Александра Кружевская
Имаготерапия как один из видов здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
В работе с детьми имаготерапию можно представить как театрализацию, в основе которой лежит использование пересказа драматического произведения, переход рассказа в заранее запланированный диалог между взрослым и ребенком.
Имаготерапия нацеливает не только на развитие речи, эмоций и чувств, но и на решение вопросов социализации детей, выхода из сложных ситуаций, продуктивного решения проблемы.
Виды имаготерапии :
Куклотерапия
Психодрама
Сказкотерапия
Подробней остановимся на сказкотерапии.
Темочки:
Сказкотерапия означает лечение сказкой и является инновационным методом в работе с детьми, который позволяет мягко ненавязчиво воздействовать на ребенка при помощи сказки, решая при этом самые разные задачи.
Одной из важных функций сказочной истории — это хранение опыта, то есть даже после окончания работы с ней, сказка продолжает оказывать свое действие на ребенка.
Различают следующие виды сказок:
Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая.
Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Чаще всего такая сказка заканчивается небольшим заданием (связанным с темой сказки, которое ребёнок должен выполнить. Это может быть замаскированный «под сказку» простой рассказ о том,
• как и зачем нужно внимательно переходить проезжую часть,
• как и зачем нужно поздравлять своих друзей с праздниками, например, с днём рождения,
• как и зачем нужно научиться самостоятельно одеваться или заваривать чай,
• как и зачем нужно убирать на место игрушки,
• как и зачем нужно быть вежливыми с окружающими людьми.
Психологическая сказка
Психологическая сказка — это любая авторская история, содержащая вымысел. Психологическая сказка влияет на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. Она сосредоточена на личностное развитие слушающего и объяснит ему, например, зачем любить маму, зачем любить своих друзей.
Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека. Сначала в такой сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива.
Вот, например, возьмём всем известную сказку про крошку Енота. Когда он скалился и кривлялся, смотря в ручей - ему казалось, что в ручье живёт чудище. Но как только он решил улыбнуться ручью, вместо чудища в ручье появился добрый и симпатичный друг. Здесь идёт речь о важности улыбки при встрече с миром - очень похоже на события обычной жизни.
Художественные
К ним относятся сказки, созданные многовековой мудростью народа и авторские истории. Правильно подобрав сказку, можно решить многие проблемы ребенка: побороть страх и капризы, развить волю и смелость. Такая сказка учит ребенка, но не ругает, не затрагивает его личные чувства, все происходит на примере героев. Ребенку всегда проще передать нормы поведения и умения ориентироваться в разных жизненных ситуациях в сказочной игровой форме.
Например, сказки «Морозко», «Снегурочка», «Крошечка-Хаврошечка» воспитывают женскую мудрость, а в сказке Леонида Пантелеева «Две лягушки» можно проследить взаимосвязь своих действий и результата.
Основные методы, используемые нами в сказкотерапии:
Рассказывание сказки
Начинать нужно всегда с чтения - рассказывания новой или уже известной детям сказки. Небольшие по объему сказки желательно рассказывать наизусть, чтобы вызвать эмоциональный отклик ребенка на содержание сказки. Читать следует выразительно, чтобы дети слушали. Выразительность речи можно достичь интонацией голоса, мимикой, жестами. Данные приемы помогают ребенку представить образы героев ярче, красочнее.
Рассказывание можно сочетать с музыкой, игрушками, разными видами театра (настольный театр, кукольный, пальчиковый, теневой и др)
Рисование сказки
Дошкольникам предлагают нарисовать героев сказки. Дети могут разыграть всю сказочную историю, используя свои рисунки. Также из готовых работ можно сделать настоящую книгу, смастерив обложку, переплет и надписи к картинкам.
Рисовать можно не только карандашами, красками, но и светом, песком. В процессе такой работы ребенок переключает свое внимание с негативных эмоций на позитивные, создает новые образы, погружается в атмосферу волшебства.
Сочинение сказки
Детям предлагается сочинить целую сказку о каком-нибудь герои или предмете. А можно предложить придумать свои варианты к знакомым логически завершенным сказкам (например, в сказке «Репка» вытянули репку, а возможно под репкой оказался клад);
В известную и любимую сказку ввести новых главных героев или что- то изменить и попросить придумать продолжение. Например, в сказке Золушка, убегая, девочка может потерять не туфельку, а платочек - получится совершенно новая сказка.
Или наделить главных героев знакомой сказки противоположными качествами и продумать поступки и приключения, в которые они попадут (например, падчерица становится ленивой и капризной, а мачеха – заботливой и трудолюбивой, лиса перерождается в послушную и скромную и т. д.)
Если герой оказывается перед выбором нескольких путей решения проблемы в сказке, детей можно попросить придумать продолжение к каждому из вариантов (например, когда Иван-царевич стоит перед выбором пути; Золушка сама выполнила всю работу и попала на бал в своем грязном платье)
А если ребенку не нравится чем-то сюжет, поворот событий, конец сказки можно предложить дописать или переписать авторскую или народную сказку.
Изготовление кукол
Педагог предлагает детям создать кукол к понравившейся сказке из различных материалов, в разной технике, например из дисков, ложек, бумаги. Данный метод помогает обогащению речи ребенка, развивает творческое воображение, мелкую моторику рук.
Постановка сказки
Хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у ребят развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, речь, умение видеть необычные моменты в обыденном. Разыгрывание сказки помогает преодолеть неуверенность в себе, застенчивость, учит вести диалог с партнёром, пополняет словарный запас
И так через сказки ребенок получает знания о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, возникающих у человека в жизни. Через сказки ребенок учится преодолевать барьеры, находить выход из трудных ситуаций, верить в силу добра, любви и справедливости.
Сказкотерапия- процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг. Это еще и терапия средой, особой сказочной обстановкой, в которой могут проявляться потенциальные части личности, нечто нереализованное, может материализоваться мечта.