Наталия Яковлева
Игры с предметами
▼ Скачать + Заказать документы
Игры с предметами на занятиях художественным творчеством очень полюбились дошкольникам белгородского детского сада №15 «Дружная семейка», ведь во власти каждого педагога сделать так, чтобы любое творческое задание с предметами сделало ребенка настоящим волшебником, приблизив его к той грани, где начинают рождаться собственные фантастические замыслы. Хоть творчеству обучать невозможно, зато можно и необходимо создавать на занятиях такие условия, благодаря которым оно проявиться у детей, а их познавательные и художественные способности будут развиваться.
Публикация «Игры с предметами» размещена в разделах
- Игры для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» октябрь 2013
В непосредственно образовательной деятельности по рисованию, лепке, аппликации, конструированию детям сложно контролировать себя и управлять своими движениями, когда необходимо просидеть на месте целое занятие. И вот тут предметы, которые только что были подсобным материалом или орудиями производства, взрослый превращает в необычные игрушки, позволяющие переключить деятельность, а также стабилизировать произвольность поведения.
«Палочки-изображалочки» :
на занятии используются ватные палочки (6 штук) для рисования в технике «тычок».
Педагог говорит детям:
Всем мальчишкам и девчушкам:
Палочки для чистки ушек
Поскорее нужно взять
Чтобы образ им придать!
- выложите из палочек крестик (сколько палочек мы использовали? 2);
- треугольник (сколько палочек мы использовали? 3);
- квадрат (сколько палочек мы использовали? 4);
- елочку (сколько палочек мы использовали? 5);
- домик (сколько палочек мы использовали? 6);
- другие образы (лесенка, ступеньки и пр.
«Салфетколет» :
на занятии используются бумажные салфетки для вытирания рук.
Педагог начинает игру со слов:
Как обычную салфетку
Изменить сумеют детки?
- скрутите салфетку в трубочку;
- покатайте трубочку между ладонями;
- положите трубочку между большим и указательным пальцами левой руки и передайте большому и указательному пальцам правой руки;
- положите трубочку между указательным и средним пальцами левой руки и передайте указательному и среднему пальцам правой руки;
- положите трубочку между средним и безымянным пальцами левой руки и передайте среднему и безымянному пальцам правой руки;
- положите трубочку между безымянным пальцем и мизинцем левой руки и передайте безымянному пальцу и мизинцу правой руки;
- зажав трубочку между большими пальцами обеих рук, переместите трубочку на внешнюю сторону ладоней;
- и, наоборот, от внешней стороны ладоней переместите трубочку к большим пальцам;
Скрутите трубочку в виде штурвала и повертите.
Разверните трубочку.
Создайте образ космолета.
Созданный «салфетколет» отправляйте в полет.
«Коробок-акробат» :
на занятии используются несколько спичечных коробков для создания поделок из бросового материала.
Педагог просит открыть коробок:
- каждым пальцем перевернуть коробочку с дном;
- каждым пальцем прокрутить коробочку по кругу;
- от одной руки к другой «щелчком» перебросить коробок.
Педагог говорит детям:
Как обычный коробок
Стал на свой картонный бок,
Так вертелся, так крутился,
Что случайно превратился…
Превратите коробок в лодку. В крышу. В телевизор.
«Крупинки» :
на занятии используются несколько видов круп для рисования на плоскости.
Педагог говорит детям:
Долго мелкие крупинки
Спали в маминой корзинке.
Им пришла пора проснуться
И к искусству прикоснуться:
Будем зёрна пробуждать -
Станем ими рисовать.
Педагог просит взять поднос с крупинками. Далее предлагает найти среди общей массы желтые. Назвать их. (Пшенные). Покатать между пальчиками. Найти коричневые крупинки. Назвать их. (Гречневые). Покатать между пальчиками. Найти белые крупинки. Назвать их. (Рисовые). Покатать их между пальчиками. Далее все крупинки покатать ладошками по подносу.
Смешайте крупинки.
Нарисуйте внутри шарик.
Превратите его в солнышко, добавив лучики.
Перемешайте и оставьте отпечаток ладошки.
Снова перемешайте и «скрутите» спиральку.
Создайте геометрические фигурки. Разнообразные формы. Погоду.
Настроение и пр.
«Виртуозная картонка» :
на занятии используются полосочки - картонки (4 штуки) для рисования в технике «со сдвигом».
Педагог говорит детям:
Картонка в образ превратится,
Как только с ручками сроднится:
- удерживайте картонку только большими пальцами обеих рук;
- удерживайте картонку только указательными пальцами обеих рук;
- удерживайте картонку только средними пальцами обеих рук;
- удерживайте картонку только безымянными пальцами обеих рук;
- удерживайте картонку только мизинцами обеих рук;
- нарисуйте на картонке пальцем изображение цветка, снежинки, спирали, круга, сердечка и пр.
Создайте образ лесенки. Сделайте объемную песочницу. Поставьте крышу. Постройте юрту.
«Веревочка» :
на занятии используются веревочки для подвесок, мобилей, нитевой аппликации.
Педагог говорит детям:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем руки разминать!
И веревочке обычной
Станем образ придавать.
Педагог раздает детям связанные веревочки, просит:
- оденьте их на ладошки, на два указательных пальца, на два средних, безымянных, мизинца, на два больших пальца;
- скрутите веревочку двумя указательными пальцами, двумя средними, двумя безымянными, двумя мизинцами, двумя большими;
- сделайте восьмерки пальцами обеих рук в том же порядке.
Превратите веревочку в ровную дорожку, петляющую тропинку.
Штиль на море. Шторм на море.
Ступеньки вверх. Спуск вниз.
Горку, качельку, кренделёк, улиточку, сердечко и пр.
«Бусики - моллюсики» :
на занятии используются бусины, шарики, горошины для создания коллажей, а также украшений при лепке.
Педагог говорит детям:
Бусину моллюск растил
В море жемчуг отпустил.
Много бусинок на дне,
Хватит для игры вполне.
- возьмите шарики, бусины, горошины, рассыпьте их по столу;
- ладошками, как створками раковины моллюска, загребите только шарики, стараясь собрать как можно больше;
- ладошками, как створками раковины моллюска, загребите только бусины, стараясь собрать как можно больше;
- ладошками, как створками раковины моллюска, загребите только горошины, стараясь собрать как можно больше;
- приоткройте створки-ладошки выпуская по одному шарику, бусине, горошине.
Выложите из бусинок-горошинок змею. Бантик. Улитку. Заборчик. Глаз. Человечка и пр.
«Киска из дисков» :
на занятии используются ватные диски для объемной аппликации.
Педагог начинает игру со слов:
Преврати простые диски
В ватную матрешку, киску,
Выложи из них цветок,
Чебурашку, сапожок,
Червячка и светофор…
Ты – великий фантазер!
Педагог просит детей выложить из дисков всевозможные образы.
Дети начинают игру с трех дисков, каждый раз прибавляя по одному, тем самым усложняя задачу.
Это могут быть: Чебурашка, светофор, цветок, машинка, червячок, матрешка и пр.
«Проволочка - циркачка» :
на занятии используется кусок изолированной проволоки для работы с бросовым материалом, проволочной скульптурой или для создания глиняных поделок.
Педагог начинает игру со слов:
Мы из проволоки гибкой
Ловко выложим улитку,
Рыбку, кренделёк, спираль…
Нам фантазии не жаль!
Педагог просит детей согнуть проволоку в виде: кружка, восьмерки, спиральки, птички, человечка и пр.
«Карандашотека» :
на занятии используется цветные карандаши для рисования.
Педагог начинает игру со слов:
Начинаем игротеку
Открываем дискотеку:
Вам помогут, малыши,
Острые карандаши!
Педагог просит детей поиграть с цветом, выложить из карандашей радугу, пустыню, сосульки, ёлочки, травинки. Далее он просит создать образы геометрических фигур, домика, железной дороги, колодца и пр.
«Скалочка» :
на занятии используются скалочка для работы с тестом, глиной или пластилином.
Педагог говорит детям:
А у нас есть скалочка –
Просто выручалочка:
Инструмент для превращенья
И источник вдохновенья.
- имитируйте раскатывание теста;
- удерживайте скалку указательными пальцами обеих рук;
- удерживайте скалку средними пальцами обеих рук;
- удерживайте скалку безымянными пальцами обеих рук;
- удерживайте скалку мизинцами обеих рук;
- раскатывайте скалку ребрами ладоней;
- раскатывайте скалку внешней стороной ладоней.
Превратите скалочку в столбик. В бревно. В юлу.
Таким образом, если при выполнении различных практических задач малыши используют предметы целесообразно, совершенствуя тем самым «ручную» умелость, расширяя возможности мышления, памяти и восприятия, то при использовании этих же предметов нецелесообразно, т. е. с творческим подходом у дошколят раскрываются те их возможности, которые еще не реализовались в реальной жизни.