Татьяна Творогова
Индивидуальный детский проект в 7 классе «Осторожно! Фейки. Проверка достоверности информации»
▼ Скачать + Заказать документы
Саткинский Муниципальный район
Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа» №13
Индивидуальный проект
По теме: «Осторожно! Фейки. Проверка достоверности информации.»
Тип проекта : информационно-познавательный
Автор проекта : С. Денис, ученик 7 «А» класса
Наставник: Творогова Татьяна Евгеньевна
Социальный педагог
Сатка
2023 г.
Публикация «Индивидуальный детский проект в 7 классе „Осторожно! Фейки, Проверка достоверности информации“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты в школе. Сладший школьный возраст, 5 - 9 классы
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школьные, ученические проекты, исследовательские работы
- Темочки
Содержание
Введение
I. Теоретическая часть.
1.1. Понятие фейк
1.2. Основные причины появления фейков
1.3. Последствия фейков
1.4 Правила сетевой безопасности
II. Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение.
Актуальность выбранной темы обусловлена важностью в условиях информационного противостояния найти методы выявления фейковых информации, ее обезвреживания и нейтрализации и предотвратить
распространение ложной информации.
В 2022 году количество фейковой информации выросло в шесть раз по сравнению с прошлым годом. Учитывая, что 2021 год был год коронавируса, который стал стартом распространения фейковой информации, рост произошел с 1,5 млн до 9 млн.
В целом пользовательский интерес к тематике фейковой информации увеличился по сравнению с 2021 годом на 68%. "Людей интересует эта информация с точки зрения анализа темы, каких-то статей, опровержений, которые можно найти.
Цель: Целью этой работы является выявление особенностей фейковых информации в социальных медиа, оценить влияние таких сообщений на
пользователей социальных сетей и предложить методы борьбы с
распространением недостоверной информации
Задачи:
- Изучить причины появления фейков.
- Определить особенности информации по которой можно распознать фейк.
Гипотеза: Использование фейков искажает информацию.
Методы и приё мы:
• сбор информации;
• обработка собранной информации;
Проектный продукт : буклет
Теоретическая часть
Сеть Интернет в настоящее время представляет собой мировой
информационный и коммуникационный ресурс, доступ к которому имеет значительная часть населения планеты и стал неотъемлемой частью нашей жизни. С его помощью мы получаем информацию, общаемся, обмениваемся данными, оплачиваем товары и услуги, отправляем документы для поступления в вузы и делаем многое другое. Вместе с тем интернет таит в себе опасности. Наедине с компьютером или смартфоном легко забыть, что в Сети миллиарды людей и до любого человека всего пара кликов, чтобы связаться с ним. Но не надо забывать, что в Сети кроме доброжелательных собеседников нами могут заинтересоваться мошенники разного рода, а также тролли разной степени не безобидности.
Фейк
Словом «фейк» (англ. fake — обман, фальшивка) называют ложную информацию. Фейковые новости преимущественно распространяют в интернете — в частности, в социальных сетях.
Ложную информацию могут публиковать боты — программы, которые создали специально для этой цели. Также за распространение фейковых новостей нередко отвечают реальные люди, которые публикуют со своих аккаунтов заведомо неверные данные для привлечения внимания. Кроме того, фейки в руках мошенников могут стать инструментом для выманивания денег.
Основные причины появления фейков
Причина № 1: Фейки распространяются через знакомых.
Самый популярный вектор распространения фейковых новостей социальные сети. Когда информация передается от человека к человеку, это не только обеспечивает скорость, а еще и порождает доверие.
Чаще всего в соцсетях мы следим за людьми, которые нам симпатичны, которым мы доверяем полностью или частично. Соответственно, мы склонны верить информации, которую они распространяют. Проще говоря, наше доверие фейковым новостям рождается из доверия друзьям и семье.
Причина № 2: сенсационность и простота.
Многие важные новости имеют приземленный характер. Такие вещи, как слушания в городском совете или дебаты по поводу налоговой политики, могут оказывать большое влияние на нашу жизнь, но их очень скучно смотреть или читать.
Фейки почти всегда сенсационны. Они всегда рассказывают историю, причем удивительную. Одна из уловок фейковых новостей состоит в том, чтобы взять относительно приземленное событие и сенсационализировать его с помощью преувеличенных формулировок и дезинформации.
Самые популярные темы фейковых новостей имеют шокирующий или даже оскорбительный характер. Это вызывает эмоциональный отклик и побуждает нас распространять информацию, не проверяя ее.
Чтобы поддержать распространение фейков, нужно всего лишь поддаться эмоциям и перестать думать.
Причина № 3: Фейки укрепляют наши предрассудки.
Большую часть времени в социальных сетях мы общаемся с людьми, с которыми согласны. Добавьте к этому алгоритмы, которые предоставляют нам контент, с которым мы согласны, и вот мы уже оказываемся запертыми в мыльном пузыре единого мнения.
Это напрямую влияет на нашу предвзятость. Чем меньше мы контактируем с носителями других мнений и ценностей, тем уже наш кругозор. Фактически, тем увереннее мы ищем и верим в то, что поддерживает наши мнения и убеждения. Люди не любят ошибаться, а социальные сети сводят к минимуму контакт человека с информацией, которая не соответствует его взглядам.
Когда мы сталкиваемся с фейковыми новостями в социальных сетях, это, вероятно, укрепляет нашу субъективность. А значит, мы не будем проверять информацию так внимательно, как если бы она противоречила нашим убеждениям. Существует большая вероятность, что мы примем фейк как истину и даже поделимся им с друзьями.
Особенности, по которым можно распознать фейк
1. Анонимный автор (пользователь)
Не верьте тому, что написано в социальных сетях или в мессенджерах. Особенно, если за постом стоит анонимный пользователь. Проверьте автора : реальны ли фотографии на его странице в социальных сетях. Полистайте страницу, посмотрите, что он постит и репостит. Прогуглите его имя, если человек эксперт в какой-то области, то велика вероятность, что про него где-то кто-то писал или разговаривал с ним, как с экспертом.
Если информацию прочитали на сайте, проверьте его. Признаки сомнительного сайта: нет исходных данных о том, чей это сайт, кому принадлежит, нет юридического адреса, не указаны данные главного редактора, нет информации о составе редакции. Огромное количество баннерной рекламы также свидетельствует о том, что сайту доверять не стоит.
2. Подача информации
Обратите внимание на то, как подана информация. Критически воспринимайте то, что выглядит натурально, но вызывает стойкое ощущение абсурдности ситуации. Безусловно, абсурда и в реальной жизни хватает, тогда найдите первоисточник. Возможно, под правдивой информацией распространяется новость с сайта сатирического издания «Панорама».
3. Кликбейтный («громкий») заголовок
Кликбейтный заголовок нужен, чтобы пользователь «провалился» в текст. Кликбейт (clickbait, в переводе «щелчок» и «наживка») — это сенсационные громкие заголовки, с помощью которых читателя вынуждают сделать определенное конверсионное действие: кликнуть по ссылке, открыть видео, зайти на сайт. Чем больше переходов в текст, тем популярнее считается материал. Поэтому часто авторы жертвуют достоверностью в пользу, например, провокации.
В кликбейтных заголовках используют CapsLock, восклицательные знаки, фразы обрываются на интересном месте, встречаются выражения «ШОК», «такого раньше не было», «все удивились, когда увидели». В такие заголовки также вписывают имена известных людей.
4. Вызов эмоций у человека
Фейки почти всегда вызывают яркие эмоции. Преимущественно негативные: страх, отвращение, панику, жалость. Например, фейки о COVID-19, которые активно распространяют в мессенджерах, всегда направлены на то, чтобы испугать людей, и это всегда информация от тайных «первых лиц», «первоисточника».
5. Личное мнение выдается за факты
В мире пандемия COVID-19 — это факт.
Новый вид коронавируса не страшнее гриппа/его изобрели в лаборатории и распыляют с самолетов — это чье-то личное мнение.
Как отделить факты от личных суждений? Все факты можно подтвердить.
Факт — это числа, даты, имена, события. Он не дает никакой оценки, ни к чему не призывает.
Оценка — это выражение субъективного мнения автора. Она выражена эмоционально и может призывать к каким-то действиям.
Не воспринимайте, как правду, текст, построенный исключительно на личных оценках и рассуждениях. Когда автор делает упор не на факты, а на свои субъективные суждения и если у него много аналогичных публикаций, то это свидетельствует о предвзятом отношении к теме.
Последствия фейков
Фейк вызывает максимально сильные, негативные эмоции — гнев, беспокойство, страх, тревогу, ненависть, которые возникают у человека из-за попадания в его точку боли. Например, проблемы в бизнесе, низкие зарплаты, отсутствие социальных гарантий, рост цен на продукты.
Правила сетевой безопасности
Чтобы максимально обезопаситься от подобных угроз, нужно научиться правилам сетевой безопасности.
1. Не стоит никому сообщать о себе излишнюю информацию, например, свои место учебы и проживания, обстоятельства своей жизни (о том, что едем в отпуск, о дорогостоящих приобретениях и т. п., даже иногда имеет смысл воспользоваться псевдонимом и не раскрывать свое настоящее имя
2. Необходимо сообщать родителям или другим взрослым, которым мы доверяем, о любых разговорах на тревожные темы, которые с нами заводят незнакомцы
3. Обязательно анализировать публикуемый в Сети контент, то есть мы должны осознавать насколько могут быть опасные последствия от публикации, например, фотографий и видео, поскольку по изображениям можно понять, где происходит дело, тем более смартфоны еще и заботливо снабжают фотографии геометками. Самый большой объем данных о себе, пожалуй, мы распространяем в социальных сетях.
Практическая часть
1. Создать буклет я решил с помощью текстового редактора Microsoft Word.
2. Расположил будущий буклет в альбомном формате:
3. Настроил поля:
4. Выбрал три колонки:
5. Выбрал картинки и текст для заполнения буклета
Заключение
Работая над проектом, я пришё л к следующим выводам:
- За любой информацией стоит человек. Тексты — абсолютно все тексты — пишут люди. И каждый преследует свою цель. Единственная защита от фейковых новостей бдительность.
- Чтобы обезопасить себя и близких от фейковой информации, нужно владеть двумя навыками: проверять информацию, прежде чем делиться ею, и распознавать фейковые новости.
Моя гипотеза подтверждается.
Очень увлекательно было выполнять этот проект. Делать буклет было тоже несложно. Я научился делать буклеты. И обязательно буду делать это ещё в будущем.
Данная работа предназначена для проведения классных часов, на уроках информатики, обществознания.
Список литературы и интернет ресурсов
1. https://sdelano.media/checkinformation/
2. https://stopfake.kz/ru/archives/10539
3. https://cyberleninka.ru/article/n/yazykovye-osobennosti-feykovyh-publikatsiy/viewer
4. https://www.unisender.com/ru/glossary/klikbeyt-chto-eto-takoe-i-kak-on-rabotaet/
5.
6. https://tass.ru/obschestvo/16642301