Марина Саранча
Индивидуализация речевого развития ребенка средствами проектного метода обучения и ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
«Индивидуализация речевого развития ребенка средствами проектного метода обучения и информационно- коммуникационных технологий»
На сегодняшний день основным механизмом развития системы дошкольного образования является поиск и освоение инноваций, которые способствовали бы качественным изменениям в деятельности дошкольного образовательного учреждения. Главным принципом современных преобразований является ориентация на индивидуализацию обучения.
Публикация «Индивидуализация речевого развития ребенка средствами проектного метода обучения и ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Проекты. Проектная деятельность
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Под индивидуализацией понимается процесс построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом деятельности. Каждый ребенок имеет право на собственный путь развития. Поэтому необходимо создать условия для воспитания и обучения всех детей, а также каждому ребенку предоставить возможность проявить индивидуальность и неповторимость.
ФГОС ДО образовательную область «Речевое развитие» выделяют как основную, так как речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, игры. Речь традиционно рассматривается в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции. В связи с этим, развитие речи дошкольника на современном этапе становится одной из актуальных проблем в деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения.
Современная ситуация в системе дошкольного образования, в которой происходят изменения, связанные с ориентацией на ценностные основания педагогического процесса, его индивидуализацию в подходах к решению речевых проблем ребенка, побуждает нас, педагогов, к поиску новых форм и технологий развития речи детей. К таким технологиям можно отнести: информационно-коммуникативные технологии и метод проектной деятельности. Внедрение ИКТ не только меняет традиционный взгляд на дошкольное образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствовании форм и методов организации образовательного процесса по развитию речи. Все создаваемые образовательные материалы с помощью средств ИКТ можно использовать в совместной деятельности в процессе непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в качестве современного наглядного материала. Работая над развитием речи дошкольников педагог может создать свои мультимедийные презентации по следующим направлениям работы: формирование произношения; развитие фонематического восприятия; овладение элементами грамоты; развитие и обогащение словаря; формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания.
Использование ИКТ в развитие речи детей в дошкольном возрасте позволит:
1. Расширить представления воспитанников об окружающем мире, обогащается словарный запас.
2. Излагать логично и последовательно свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Формировать умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
4. Использовать в речи художественные достоинства родного языка, проявлять желание самостоятельно создавать их.
5. Проявлять интерес к стихам, загадкам, сказкам.
Применение ИКТ усиливает:
1. Положительную мотивацию обучения.
2. Активизирует речевую активность детей.
Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечивает наглядность; привлекает большое количество дидактического материала; способствует повышению качества дошкольного образования.
Достаточно продуктивной является такая форма организации совместной деятельности, как проектная. Она показала свою высокую эффективность в организации образовательного процесса с детьми по развитию речи. Проектная деятельность позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности. Обучение строится в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения материала, интересы каждого ребенка. Проектный метод позволяет формировать у детей компетенции и компетентности, которые предполагают развитие способности и готовности:
- к автономным действиям (самостоятельным, независимым, к формированию субъектной (индивидуально-личностной) позиции;
- к кооперативным действиям (совместным, к формированию социально-личностных качеств, которые предполагают коммуникативную активность.
Метод проектов :
- формирует коммуникативные навыки;
- созда т условия для поддержки и развития детских интересов и способностей;
- является эффективным средством речевого развития дошкольников;
- компенсирует проблему дефицита общения;
- развивает познавательный интерес;
- развивает творческое мышление;
- формирует нравственные качества личности;
- нацелен на развитие индивидуальности реб нка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности.
Данные подходы к организации работы по речевому развитию дошкольников, существенно обогащают содержание деятельности по развитию речи, позволяя развивать личностные субъективные качества реб нка посредством активизации мотивов общения.
Для развития речи дошкольников в дошкольном учреждении могут использоваться разные варианты проектов.
1) специальные тематические проекты по речевому развитию (монопроекты);
2) интеграция задач развития общения и речи в тематические монопроекты по другим образовательным областям;
3) межпредметные интегрированные проекты.
Каждый ребенок имеет возможность поучаствовать в реализации проекта, исходя из своих индивидуальных потребностей и возможностей, развивая и проявляя свои компетенции и компетентности в индивидуальной и совместной деятельности со сверстниками и педагогами.
Рассматриваемые технологии позволяют в достаточной мере реализовать принцип индивидуализации образовательного процесса, тем самым способствовать развитию речи каждого ребенка, его коммуникативную активность.