировать представления детей о народных праздниках, познакомить с традициями проведения этих праздников. Познакомить детей с художественными произведениями русских писателей. Обогащать словарный запас, побуждать восхищаться народными умельцами и их творчества.
Формировать желание интересоваться праздниками народного календаря. Развивать активный и пассивный словарь.
Дать понятие устного народного творчества, разучивая потешки, небылицы, считалки. Развивать умение практического использования в игровой деятельности.
Лепка. Познакомить с кухонной утварью (ложкой). Закрепить приемы лепки: вытягивание, прищипывание, загибание, работа стекой.
Рисование. Развивать умение составлять гармоничную, многоцветную композицию. Совершенствовать изобразительную технику.
4 неделя. «Новогодний праздник» ОБЖ.
Беседа «Самый веселый праздник».
Цель: Познакомить детей с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Закрепить знания правил пожарной безопасности при проведении новогоднего праздника.
Рисование «Новогодняя елка».
Цель: Уточнить знания правил пожарной безопасности при украшении новогодней елки. Учить создавать на рисунке образ нарядной елки.
Свободное общение: «Как мы встретим Новый год».
Развитие фантазии, обогащать разговорную речь определениями и глаголами, составляя сложноподчиненные предложения.
Математика.
Развиваем счетные навыки: сколько шаров на елке, сколько внизу, а сколько вверху.
Составление рассказа по картинке «Новогодняя елка».
Конструирование «Дворцы Деда Мороза и Снегурочки».
Цель: учить создавать красивые постройки используя бросовый материал. Умение описывать свою постройку. (рассказать о ней).
Аппликация «Елочная игрушка».
5 неделя. «Зимние виды спорта»
Свободное общение «Зимние виды спорта» - продолжать знакомить детей с праздничными зимними видами спорта, с доступными сведениями из истории олимпийского движения. Расширять представления о здоровом образе жизни, воспитывать стремление вести ЗОЖ.
Целевая прогулка на стадион школы для определения в какие спортивные игры играют школьники. Обогащать представления детей о зимних видах спорта, необходимом для них инвентаре, активизировать словарь по данной теме.
Д / игра: «Угадай, что спрятано – умение представлять предметы по их словестному описанию. Развивать вербальное и невербальное воображение. Отгадывание загадок:
Две новые кленовые
Подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги
И по большим снегам беги. (лыжи)
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на снегу
Оставляют на бегу! (Лыжи)
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (санки)
Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим. (коньки)
Только зимушка придет,
Они звонко режут лед,
И блестящи, и легки
Мои резвые….(коньки)
Д / игра «Какой?» - активизировать в речи детей названия атрибутов, необходимых для занятий зимними видами спорта, учить подбирать к ним прилагательные, согласовывать слова в предложениях.
Составление рассказа по теме: «Зимние спортивные увлечения моей семьи» - развивать связную речь, активизировать в речи назввания зимних видов спорта.
Д / игра «Кому нужны эти вещи?»
Закреплять знания детей о разных видах спорта, спортсменах, спортивных атрибутов.
Развивать зрительное внимание, логическое мышление.
Родители показывают детям картинки с изображением спортивных атрибутов, уточняет их название и назначение. Затем просит детей определить, какому спортсмену нужны эти предметы.
- Лыжи нужны ….(лыжнику)
- Коньки нужны (фигуристу, хоккеисту)
- Мяч нужен (футболисту)
- Клюшка и шайба нужны (хоккеисту)
- Ласты нужны (пловцу)
Речь с движением
Мы бежим с тобой на лыжах, (дети изображают ходьбу на лыжах).
Снег холодный лыжи лижет.
А потом - на коньках, (изображают бег на коньках)
Но упали мы. Ах! (падают)
А потом в хоккей играли, (встают, машут воображаемой клюшкой)
А потом снежки метали, (бросают воображаемые снежки в цель)
А потом без сил упали (падают)
И домой мы побежали! (бегут по кругу).
Загадки
Он упрямый и пузатый.
Больно бьют его ребята.
Отчего беднягу бьют?
Оттого, что он надут! (Мяч)
Я похожа на семерку,
С хоккеистами дружу.
Я всегда им помогаю
Забить шайбу налету! (Клюшка)
Взял дубовых два бруска,
Два железных полозка.
На брусках набил я планки.
Дайте снег! Готовы….(санки)
Мчусь как пуля я вперед,
Лишь поскрипывает лед,
Да мелькают огоньки.
Кто несет меня? (коньки)
Прыгают, бегают, в игры играют,
Как одним словом их называют? (спортсмены)
Меня по льду гоняют,
Бросают в цель и мимо. (шайба)
Эти кони рыжи,
А зовут их….(лыжи)
Игра «Хлопушки»
Ребенок должен научиться прохлопывать слова, разделяя их на слоги по количеству гласных звуков.
Лы –жи, сан-ки, гор – ка, клюш – ка, пал –ка, гор – ка, лед, ка – ток, хок –кей, сне – го – вик.
Подвижные игры.
Спортивная игра хоккей с мячом.
Учить детей вести мяч, обходя препятствие, продвигать мяч короткими толчками. Способствовать развитию мышц спины, конечностей, повышению подвижности суставов рук. Развивать ловкость, выносливость.
Дети встают в две колонны друг за другом за линией старта. У первых игроков детская клюшка и маленький мячик. По сигналу воспитателя дети должны с помощью клюшки довести мячик до финишной линии, обогнуть кеглю, которая стоит за финишной линией, таким же образом вернуться назад к команде и передать клюшку.
Рассказ детей о любимых зимних забавах.
Дети рассказывают о том, чем занимаются на зимней прогулке.
Вопросы:
- Какое сейчас время года?
- Любите ли вы гулять зимой?
- Во что можно играть на зимней прогулке?
- Что можно вылепить из снега?
- Какие предметы можно взять на зимнюю прогулку?
- Какие зимние виды спорта вы знаете?
- Каким зимним видом спорта занимаетесь вы и ваши родители?
Заучивание стихотворения О. Высотской «На санках».
Покатили санки вниз.
Крепче, куколка, держись!
Ты сиди, не упади –
Там канавка впереди!
Надо ездить осторожно,
А не то разбиться можно!
Ситуация: "Соблюдаем правила безопасности".
Продолжать формировать у детей интерес к зимним видам спорта, обратить внимание на различные опасные ситуации, возникшие в процессе катания на лыжах и коньках, обсудить правила, которые необходимо соблюдать.